Единая национальная система цифровой маркировки и прослеживания товаров «Честный ЗНАК».
Прислано news_maker на Сентябрь 01 2020 16:00

Расширенные новости
Единая национальная система цифровой маркировки и прослеживания товаров «Честный ЗНАК»
В России внедрена и успешно практикуется национальная система маркировки и прослеживания продукции «Честный ЗНАК». Специальный цифровой код, присваиваемый каждой единице товара, гарантирует подлинность и качество данной продукции. Цифровой код позволяет узнать такие сведения о товаре, как: название предприятия-изготовителя, место, дата и время производства или продажи, срок годности, артикул, номер стандарта. Все указанные данные хранятся в государственной информационной системе цифровой маркировки.
Основная задача системы – повышение уровня безопасности потребителей, борьба с контрафактными товарами и некачественными аналогами. Есть свои преимущества и для предприятий – возможность отследить все процессы от производства и логистики до продаж. Дополнительной выгодой будет переход на систему электронного документооборота, которая упростит и ускорит взаимодействие между всеми участниками товарооборота.
Для конечного потребителя основным преимуществом системы цифровой маркировки является возможность проведения общественного контроля. Любой человек, у которого на смартфоне установлено приложение «Честный ЗНАК», сможет проверить легальность товара; благодаря криптографическим технологиям код крайне сложно подделать, а информация о контрафакте будет храниться в системе.
Оператором национального проекта маркировки товаров является Центр Развития Перспективных Технологий (ЦРПТ). Именно ЦРПТ контролирует услуги маркировки товара и предоставляет доступ к технологии. Коды предоставляются ЦРПТ производителям и вносятся в информационную систему «Честный ЗНАК». А уже на производстве цифровой код наносится на товар. После чего движение товара можно проследить на всех участках логистической цепи. При получении товара в точке продаж, его код сканируется и система видит какой товар, откуда поступил, и какой у него срок годности. Покупатели через приложение «Честный ЗНАК» получают новый инструмент контроля, с которым они могут получать исчерпывающую информацию о товаре.
Первой группой товаров, которые начали маркировать средствами идентификации, стали меховые изделия. Далее группы маркированных товаров пополнили табачные изделия, лекарственные средства, обувь. В экспериментальном порядке проходит маркировка товарных групп - духи и туалетная вода, шины и покрышки, фотоаппараты и лампы-вспышки, предметы одежды. И это не полный перечень товаров, подлежащих маркировке.
За производство товара с нарушением правил маркировки, продажу такой продукции предусмотрена административная ответственность, размер штрафов составляет от 5 до 300 тысяч рублей. Немаркированная продукция может быть конфискована. А в случае выявления нарушений в крупных размерах виновным грозит уголовная ответственность. Помимо ответственности за производство и продажу немаркированной продукции, установлена административная ответственность за нарушения при оформлении кассового чека.
Главный принцип системы «Честный ЗНАК» - это честность перед потребителями, прозрачность всех процессов от производства и до продажи конечному потребителю. В конечном итоге, от легализации рынка выигрывают все добросовестные его участники и потребители. «Честный ЗНАК» — это новый шаг к современному, успешному гражданскому обществу, новый инструмент общественного контроля.

Обязательная маркировка для табака, обуви и лекарств с 1 июля 2020 года
С 1 июля 2020 года маркировка табачной продукции, обуви и лекарственных средств станет обязательной. С этого времени производители должны наносить на каждый товар уникальный DataMatrix код и регистрировать продукцию в системе Честный ЗНАК.
Изначально цифровая маркировка проводилась в режиме эксперимента. С 2018 года производители табака, обуви и лекарств могли постепенно адаптироваться к новым условиям реализации товара. Эксперимент поддержали и мировые, и российские корпорации. Система маркировки Честный ЗНАК разработана и внедрена на базе Центра развития перспективных технологий. Маркирование — важный шаг в борьбе с оборотом нелегального товара и контрафакта. Это защита прав потребителей и репутации производителя.
Обязательная маркировка выгодна всем, кто участвует в реализации табачных изделий, обуви или лекарств. Разумеется, кроме недобросовестных производителей, которые торгуют контрафактом.

