Чем могут грозить скидки по каско?
Статьи > Чем могут грозить скидки по каско?
В кризис многие компании, продающие полисы каско со значительными скидками, оказались в зоне риска. «Газета» выясняет, как можно снизить цену, покупая полис, и не остаться при этом у разбитого корыта.Только за первые четыре месяца этого года в России отозваны или приостановлены лицензии 33 страховщиков. Как показывает практика, ситуация, в которую попадают владельцы полисов каско, выданных такими компаниями, близка к безвыходной. Ярким примером может служить недавний уход с рынка страховой компании «Метрополис».
Уже несколько месяцев ее клиенты безуспешно пытаются вернуть деньги. Для этого они даже попытались пойти по пути обманутых дольщиков и создать свое общественное движение. Дело в том, что юристы сразу предупредили их, что подавать в суд им особого смысла нет. Уцелевшие активы страховщика будут распроданы в рамках процедуры банкротства, а вырученные деньги достанутся кредиторам. Вот только в очереди кредиторов страхователи по закону оказываются одними из последних. В результате на их долю, как правило, ничего не остается.
Поэтому клиенты «Метрополиса» решили действовать нестандартно и привлечь внимание общественности. В конце января, когда «Метрополис» еще вовсю торговал своими полисами, несколько активистов, которые никак не могли получить с компании выплаты, описали возникшие у них проблемы в специально созданном блоге antimetropolis.livejournal.com и оставили ссылки на него в многочисленных автофорумах.
Сначала жалобы на страховщика были нечастыми. Но к концу февраля, когда у «Метрополиса» начались проблемы с лицензией (она была приостановлена 26 февраля и отозвана 30 апреля), число подписчиков блога перевалило за 50 человек. Сейчас их уже больше 80. Все они потратили несколько десятков тысяч рублей на покупку полисов каско, а теперь не могут получить выплаты.
Блогеры уже писали коллективные и одиночные письма в Росстрахнадзор и в отдел по борьбе с экономическими преступлениями МВД. Но толку от такой активности мало. Чиновники порекомендовали подавать в суд, а милиционеры уже месяц собирают улики. Один из активистов движения, начальник отдела ресторанной компании Дмитрий Жуков говорит: «Мы затеяли все это, потому что надеялись вернуть деньги. Теперь я уже ни на что не надеюсь».
Пример «Метрополиса» показателен. Долгое время небольшие компании позволяли себе завлекать клиентов по каско и ОСАГО большими скидками и огромными, до 45%, комиссиями агентам. Они работали фактически себе в убыток, но выживали либо благодаря сильным акционерам, либо из-за постоянно увеличивающегося числа клиентов.
Однако в кризис влиятельные акционеры спасают профильные активы, к которым страховщики в большинстве случаев не относятся. Банки стали реже выдавать кредиты, а значит, граждане стали реже покупать машины. А без машины и страховка на нее ни к чему. В результате демпинг неминуемо приводит небольшие компании к банкротству.
При этом долги по "автогражданке" за покинувшие рынок компании оплачивает Российский союз автостраховщиков из специальных фондов, куда все страховщики ОСАГО отчисляют 3% сборов по этому виду бизнеса. А вот по каско компенсационных фондов нет, хотя эти полисы стоят на порядок дороже.
В гостях у каско
Для того чтобы купить полис подешевле, вовсе не обязательно обращаться в компанию с сомнительной репутацией. Зачастую достаточно изучить условия известных на рынке операторов: они готовы предоставить значительные скидки, если клиент выполнит ряд условий.
Так, в апреле сразу несколько крупных страховщиков заявили о снижении цен и существенных скидках на полисы каско. Но едва ли в этом случае можно говорить о демпинге. Скорее за яркими рекламными предложениями скрываются хитрые нюансы.
Например, один из лидеров рынка заманивает клиентов внушительными скидками - до 55% - на полисы каско. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что полис продается с франшизой и по его условиям клиенту при наступлении страхового случая придется из собственного кармана оплачивать убытки в размере 2% от прописанной в договоре стоимости автомобиля, но не менее 25 тыс. рублей.
Франшизу преподносят как опцию для занятых клиентов, у которых нет времени на
сбор справок и которым проще провести небольшой ремонт за
свой счет. Наличие франшизы, освобождающей страховщика от мелких выплат, действительно может удешевить полис на 20--60%. Выгода страховщиков проста: по неофициальной статистике, ущерб по большинству страховых случаев с автомобилями не превышает $1 тыс. Впрочем, сэкономить время и деньги, согласившись на франшизу, не всегда получается. Про деньги и так понятно. А что касается времени, то оно все равно уходит на оценку повреждений: на глаз трудно определить, превышает размер ущерба установленный лимит или нет. Да и в ГАИ, если речь идет о ДТП, побывать придется. Плюс ко всему, чтобы не потерять гарантию на автомобиль, даже за мелким ремонтом нужно будет обращаться в авторизованный сервис. Очереди туда, например к дилерам Toyota или Mazda, составляют сейчас по нескольку месяцев. Какая разница - находиться в этой очереди в качестве клиента страховщика или в качестве человека с улицы? В результате получается, что если машина на гарантии, особого смысла покупать полис с франшизой нет.
Другой лидер рынка готов снизить стоимость полиса на 40% для тех, кто купит полис с франшизой. Причем не через агента, а напрямую в компании. Примечательно, что это не единственный страховщик, готовый сделать скидку, если полис куплен не через агента. Третий лидер рынка пообещал пришедшим из других страховых компаний клиентам продать полис на 10% дешевле, чем у конкурентов. За красивым предложением стоит ряд условий: снизить цену удастся не больше чем на 25% от тарифов самой компании. А полис нужно будет покупать в офисе или через сайт. Страховщики экономят на агентских комиссионных, предлагая эти суммы в качестве скидки клиентам.
Четвертый крупный страховщик готов предоставить скидку в размере 30% автовладельцам, купившим в компании сразу несколько полисов: ОСАГО, полис добровольного страхования автогражданской ответственности, фактически расширяющий страховой лимит ответственности по ОСАГО, и собственно полис каско. Это также распространенная практика на рынке.
Стоит задуматься о необходимости платить деньги за услуги аварийного комиссара, выезжающего на место ДТП, и сбор справок за клиента. В некоторых компаниях при стоимости полиса свыше $1,5 тыс. услуга сбора справок предоставляется бесплатно. К более дорогой страховке могут прилагаться также услуги аварийного комиссара - консультанта, выезжающего на место ДТП, чтобы помочь клиенту разобраться в ситуации. Отдельно его услуги стоят в пределах $200. Причем если это не представитель конкретной страховой компании, его оценка будет максимально независимой. Аварийный комиссар, приезжающий от страховщика, нередко действует в его интересах. В частности, если он обнаружит обстоятельство, позволяющее отказать в выплате, то, скорее всего, обратит на него внимание компании.
Ну и наконец, условие, на которое агенты редко обращают внимание клиентов, продавая им подозрительно дешевые полисы: агрегатные страховые суммы. Агрегатная сумма подразумевает страховку с вычитаемыми убытками. Например, если вы застраховали машину на $25 тыс., попали в аварию, которая обошлась компании в $10 тыс., а в следующий раз разбили авто так, что восстановлению оно уже не подлежит, то по последнему случаю вам выплатят не $25 тыс., а только $15 тыс., то есть «неизрасходованную» сумму. Зато при покупке полиса с агрегатной страховой суммой можно рассчитывать на скидку в 10--15%.
Европротокол забуксовал
"Количество выездов инспекторов ГАИ на места аварий практически не уменьшилось", - заявил на одной из недавних пресс-конференций главный государственный инспектор безопасности дорожного движения России Виктор Кирьянов. Это означает, что попавшие в ДТП водители боятся уезжать с места происшествия, не дождавшись сотрудников автоинспекции.
