Диплом - гарант щастя
Прислано Irinka на Октябрь 19 2009 09:49
В последнее время высшие эшелоны власти и средства массовой информации активно обсуждают проблему чрезмерного количества ВУЗов, желание абсолютного большинства родителей, чтобы их ребенок получил высшее образование и упадок среднеспециальных учебных заведений.

Почему все родители "толкают" своих детей в ВУЗы, и, соответственно, это порождает предложение - университеты "растут как гибы"?

После ряда размышлений - я нашел 5 причин:

1) Пропаганда значимости высоких заработков, определение человека, как состоявшегося и успешного, только по его доходам;

2) Перманентная нехватка этих самых денег населению, даже на минимальные нужды. Следствие: собственная жизнь не удалась - необходимо обеспечить ее детям.

3) Неадекватное восприятие способностей своих детей. Раз это мой сын/моя дочь - значит самый умный/самая умная. Никто не "метит" своих детей ниже, чем на генерального директора Всея Руси.

4) Изживший себя миф о наличии высшего образования, как залоге успеха и финансового благополучия.

5) Единственный, на данный момент, надежный и доступный способ избавить свое чадо от мракобесия под названием "армия".

Давайте остановимся, на каждом пункте поподробнее...

1. Деньги действительно сейчас значат все, в наше время можно быть трижды гением и десять раз космонавтом, но это, ровным счетом, не даст ни общественного признания, ни, что более актуально для человека, денег даже на булку хлеба, если ты не добился финансового успеха.

В плане признания виновата пропаганда. Никому не будет интересна неординарная и гениальная личность, если у нее в кошельке финансовый вакуум. Ни одно "высшее общество" не примет в свое лоно такую. Посредственности, добившиеся успеха на скандалах или за счет "продвижения" их богатенькими родителями, а на крайний случай - простой педераст или косящий под оного артист, "крутящийся" на телевидении, гораздо интереснее любого ученого. Как говорили в КВН - "История Алсу, как певицы началась 100 млн. лет назад, когда, под действием тектонических сдвигов, в земле зародилась нефть". Подойдите и спросите у любого прохожего, знает ли он Зверева или Моисеева - Вам положительно ответит любой. Вряд ли Вы добьетесь такого успеха, спросив, знает ли он Льва Ландау. Наверняка, кроме физиков, никто о нем не слышал. Нельзя сравнивать? Тогда другой пример - Сергея Жигунова почти вся молодежь считает комедийным актером. Мало кто его воспринимает как выдающегося продюсера и актера исторического приключенческого кино. Эти фильмы никто не смотрит, "Бандитский петербург" гораздо интереснее утонченной этики и нравов средневековой Франции.

Это отступление сделано неспроста. Проблема в том, что родители, воспитанные в советские времена, уже совершенно четко уяснили, что в современном мире деньги - это всё. Но никто, ввиду еще не до конца рухнувшего советского менталитета, не прочит своим детям карьеру бизнесмена-бандита, актера-гомосексуалиста или элитной проститутки/альфонса. Они по сей день свято верят в миф, обозначенный в моих тезисах под номером "4". Есть, конечно, и другие способы заработать деньги, пусть и не стать членом высшего общества, но жить вполне неплохо. Но, для этого, в нашей "бедной" стране необходим талант, высокий интеллект, умение приспосабливаться, твердость характера, и, главное - желание и старание (которые у большинства заменяет черная зависть к успешным людям). К сожалению, перечисленные благодетели никоим образом не зависят от высшего образования.

2. Низкая оплата труда заставляет людей прыгать выше головы. Если бы, имея среднее образование и устроившись простым рабочим, человек имел возможность, как такой же среднестатистический европеец, приобрести жильё в кредит, достойно содержать семью и детей, а также, раз в год - в отпуск, вместе с семьей посетить вполне приличный курорт - многие бы и не лезли ни в какое высшее образование. В России, чтобы получать хотя бы на достойное пропитание семьи, необходимо выбиться, как минимум, в мелкие начальники - а тут уже, без высшего образования, такой должности не получить. Естественно, родители сразу хотят создать почву для подобного "роста" ребенка. При наличии достойной оплаты труда, люди, не способные к руководящим профессиям, к ним бы не стремились, и их родители не так старались продвинуть детей на подобные должности. Да и начальников талантливых было бы больше.