Покупка и продажа обуви: новые требования
Товар, который произведен 1 июля или позже, должен иметь уникальный штрихкод, напоминающий QR-код. Чтобы продавать имеющиеся остатки, их надо промаркировать.
Обратите внимание: есть случаи, когда новые требования не действуют (например, если обувь хранится на таможенном складе). Кроме того, от маркировки освобождены продукты труда ремесленников, определяемых законодательством субъектов РФ.
Маркировка остатков
Если у организации на складе есть остатки товаров, введенные в оборот, но не реализованные к 1 июля, их можно промаркировать до 1 сентября.
Обратите внимание: пока код не нанесен, выставлять товар на продажу нельзя.
Если остатки используются только для собственных нужд, маркировка не требуется. Ведь их собственники не считаются участниками оборота.
Производство
С 1 июля российские производители обязаны маркировать обувь при постановке ее на свой баланс, при продаже или передаче для дальнейшего распространения. Код наносится в месте производства или хранения до ввода в оборот.
Импортная продукция тоже подлежит маркировке.
С 1 июля импортеры обязаны обеспечивать маркировку обуви, ввозимой из-за границы (в том числе из других стран ЕАЭС) для оборота в России. Код наносится:
• до пересечения российской границы (для товаров ЕАЭС);
• до помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта (для других товаров).
Обувь, которая приобретена до 1 июля, можно растаможить (заявить таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления) и промаркировать до 1 августа. Пока маркировка не нанесена, дальнейшая реализация товара запрещена.
Транспортировка и хранение
Производители могут продолжать хранить свой немаркированный товар до тех пор, пока он не предлагается к продаже. Ничего не нарушают и те, кто хранит или перевозит товары для собственных нужд.
Остальные организации — собственники товара, который подпадает под требование о маркировке, но не содержит штрихкода, могут хранить и перемещать его до 1 сентября (как остатки), если приобрели этот товар до 1 июля.
Организациям, которые специализируются на хранении или перевозке чужих грузов, не требуется передавать сведения об обороте в систему "Честный знак": к ним не переходит право собственности на товар.
Розничная продажа
С 1 июля продавать можно только маркированную обувь. При розничной продаже в систему "Честный знак" придется передавать сведения о выводе товара из оборота. Делается это через кассу, которая работает с системой маркировки.
Если сведения о выбытии товара нужно скорректировать, то передача данных в систему маркировки тоже происходит через кассу. Например, при возврате покупателем товара с неповрежденным кодом маркировки данные передаются на основании чека на возврат прихода.

обязательная маркировка товаров
Каждая единица товара помечается уникальным идентификатором. Это цифровые коды, по которым можно получить всю информацию о продукте и его движении. Обязательная маркировка товаров позволяет государству контролировать их оборот и не допускать, чтобы в него попадали подделки и контрафакт. Коды генерирует и выдает по запросу производителей оператор системы, и только он.
Коды зашифрованы, подделать их нельзя. Повторно использовать тоже не получится: процедура маркировки товаров в 2020 году гарантирует, что при списании товара или продаже конечному покупателю они навсегда выводятся из оборота.
Как только код выпущен, государство начинает отслеживать по нему все, что происходит с товаром. Сведения о производстве, импорте, перемещениях, продажах и любых других операциях попадают в информационную систему маркировки.
Последний этап жизненного цикла кода — продажа товара покупателю. Обязательная маркировка товаров в 2020 году основана на использовании онлайн-касс. О продаже сообщает в систему не сам магазин, а ОФД, который получает данные об этом от ККТ. Это тоже ступень защиты от подделки.

Уже в 2020 обязательная маркировка действует для ряда товаров. Подключение к системе необходимо. Работать в обход уже не получится — нарушителей ждут штрафы. Все эти условия и стандарты вводят несколько нормативных документов: изучите их, чтобы точно знать, что требуется от вашего бизнеса.
Система маркировки товаров средствами идентификации c 2019 года опирается на №487-ФЗ от 31.12.2017. Он вносит изменения в более ранние законы о торговле и кассах. 487-ФЗ запрещает продавать и вводить в оборот товары, которые не отвечают требованию о маркировке. Он предусматривает и ответственность за нарушения. Этот основополагающий закон об обязательной маркировке товаров вступил в силу 1 января 2019 года.
Важный методический документ — распоряжение правительства РФ №791-р от 28.04.18 утвердило принципы, по которым работает с 2019 обязательная маркировка товаров. Документ поручил и определить исполнителя проекта. Им назначен Центр развития перспективных технологий. ЦРПТ занимается крупными проектами в области цифровой экономики, и главный из них — обязательная маркировка товаров. С 2018 года именно ЦРПТ ведет пилоты по всем товарным группам.
Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвердило распоряжение правительства РФ №792-р от 28.04.2018. Этот документ вступил в силу 1 января 2019 года. Обязательно прочтите его, чтобы узнать, нужно ли маркировать ваши товары. А изменения в Налоговый кодекс, которые касаются использования ЕНВД и ПСН, вносит Федеральный закон 325-ФЗ от 29 сентября 2019. Пока они касаются только трех групп товаров: лекарств, меховых изделий, обуви и одежды.

