Тулунский завод стеклокомпозитов или федеральная трасса?
Прислано Irinka на Август 03 2022 12:55
Власти Тулуна не хотят решать вопрос и гробят завод

Текст: Беседовал Михаил Малахов , СМ Номер один , №28 от 28 июля 2022 года , #Политика , Тулунский завод стеклокомпозитов , Депутатский вестник , Денис Шершнев , Законодательное собрание Иркутской области, комитет по строительству и дорожному хозяйству Законодательного собрания , #Иркутская область, #Тулун


Депутат Законодательного собрания Иркутской области, заместитель председателя комитета по строительству и дорожному хозяйству Законодательного собрания Денис Шершнёв

В первый раз жители Тулуна услышали о строительстве нового стекольного завода четыре года назад. Тогда уроженец города и кандидат в депутаты Денис Шершнёв обещал начать строительство и даже презентовал место стройплощадки. Потом, как это, к сожалению, нередко случается, стройка заглохла, а местные власти обвинили депутата Шершнёва в обмане избирателей.

Но вот какое дело: в 2021 году депутаты Законодательного собрания приняли в первом чтении проект «Стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года». Документ, который будет определять развитие области на ближайшие 15 лет. И в этой стратегии строительство стекольного завода для производства ровинга в Тулуне есть. А ещё недавно РУСАЛ объявил о строительстве стекольного завода в Братске на сырье тулунского месторождения. Так всё же где будет завод и будет ли он вообще? Об этом мы поговорили с депутатом, заместителем председателя комитета по строительству и дорожному хозяйству Законодательного собрания Денисом Шершнёвым.

— Денис Павлович, депутаты всё же приняли закон о стратегическом развитии, в котором присутствует строительство завода именно в вашем округе. Так ответьте на вопрос: будет завод в Тулуне или он будет в Братске?

— Со строительством завода вышла очень странная история. Можно сказать так, что мне его построить просто не дали. Однако я не теряю надежды и могу убеждённо сказать: в Тулуне или в Тулунском районе завод будет. Моими усилиями этот проект включён в стратегию развития, и рук я не опускаю. Я вырос в Тулуне, и все мы гордились нашим Тулунским стекольным заводом и знали про наши уникальные пески. Однако в лихие 90-е завод был разрушен, очень больно было смотреть на его руины. И когда я набрался определённого опыта в бизнесе и производстве, стал задумываться над восстановлением этого градообразующего предприятия. Прекрасно понимая, что востребованность стеклянной тары значительно снизилась, что её всё больше вытесняет пластик и алюминий, мы с командой искали какое-то новое решение и применение нашему тулунскому песку и нашли его.

Как известно, сейчас всё большее развитие и распространение получает стеклокомпозит. Изделия из стеклокомпозита высокопрочные, лёгкие, кислотоустойчивые, не подвержены коррозии. Во всём мире стеклокомпозит получает всё большее распространение: от каких-то бытовых изделий до строительства, автомобилестроения, судостроения, железной дороги и даже авиации, самолётостроения. Из композита делают элементы кузова автомобиля, железнодорожные вагоны, яхты и крупные суда, элементы фюзеляжа самолётов. Вот у того же нашего МС-21 крылья предусматриваются композитные.

В общем, стеклокомпозит с полным основанием можно считать материалом будущего. Ну а в основе стеклокомпозита лежит тонкая стеклянная нить, ровинг. Далее в зависимости от характера изделия её сплетают в более толстую нить или ткань, берутся бокситные смолы и лекала — и всё, можно изготавливать любое изделие, любой конфигурации и размера. Вот мы и решили делать из нашего кварцевого песка в Тулуне ровинг, который как сырье для последующего производства будет с каждым годом всё более востребованным и конкурентным.

— Когда вы приняли решение строить завод и что потом произошло?


— Работу по заводу мы начали в начале 2017 года. Тогда мэр города Юрий Карих проявил большой интерес к нашему проекту. В принципе, это понятно: штат завода предполагался порядка 1000 рабочих мест, отдача налоговая только в городской бюджет порядка 200 млн рублей. Для сравнения, сейчас город получает всего около 200 миллионов. Таким образом, город от строительства и запуска завода получал новые рабочие места и практически вдвое умножал свои доходы. Думаю, мэр любого города был бы такому только рад. Также наш завод мог стать «опорным предприятием» для города и района, помог бы работать и развиваться многим малым и средним предприятиям, стал якорным для наполнения резидентами ТОСЭР в Тулуне. Да и просто дал бы толчок для развития бизнеса в городе, а значит и увеличения бюджетных доходов Тулуна.