3. Возведение собственного ребенка в статус полубога естественно для большиства родителей, особенно матерей. "Розовые очки" не снимаются, даже если их дети совершенно бездарны и учатся "на двойки". Ребенок для них будет самым лучшим при любых обстоятельствах. Они обвинят педагогов, улицу, правительство, Бога, звезды... Конечно, в ряде случаев, все перечисленные "причины" бывают виноваты, но дело не только в них. Каждый человек индивидуален - со своими достоинствами и недостатками. Неравенство заложено природой. Но родители видят в детях только то, что хотят видеть. Это порождает неудавшуюся жизнь. Бывает, ребенок все детство любил пилить и строгать. Из него вышел бы замечательный столяр, а может быть, в последствии, и художник по дереву. Но родители услышали, что юрист - это модно и перспективно и заставили учиться на адвоката. В итоге, "пропал" художник, а получился бездарный правозащитник. Сломана жизнь успешного столяра, который пополнил ряды безработных специалистов с высшим образованием.

4. Нынешнюю "корочку" о высшем образовании, даже при окончании ВУЗа "на отлично", можно, разве что, повесить в рамочку в уборной, в большинстве случаев. Причин этому несколько:

- Отставание и несовместимость образования с производственной необходимостью. Профессия, по которой придется работать человеку, мало чем, в большинстве случаев, кореллирует с тем, чему его обучали в ВУЗе. Бухгалтеров не учат работать с "черной" бухгалтерией, физики работают с осциллографами 1953-го года выпуска, а журналистов на информатике обучают программированию на Basic, вместо верстки газет в PageMaker`е. В итоге, человек приходит устраиваться на работу совершенно неподготовленным к своему виду деятельности, даже если работает по специальности.

- Опыт дороже диплома. Работодателя, в первую очередь, интересует: что человек сделал, какой у него опыт работы, какие отзывы от предыдущего работодателя, величина и качество его портфолио. А диплом - так, для галочки. И то могут не спросить. Больше толку будет, если вместо учебы, пойти работать за мизерную зарплату или вообще бесплатно трудиться первые 2-3 года, приобретая опыт на каком-либо предприятии, чем потратить на обучение в ВУЗе 4-6 лет. Университеты, в большинстве своем, не в состоянии обеспечить качественную производственную практику студентам, да и отводится на нее очень небольшой промежуток времени. Снова приведу в пример тех же юристов - можно наизусть знать конституцию, а также уголовный и административный кодексы и теорию их применения, но не уметь оперировать ими. Вряд ли оправдают подсудимого, которого защищает такой юрист, даже если правозащитник наизусть, с выражением, расскажет все статьи, по которым обвиняется подзащитный и способы их применения в данном случае, но не сможет импровизировать. Подзащитного отправят в тюрьму, а горе-адвоката - на конкурс чтецов среди третьеклассников.

5. Если бы у меня были дети, то я, предполагая и зная по слухам, что творится в армии, скорее бы отпустил ребенка на шабаш ведьм, чем "служить". Тем более, подобная обязаловка не в военное время, когда не требуется полная мобилизация населения - несусветная глупость. Военный - это тоже призвание. Быть военными способна только часть населения, с определенными талантами, характером и образом мыслей. У многих образ мыслей совершенно другой... Дайте мне в руки автомат, я все равно, не захочу, не буду, и не пойму - зачем стрелять. Моя Родина заканчивается за порогом собственного дома. Пока ему не угрожает непосредственная опасность, не убивают моих близких и не причиняют им никакого вреда - до войны никакого дела мне нет. Особенно, если эта война меня никак не затронет. Например, просто стану подданным другого государства. Далее, глупость обязательного призыва в армию будет четко просматриваться, если заменить его на поголовные обязательные годичные курсы специалиста по укладке асфальта, с обязательным проживанием в общежитии. Не важно, к чему у тебя наклонности и кем ты хочешь стать: журналистом, математиком или экономистом - год обучения с параллельными обязательными работами по прокладке автодорог - это гражданский долг. С подъемом в 6 утра и отбоем в 22:00. Если ты считаешь дороги происками сатаны, то возможна замена службы на альтернативную - прокладка рельс. Как-то неконституционно, не правда ли?

Даже тех, кто хочет служить Родине, армия отпугивает тем бардаком, который в ней творится. Воевать, все равно, не научишься, а вот инвалидом или психически нездоровым человеком после нее остаться - вероятность весьма велика.

Потому, каждый родитель, в меру своих сил, старается "отодвинуть" ее как можно дальше от родимого чада. За это их нельзя судить. И нет смысла отменять острочки по учебе - надо создавать настоящую, дееспособную и современную армию, а также, уходить постепенно от срочной службы.

В итоге, рассмотрение проблемы ВУЗов коснулось ряда областей, казалось бы, совершенно с нею не связаных. Что требует от властей, не побоюсь этого клише, коплексной, продуманной и эффективной программы развития государства. Нынешние же бездарные попытки решить проблемы одной сферы за счет другой, ни к чему положительному, кроме революции, наверняка, не приведут.


Олег Царегородцев

© IrkNews.ru
Информационный партнер

http://news.babr.ru