Ответственность за нарушения
Закон о маркировке товара предполагает строгую ответственность за нарушения. Так, статья 4.7 п. 554-ФЗ вводит дополнительный обязательный реквизит кассового чека — «код товара», позволяющий идентифицировать товар. В постановлении Правительства РФ №174 от 21.02.19 указано, что в этом реквизите для товаров, которые подлежат маркировке, указывается код идентификации, предусмотренный 381-ФЗ.
За нарушение этого требования может применяться ответственность, которая установлена частью 4 статьи 14.5 КоАП РФ за нарушение порядка применения касс: предупреждение или штраф на должностных лиц от 1,5 до 3 тысяч рублей, на юридических лиц — от 5 до 10 тысяч рублей.

Что меняется для розницы
В 2018 маркировку товаров протестировали на обычном оборудовании. Все, что для нее требуется, уже есть на рынке, поэтому работать по новым правилам не сложно. Но розницу ждут три больших обязательных изменения.
Во-первых, придется самостоятельно маркировать товарные остатки. Производители будут наносить коды только на новую продукцию: ту, что выпускают после старта обязательной маркировки. Кодами для товара из старых партий вы должны будете заняться самостоятельно.
Во-вторых, придется использовать системы электронного документооборота тем, кто этого еще не делает. Через СЭД будут передаваться документы, сопровождающие маркированные товары.
В-третьих, нужно будет сканировать коды маркировки: при приеме каждой партии товара сверять их с указанными в документах, а при продаже покупателю — включать в фискальный документ и отправлять в ОФД. Для этого вам понадобится сканер штрихкодов с поддержкой 2D-сканирования.

Как подключиться к системе маркировки
Подать заявление на сайте ЦРПТ (Честный ЗНАК). Это быстро: форма для заполнения совсем небольшая. Потребуется электронная цифровая подпись. Подключение к системе маркировки бесплатное.

Подключить онлайн-кассу. Когда вы будете продавать промаркированные товары, то напрямую сообщать об этом оператору маркировки не понадобится. Данные о продаже автоматически отправятся в ОФД, а уже оттуда поступят в ЦРПТ.
Подключить сканер штрихкодов с функцией 2D-считывания. Он нужен, чтобы считывать двухмерные DataMatrix-коды при приемке и продаже товаров.
Главное: обеспечить работу с кодами маркировки и сопровождающими электронными документами из СЭД в вашей товароучетной системе и кассовой программе. Иначе вы не сможете продавать маркированные товары.
Цены на товары изменятся?
При маркировке продовольственных и непродовольственных товаров Matrix Data Code (цифровая метка) будет наноситься на упаковку каждой единицы товара. Это требует дополнительного оборудования и сил в производственной цепи, что, конечно, повлияет на конечную стоимость товаров.
Но влияние это не будет настолько сильным, как полагают некоторые скептики. Для крупных легальных производителей эффект будет даже обратным: ожидается снижение издержек, а значит, и цен на товары. По предварительным оценкам ЦРПТ, снижение цен может быть на 10% и ниже. Снизить издержки и оптимизировать все процессы бизнеса позволит полная прослеживаемость цепочек производства, перемещения и сбыта товаров.
Экономический эффект
Судя по опыту, накопленному в России и других странах, экономический эффект от внедрения цифровой маркировки будет колоссален. Так, маркировка сигарет, табака и табачных изделий в Бразилии позволила:
1. Выявить и ликвидировать 7 «подпольных» производств и целых заводов, производящих поддельный товар
2. Многократно сократить количество фальсификата
3. Увеличить на 40% собираемость налогов на табачном рынке страны
Во время проведения пробной маркировки лекарств в РФ, обнаружены различные нарушения на сумму в 500 миллионов рублей. И это всего за год, и только на малой части лекарств.
Также было выявлено довольно крупное и подлое преступление. По федеральной программе, за счёт бюджета, больницам выделялись дорогостоящие лекарственные препараты. Система маркировки указала на вторичную продажу этих же препаратов в аптечной сети. Это значит, что лекарства не доходили до нуждающихся людей, и просто перепродавались. Преступление пресечено.
Российский опыт маркировки шуб и меховых изделий за один только 2017 год показал рост продаж легальных товаров из меха в 10 раз. Значит ли это, что в 2017 году россияне стали активнее покупать шубы? Вряд ли. Скорее всего, это значит, что до введения маркировки 90% меховых изделий были поддельными.
Повторимся, экономический эффект от внедрения цифровой маркировки будет колоссален. И не только экономический, но и общесоциальный.


Администрация Тулуна информирует: https://vk.com/wall-131502986_32950