Между тем уже три месяца они имеют право не тратить часы на ожидание и не создавать бесконечные пробки: 1 марта начали действовать новые правила упрощенного урегулирования ДТП, так называемый европротокол. Если ущерб не превышает 25 тыс. рублей, нет пострадавших и оба участника происшествия имеют полис ОСАГО, представителей автоинспекции можно не дожидаться, а оформлять документы самостоятельно. Однако, по словам участников рынка, за первый месяц работы услуги нашлось всего чуть больше сотни смельчаков, не ждавших гаишников на месте аварии. В Минфине даже был подготовлен документ, в котором четко расписывались правила действия упрощенного оформления ДТП. Но он так и не был согласован, потому что страховщики и чиновники не могли договориться. Бизнесмены хотели, чтобы нововведение распространялось только на тех, кто купил полисы ОСАГО после 1 марта. Чиновники настаивали на том, чтобы нововведение распространялось на всех водителей вне зависимости от того, когда они купили полис ОСАГО. А водителей в России - 25 млн человек. В этой ситуации сложно найти виноватого: чиновники хотели улучшить жизнь всем водителям, страховщики защищали свой бизнес, ведь если бы сложная система взаиморасчетов дала сбой, пострадали бы те же водители. В итоге же нововведение фактически заморожено.
Их не угонят
Цена полиса зависит от очень многих факторов: стажа, возраста и, конечно, от автомобиля, на котором передвигается автовладелец. По мнению опрошенных «Газетой» экспертов рынка, дешевле всего полисы обходятся водителям 30--50 лет со стажем от пяти лет. Автовладельцам моложе 20 лет полис обходится на 30-40% дороже.
С точки зрения цены страховки невыгодно ездить на Porsche Cayenne, Toyota Avensis, Toyota Land Cruiser, BMW X5 или Honda Accord: эти модели находятся в списке самых угоняемых, и без специальных противоугонных систем каско для них будет дороже в среднем на 20%.
При этом важны не абсолютные цифры угонов. Так, по статистике ГИБДД, Lexus считается менее угоняемым авто, чем Lada. Связано это с тем, что соответствующий список составляется по количественным показателям. А "Жигулей" в России в разы больше, чем Lexus.
На тариф влияет и цена авто, но несколько необычным образом. Многочисленные исследования доказали: чем выше цена, тем бережнее к машине относится владелец. Именно поэтому у многих страховщиков тариф на Bentley в процентах от стоимости машины ниже, чем, например, на Citroen.
25.05.2009 / КСЕНИЯ ЛЕОНОВА
Материал опубликован в "Газете" №93 от 26.05.2009г.
Из выпуска от 26-05-2009
http://subscribe.ru
Статья добавлена: Irinka, Июнь 02 2009 10:20
Добавить комментарий
Для того чтобы добавить комментарий Вам необходимо авторизироваться
Рейтинги
Рейтинг доступен только для авторизованых пользователей.
Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.
Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.
Нет данных для оценки.
Другие статьи
- Щапов проведет встречу с ангарчанами 15 авг 2020 20:49
- Почётный наш земляк - Заголовец А. И. 01 мар 2020 22:52
- Почётный гражданин Тулунского района Мазан Зиновий Васильевич. 24 фев 2020 21:31
- Почётный гражданин Тулунского района А.Е.Юдин. 22 фев 2020 12:22
- Культурная жизнь посёлка 4 отделения ТГСС. 08 фев 2020 22:18
- Учёный с большим именем - Виктор Евграфович Писарев. 08 фев 2020 11:16
- Знатный селекционер П.И. Поляков. 01 фев 2020 23:43
- Рождественский пост. Добрый путь – добрые помыслы 21 дек 2018 09:00
- биоактиватор роста растений и рассады 31 мар 2018 11:47
- Лаборатория химического анализа ТГСС. 25 апр 2017 14:24
- Жить и работать для людей. 16 апр 2017 10:44
- 110 лет Тулунской государственной селекционной станции.. 15 апр 2017 23:10