Ответственность за незаконную рубку лесных насаждений.
Прислано Irinka на Май 25 2023 10:25
Ответственность за незаконную рубку лесных насаждений. Разграничение административных нарушений и преступных деяний

25.05.2023

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Отношения, связанные с использованием и охраной лесных и иных насаждений, регулируются Лесным кодексом РФ и Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 75 которого установлены виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды – гражданско-правовая, дисциплинарная, административная и уголовная.
Административная ответственность за нарушение лесного законодательства предусмотрена ст. 8.28 КоАП РФ, в которой закреплено, что незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан; а также аналогичные действия, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники либо совершенные в лесопарковом зеленом поясе, наказывается штрафом в различных суммах с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения.
Уголовная ответственность устанавливается за нарушения лесного законодательства, имеющие наиболее высокую степень общественной опасности.
В частности, такая ответственность за незаконную рубку лесных насаждений предусмотрена ст. 260 УК РФ, предметом преступления которой являются не только лесные насаждения, но и не отнесенные к ним деревья, кустарники, лианы. За указанные деяния предусмотрены следующие виды наказаний: штраф, обязательные работы, исправительные работы, принудительные работы, лишение свободы.
Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений и незаконной рубки лесных насаждений, административная ответственность за которую предусмотрена ч. ч. 1, 2 ст. 8.28 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, исчисленный по утвержденным Правительством РФ таксам и методике, превышающий пять тысяч рублей.
Применительно к незаконному повреждению насаждений критерием является степень такого повреждения, поскольку, если прекращение роста насаждений не произошло, действия виновного подлежат квалификации по ст. 8.28 КоАП РФ. Так же квалифицируются и действия лица, приведшие к прекращению роста насаждений, при отсутствии обязательного признака - значительность причиненного ущерба, а также квалифицирующих признаков, указанных в ч. 2 ст. 260 УК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Иски о компенсации вреда окружающей среде могут быть предъявлены в течение 20 лет
Важно отметить, что непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде, что и представляет собой реализацию указанной выше гражданско-правовой ответственности. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.

Старший помощник межрайонного прокурора Т.С. Монголова
https://tulunr.irkmo.ru/news/detail.php?ID=148311