Не хочу быть учителем. Свыше двух тысяч бюджетных мест в педагогических вузах остались свободными
Статьи > Не хочу быть учителем. Свыше двух тысяч бюджетных мест в педагогических вузах остались свободными
Почему профессия учителя по-прежнему не привлекает абитуриентов? Существует ли на самом деле кризис учительской профессии? Об этом и не только корреспондент "РГ" беседует с ректором Московского областного госуниверситета Владимиром Пасечником.Российская газета: Владимир Васильевич, вы готовите учителей, но из названия вуза исчезло слово "педагогический". Почему?
Владимир Пасечник: Несколько лет назад Московский педагогический университет стал государственным областным университетом. Наряду с учительскими мы предлагаем и другие специальности: соотношение - пятьдесят на пятьдесят. По нашим сведениям, примерно 60 процентов выпускников идут работать в подмосковные школы. К сожалению, остальных перетягивает Москва.
РГ: По последним данным минобрнауки, на каждого учителя в России приходится всего 9 учеников. А количество специальностей гуманитарного цикла сократилось всего на 10 процентов. В одной только Московской области учителей готовят три вуза. Зачем нам так много педагогов?
Пасечник: Я не вижу большой проблемы в том, что не все учителя идут работать по специальности. За последние три-четыре года ни один из выпускников нашего вуза не стоял на бирже труда. Значит, все востребованы. Учительская профессия - особая. Далеко не каждый выпускник сможет работать в школе. А того, кто может и хочет работать с детьми, не всегда устраивают условия, которые сегодня предлагает школа.
Но если молодой специалист проработал 5-6 лет, он своей профессии уже не изменит. Вот почему очень важно поддержать выпускников вузов в первые годы. Во многих странах так и делают - дают молодому специалисту сразу высокую зарплату - не ниже средней по промышленности, и больше она практически не растет. У нас все наоборот. Учителя со стажем получают хорошие деньги и, естественно, не хотят уходить на пенсию. А молодежь в школе не задерживается.
РГ: Зачем же тратить бюджетные деньги на тех, кто не будет работать по специальности?
Пасечник: В прежние времена была сделана попытка профотбора: создавались педклассы при вузах, абитуриенты приносили характеристики от педсоветов, вузы проводили профориентационные собеседования. Это давало определенный результат. Но сейчас и таких возможностей нет. ЕГЭ диктует свои правила: конкурс идет не среди абитуриентов, а среди документов. Большие надежды мы возлагаем на целевой набор. В этом году из 950 бюджетных мест целевикам отдано 140.
РГ: Учителей много, а хороших учителей почти нет. Почему?
Пасечник: Не согласен с вами. Есть хорошие педагоги. Правда, это не значит, что все они - победители конкурсов и лауреаты премий. Скорее даже наоборот. Тому, кто отдает все свое время ученикам, иногда просто некогда собирать бумаги для награждений и участия в конкурсах. Вот возьмите олимпиады. Есть учителя, которые из года в год готовят победителей всероссийских и международных олимпиад по биологии. Это, например, Ирина Ивановна Ежова из Раменского района Московской области, Татьяна Владимировна Максимова из Тулы, Елена Валерьевна Бессолицына из Кирова, Альмира Степановна Бабушкина из Череповца. Я не уверен, что они имеют какие-то награды и титулы, но это замечательные педагоги, способные разглядеть в ребенке талант.
РГ: Хороший педагог - это...
Пасечник: Тот, кто увлечен своим делом, всегда в поиске нового и владеет всеми современными технологиями.
РГ: А любовь к детям тут на каком месте?
Пасечник: Любовь - понятие относительное. Мои студенты после практики часто жалуются: мы детей любим, а они нас не слушают. Дети - прекрасные психологи. Первые два-три урока они приглядываются к учителю и делают выводы: у этого надо работать, а у того - необязательно. За 30 лет работы в школе я, например, никогда не ставил сразу "двойку". Надо, чтобы ученик понял: сегодня не поставили, значит, вызовут завтра. И если опять не ответишь, получишь две "двойки" сразу.
