Российский бизнес кует монеты и в кризис
Прислано AlexHo на Апрель 17 2009 13:16
Население экономит на деликатесах и развлечениях, но не жалеет денег на Интернет и пиво
Расширенные новости
Рис. Николая ВОРОНЦОВА.
Население экономит на деликатесах и развлечениях, но не жалеет денег на Интернет и пиво

Александр ЗЮЗЯЕВ — 17.04.2009

Финансовый кризис - рентген для бизнеса. Не нужно большого ума развивать предприятие при высоких ценах на нефть. Если денег в стране много, то и покупатель найдется. А пересохла река нефтедолларов - и сразу стало видно, кто чего стоит: утонувшие в кредитах компании просят о помощи, а трезвомыслящие бизнесмены пользуются кризисом для «наращивания мускулов».

ДИСКОНТЫ НАБИРАЮТ СИЛУ

В тучные годы розничная торговля считалась перспективным занятием: рынок поднимался в среднем на 10% в год. Это неудивительно. Экономика была на подъеме. Доходы россиян росли ощутимо быстрее инфляции. Истосковавшиеся по хорошей жизни люди покупали бытовую технику, электронику, модную одежду...

А пришел кризис - бутики, автосалоны и точки торговли «кудрявой жизнью» опустели. Где народ? В продовольственных магазинах, рассчитанных на не самый взыскательный карман.

- От кризиса выиграли магазины-дисконты, которые становятся все популярнее, - делится наблюдениями редактор аналитического интернет-сайта RETAIL.RU Елена Кадочникова. - Кризис подтолкнул к выходу на российский рынок крупнейшую розничную сеть мира Wal-Mart, которая славится низкими ценами.

Осенью 2008 года, когда стало известно, что кризис ощутимо ударил по доходам россиянам, Wal-Mart зарегистрировал в России дочернюю компанию, а сейчас торгуется за контрольный пакет крупной питерской торговой сети.

Насколько бойко идет торговля в дискаунтерах? К примеру, одна из крупнейших сетей недорогих магазинов России за первый квартал 2009 года увеличила продажи на 14%, а размер среднего чека вырос на 13,7%. С каждым месяцем приток новых клиентов в магазинах увеличивается: если в последнем квартале 2008 года количество покупателей выросло на 0,17%, то в начале нынешнего года уже на 0,4%.

ПИВО ВМЕСТО ГАЗИРОВКИ

Финансовый кризис изменил продовольственную корзину среднестатистического россиянина. Мы все чаще отказываем себе в новомодных продуктах, переходя на более традиционные. К примеру, популярность йогуртов падает, а продажи творога и круп идут в рост. Но некоторым аномалиям спроса даже эксперты с трудом находят объяснение.

- Мы сравнили объемы потребления семей в январе - феврале нынешнего года с теми же месяцами 2008-го. В январе те семьи, которые покупали пиво для домашнего потребления, тратили на него в среднем на 36%, а в феврале на 64% больше денег, чем год назад, - говорит гендиректор компании «Ромир Панель» Андрей Федотов. - По-видимому, пиво начинает понемногу теснить другие напитки.

Стирального порошка хозяйки покупают на 15 - 25% больше, чем год назад. Возможно, это попытка сделать запас. Но как объяснить рост продаж шампуня на 13,8% и дезодорантов на 30%?

- Можно, конечно, сказать, что соискатели новой работы чаще моют голову и пользуются дезодорантом, - шутит Андрей Федотов. - Но, скорее всего, эти товары стали чаще покупать в подарок вместо более дорогих сувениров.




СЕМИНАРЫ В МОДЕ

Риск потерять работу и сбережения подталкивает население к повышению квалификации. Рынок откликнулся на спрос. В какую газету ни глянь - рекламный раздел пестрит десятками предложений пройти тренинг. Семинары на любой вкус: от занудных лекций, «как сохранить и приумножить», до мистических практик. Доходы организаторов семинаров неизвестны - рынок непрозрачный, «тренером» может выступить любой человек. Но доход тренинги приносят весомый.

- В кризис пришлось расширяться: переехали из офиса на Котельнической набережной в помещение на Китай-городе, - хвастался на одном из последних семинаров Биржевого университета тренер Игорь Федосенко. - Грузчики удивлялись: кризис заставляет компании из центра бежать на окраину Москвы, мы же и так в центре располагались, а теперь вовсе перебрались к самому Кремлю.

Поднялся спрос на услуги коллекторских агентств. Кризис спровоцировал рост просрочки по выплате кредитов. Банки вынуждены все чаще обращаться в специализированные компании. По данным Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств, рынок взыскания долгов вырос в два раза. Агентства вынуждены были объявить массовый набор новых сотрудников. Но «вышибалам» не до жиру.

- Спрос на услуги коллекторских агентств у банков вырос, - подтвердил статистику руководитель Агентства по возврату долгов Станислав Федоровичев. И сразу же оговорился: - Но нужно учитывать, что финансовое положение людей и компаний тоже ухудшилось. Платежеспособность населения сокращается. Некоторые коллекторские агентства работают на грани рентабельности.

По мнению эксперта, подъем рынка просроченных кредитов продолжится до конца года, а затем пойдет на спад. На это повлияют две тенденции. Первая - люди, которые оформили заем еще до кризиса, проблемы с выплатой уже испытали или почувствуют в ближайшие месяцы. Вторая тенденция - в кризис банки выдают деньги только надежным заемщикам.

- Уже осенью некоторым коллекторским агентствам придется уволить часть сотрудников, - прогнозирует Станислав Федоровичев.

КНИЖКИ КАЧАЕМ ИЗ СЕТИ

Опросы общественного мнения свидетельствуют: россияне еще перед Новым годом поняли, что нынешний кризис - это серьезно. И кардинально урезали расходы. «Под нож» в первую очередь пошел бюджет на рестораны и развлечения. Более-менее стабильная ситуация только на рынке фаст-фуда: в дирекции недорогих ресторанов говорят, что объем продаж с прошлого года практически не изменился. Реализация книг упала на 15 - 20%, а популярность кинотеатров обвалилась еще ниже. Но это не значит, что население не отдыхает. Просто мы более рачительно распоряжаемся деньгами. По оценке экспертов, интернет-сайты, торгующие электронными версиями книг, с января подняли продажи на 50 - 60%.

Вслед за интересом в Интернет перебирается и реклама. Большинство экспертов Виртуальной сети оптимистично смотрят на свои перспективы.

- В 2009 году интернет-рынок вырастет примерно на 20%, - заявил директор по развитию компании MediaNet Михаил Смышляев.