Однако в 2018 году мы столкнулись с невероятным противодействием со стороны местной власти. Тогда были выборы в Законодательное собрание, и когда я решил выдвинуть свою кандидатуру, то получил кучу «негатива» и проблем не только лично на себя, но и на проект завода. Мэрия и мэр Карих всеми силами затягивали процессы согласования на всех этапах. Потом, когда нам площадку всё же согласовали, то мэрия установила «неподъёмную» аренду — полмиллиона рублей в месяц! Мы не отступились и приступили к дальнейшим работам: за свой счёт провели геологию, геодезию сделали, кадастровые работы провели и на учёт поставили. Ну и параллельно работали по песку. В тот момент работала команда из 15 человек.

Потом заказали и провели изыскания. Оказалось, что в выработке Тулунского месторождения, которое, собственно, под заводом, осталось около 4 миллионов тонн песка. 10 миллионов тонн — на Северотулунском месторождении. Еще порядка 9 миллионов тонн песка нашли на участке по Братскому тракту. То есть в сумме получается достаточно для организации какого-то серьёзного производства с запасом сырья на долгие годы. Завод решили строить у аэропорта, возле основного участка залежей песка.

Мы примерно год разрабатывали технологию очистки, работали с Академией наук в Москве, работали с Белоруссией, в Германии. Возили везде образцы нашего песка, сделали пробные испытания в лабораторных условиях, проработали технологию очистки, причём опробовали её в промышленном масштабе, на работающем промышленном оборудовании. Сделали пробные плавки, вытянули нитку. Провели с ней электрические, механические испытания, вибрационные и т.д. В результате всё прошло нормально, продукция получается качественная, всё подходит — бери и начинай.

Одновременно разработали проект завода и необходимого оборудования. Проекты печей тоже подготовили. За два года на всё потратили порядка 50 млн рублей, в целом были готовы для начала реализации проекта и выходу на торги. Наконец, торги были объявлены в марте 2019-го года.

— И что было дальше, как они прошли?

— Нас сразу «осадили»: цена в аукционных торгах оказалась в пять раз выше, чем плановая, 28 миллионов рублей. Мы всё посчитали, прикинули, принимаем решение и всё равно заходим на торги. А за день до завершения торгов приходит уведомление: торги отменяются — на поверхности этого месторождения, оказывается, запроектировали автодорогу в объезд Тулуна.

Тут много вопросов возникает: как могло оказаться, что федеральное месторождение (редкоземельное) оказалось под дорогой? Но в «Автодоре» говорят, что экспертизу получили со всеми согласованиями, деньги за проект заплатили, проект сделали. И если дорогу переносить, то нужно проводить дополнительное проектирование, то есть выделять финансирование на новый проект.

Начинаем разбираться, и всплывает интересная «подноготная»: оказывается, ещё в начале 2017 года глава администрации Тулуна Юрий Карих этот проект дороги согласовывал. Но при этом и нам площадку там согласовал, и договор аренды заключил, и 0,5 млн рублей арендной платы в месяц с нас всё это время получал. Естественно, когда вся эта история с дорогой вскрылась, мы договор аренды расторгли. Знаете, я даже не сразу поверил, что мэр Карих просто обманул нас, тянул деньги, но при этом заранее «похоронил» такой нужный для города проект завода. А потом ещё и свалил всё с больной головы на здоровую и заявил, что я, мол, во всем виноват и обманул людей.

— И что будет дальше, каковы перспективы?

— Мы начали работать с областными властями по финансированию разработки нового проекта дороги с её переносом. Были планы по выделению нового финансирования, потом сорвалось. Но мы продолжаем работать с администрацией области. Удалось включить Тулунский стекольный завод, как инвестиционный проект, в «Стратегию социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года». Есть ещё один момент: президент страны Владимир Владимирович Путин заявил, что для Тулуна нужно предусмотреть второй мостовой переход через Ию, своего рода резервный. И вот тут появляется шанс, что в новом проекте объездной дороги получится спроектировать дорогу в другом месте, не по месторождению.

Сейчас работаем над этим.

И вообще, по факту, федеральные и областные власти проявляют значительно больше интереса к развитию Тулуна, к тому, какое будущее будет у города, чем власти муниципальные, чем мэр Карих.

Сейчас в Тулуне сложилась достаточно странная ситуация: федерация, крупный бизнес и область построили и продолжают строить жильё, больницы, школы, детские сады. А вот производства, предприятий и рабочих мест в Тулуне не прибавилось. Казалось бы, именно городские власти и мэр Тулуна должны в первую очередь быть заинтересованы в векторе производственного развития. Но на деле всё не так: у мэра Кариха личные интересы и политические резоны стоят важнее интересов города и его жителей.

В любом случае мы не опускаем руки, я и дальше буду добиваться возрождения завода в Тулуне. Уверен, что завод мы всё же откроем — здесь и в недалёком будущем.

http://baik-info.ru/tulunskiy-zavod-steklokompozitov-ili-federalnaya-trassa