Очень хороший педагогический прием - когда оценку ставит весь класс. Есть еще хороший метод: класс разбивается на 5-6 групп, каждая получает задание и решает его вместе. Тут педагог может оценить и коллективную работу, и каждого ученика.
РГ: Так ведь это же шум на уроке!
Пасечник: Наоборот. Дети заинтересованы. При такой методике школьники устают гораздо меньше, чем на обычном уроке. А у нас часто как? "Не вертись, не крутись, делай, что я тебе сказал!" В худшем случае весь урок говорит сам учитель, а дети сидят, открыв рот, и ничего не делают. А потом выясняется, что они ничего не запомнили. В лучшем случае работает один ученик, отвечая у доски.
РГ: Сдать ЕГЭ эти коллективные методики помогут?
Пасечник: Обычно противники ЕГЭ утверждают - с помощью тестов нельзя проверить, как творчески мыслит ученик. Не согласен. Я член жюри международных олимпиад по биологии. Там применяется только тестовый контроль - другое просто невозможно, если ребята говорят на разных языках. Задания составлены таким образом, что предусматривают не только знание фактического материала, некоторые ответы нельзя найти, если ты не умеешь рассуждать и сопоставлять факты. Если грамотно составить КИМы, то все будет в порядке.
РГ: А вы КИМы по биологии смотрели?
Пасечник: Смотрел. Они становятся лучше, хотя пока преобладают вопросы, требующие знания фактического материала. Но методика составления тестов постепенно отрабатывается.
РГ: Серьезные претензии звучат в адрес учебной литературы. Критике подверглись учебники истории, словари русского языка. Что скажете об учебниках биологии?
Пасечник: Я сам автор двух линий учебников и пособий по этому предмету. Жаль, конечно, что количество часов на биологию в школах уменьшилось: сейчас это один час в неделю в 6, 10, 11-м классах и два - в 7, 8, 9-м. В связи с этим учебник биологии для 6-го класса пришлось полностью переработать. Вот он.
РГ: Какой тоненький! И текста мало.
Пасечник: Это вам так кажется, что текста мало. Он построен так: один урок - один параграф. И задания для самостоятельной работы.
РГ: А часов химии тоже в школе стало меньше?
Пасечник: К сожалению, да. Но зато среди абитуриентов выросло количество юношей, которые хотят стать биологами и химиками. Такая вот арифметика.
Досье "РГ"
Владимир Васильевич Пасечник. Окончил Московский областной пединститут им. Н.К. Крупской по специальности "учитель биологии и химии". Работал лаборантом, учителем биологии. Долгое время в Алжире преподавал биологию на французском языке. С 1979 года работает в альма-матер. Автор более 100 научных работ, а также методических пособий и 5 учебников для школ.
Ирина Ивойлова
© Российская газета
http://news.babr.ru/
Статья добавлена: Irinka, Сентябрь 16 2009 08:29
Добавить комментарий
Для того чтобы добавить комментарий Вам необходимо авторизироваться
Рейтинги
Рейтинг доступен только для авторизованых пользователей.
Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.
Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.
Нет данных для оценки.
Другие статьи
- Щапов проведет встречу с ангарчанами 15 авг 2020 20:49
- Почётный наш земляк - Заголовец А. И. 01 мар 2020 22:52
- Почётный гражданин Тулунского района Мазан Зиновий Васильевич. 24 фев 2020 21:31
- Почётный гражданин Тулунского района А.Е.Юдин. 22 фев 2020 12:22
- Культурная жизнь посёлка 4 отделения ТГСС. 08 фев 2020 22:18
- Учёный с большим именем - Виктор Евграфович Писарев. 08 фев 2020 11:16
- Знатный селекционер П.И. Поляков. 01 фев 2020 23:43
- Рождественский пост. Добрый путь – добрые помыслы 21 дек 2018 09:00
- биоактиватор роста растений и рассады 31 мар 2018 11:47
- Лаборатория химического анализа ТГСС. 25 апр 2017 14:24
- Жить и работать для людей. 16 апр 2017 10:44
- 110 лет Тулунской государственной селекционной станции.. 15 апр 2017 23:10