В России выросло производство одежды. Почему же в магазинах сплошной Китай?
Прислано AlexHo на Октябрь 20 2016 16:05
Расширенные новости
СЕГОДНЯ 1:00 2016-10-20 Комсомольская правда ЭКОНОМИКА
Рис.: Александр ДУБОВСКИЙ
Наш корреспондент разбирался в этом вопросе
Замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов недавно заявил, что кризис не сказался на российских производителях одежды и текстиля. С тех пор как рубль подешевел, наша швейная индустрия мало того что не просела, она еще и прибавила 4%. Не так и плохо, если учесть, как досталось другим отраслям.
Тогда почему же в магазинах висят футболки, сшитые в Китае, Вьетнаме и Бангладеш? Наши-то куда подевалились?
ДО ПРИЛАВКОВ НЕ ДОРОСЛИ
С 2011 года Россия переживает настоящий бум новых собственных марок одежды. Талантливая молодежь шьет куртки, футболки и даже вяжет галстуки (см. «Истории из жизни»).
- Раньше крупные ретейлеры планировали свои продажи на год вперед, - рассказал «КП» президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрей Разбродин. - Вещи хранились на огромных складах. Теперь из-за нестабильных курсов валют компании опасаются делать крупные запасы. Из-за этого пострадал ассортимент. Какие-то модели в Россию просто не везут. Ситуацией успешно пользуются начинающие предприниматели - они сами шьют вещи, которые найти на прилавках невозможно.
Но, к большому сожалению, купить в сетевых магазинах авторские вещи, сделанные у нас в стране, практически невозможно. Ретейлерам нужны ощутимые партии - куртки или брюки надо поставлять десятками тысяч.
- Малый бизнес такие объемы потянуть не может, - говорит Разбродин. - Но он вовсю пользуются интернет-торговлей. Сейчас в Сети огромное количество сайтов и магазинов, где можно найти модели на любой вкус.
ГДЕ ВЗЯТЬ МИЛЛИАРДЫ
Отечественные крупные сетевые магазины тем временем тоже сориентировались - вместо того чтобы покупать известные западные бренды, создают свои марки. Но заказы на изготовление уходят в Китай.
- Представим, что нам нужно 500 тысяч пар кроссовок, - рассказал «КП» источник в «Спортмастере». - Ни один российский завод такую партию не потянет. Поэтому приходится делать обувь под нашим брендом в Азии.
- Можно же дать заказ на пошив конкретной модели нескольким разным отечественным предприятиям...
- Тогда мы сталкиваемся с проблемой контроля качества. Одна партия будет хорошей, а другая может оказаться не очень. Проще, когда все делается в одном месте. Конечно, мы рады бы все шить в России - столько денег сэкономим на перевозке. