Строительные студенческие отряды (ССО)
Прислано AlexHo на Август 27 2018 19:04

Расширенные новости
Администрация Тулуна информирует:
сегодня в 10:41

Строительные студенческие отряды (ССО) – это было одно из направлений комсомола. Свою активную деятельность ССО ведут из 20-30-х годов прошлого столетия, когда студенты, прежде всего комсомольцы, принимали участие в коммунистических субботниках, на строительных и производственных объектах. Работа в ССО помогала учащейся молодежи приобрести определенные навыки организации трудового коллектива, утвердить уверенность в возможности и способности активного участия в общественном производстве, проверить степень своей моральной и физической стойкости и, безусловно, пополнить свой бюджет.

Елена Маркова (в юности Тетюшкина) окончив школу № 1, поступила в Иркутский государственный университет имени Жданова, на открывшийся факультет прикладной математики. Работали на электронно-вычислительных машинах, создавали программы. По осени первый курс отправили в Баяндаевский район, помогать народному хозяйству. «Школьные поездки в колхоз оставили приятные впечатления – вспоминает Елена Ивановна. - Нас привезли на автобусах с песнями, покормили, под картофелекопалку дружно собирали картошку, турнепс, на веселой ноте возвращались домой». «Студенческий колхоз» резко отличался от школьный выездов. Разместили нас по 10 человек в рабочих вагончиках. А что там было: в конце вагончика нары в 2 этажа, окно, столик, вешалка. Выдали одеяло и подушку. В течение 2-х месяцев, без выходных, подъём в 7 часов, позавтракаем рисовой или перловой кашей и с ведрами идем на поля. Подкапывали картошку вилами, ссыпали в кучи, машина подъезжала, мы её загружали. Я к работе была привычна, с малолетства маме помогала, а были девчата из больших городов, им было трудно. В соревнованиях была в передовых, подгоняла отстающих и помогала им. Работали до 18 часов, приходили с полей, ужинали и падали на нары смертельно уставшие. Мне казалось, что это тюрьма». Очень тяжелый был физический труд.

Началась учеба. В школе Елена была активисткой во всех комсомольских делах. Комсомольская деятельность продолжалась в университете. Тогда для студентов универа 1970-1980-х годов были образованы строительные студенческие отряды, они имели богатую историю и оказаться в отряде, можно было только на конкурсной основе. Необходимо было в течение учебного года зарабатывать баллы. Елена Ивановна вспоминает: - «Мы ходили после учебы по детским домам занимались с ребятами, убирали территории, красили, белили. Ездили на другой конец города на сырбазу и занимались укладкой сыра, порой возвращались домой на последнем автобусе. В ночь сидели и готовились к занятиям». По заработанным баллам 30 студенток начали проходить обучение по специальности - «проводник фирменного поезда «Байкал». Елену выбрали заместителем командира «Сианго», она обслуживала вагон международного класса. Елена не помнит, почему так назвали отряд, но это река в Индии. Один из притоков Ганга проходя через склоны Гималаев, носит название Диханг или Сианг, по выходу из гор в Индии реку называют Брахмапутра. Имея шикарные пороги и оценивая их высокую категорию сложности, сплав по Брахмапутре считается одним из самых впечатляющих в мире. Между нашими государствами в те годы зародилась дружба, может то и дало толчок для названия отряда.

«Работая в течение 2-х лет 1984-1985 гг.. мне эти поездки очень нравились – вспоминает Елена Ивановна, о студенческом отряде. Ответственность была большая. Трое с половиной суток двигались до Москвы. Работая в международном вагоне, группы иностранных туристов постоянно менялись. Проблема была с языком, мы в основном знали «немецкий». Но тактично решались все вопросы. Большинство пассажиров имели преклонный возраст. Как-то сижу в служебки и чувствую дополнительное покачивание вагона, выглядываю, а там пожилая женщина (ей было 85 лет) занимается гимнастикой. И вспомнила маму, её было 55 в то время, но она рано стала бабушкой, потому что трудилась на тяжелых работах. А эта женщина, пока мы ехали, она каждое утро занималась гимнастикой. Мы гордились нашим «Байкалом». С перрона поезд отправлялся под марш «Славянки». Это было так торжественно. Каждую бригаду, которая работала на «Байкале» отличала чистота и культура обслуживания. Мы были одеты в форму синего цвета, которую заказывали индивидуально. А в конце поездки, когда поезд приближался к станции Тулун, нас встречала мама с вареной картошкой, свежим хлебом, солёным салом или малосольными огурчиками. Мы все собирались у нас в вагоне и наслаждались домашней пищей, перед тем как прибыть в Иркутск».

Многие пассажиры – сибиряки, ещё помнят фирменный поезд «09/10 «Байкал». Он получил статус фирменный 17 июля 1964 г. Весь интерьер в вагонах был сделан по спецзаказу, в том числе постельное белье и посуда. Дизайн внешнего вида вагонов подразумевал волну озера Байкал.
Более нескольких тысяч студентов освоили трудную и ответственную профессию проводника пассажирских вагонов. И какую бы специальность они ни получили, кем бы ни стали после окончания вуза, эти ребята знают о железной дороге не понаслышке. Стройотрядовское движение имело славные традиции. Оно служило выявлению и мобилизации энергии студенчества, его трудовой и гражданской активности, а также решение большого количества практических задач, стоящих в данный момент перед страной.

Н.Устинова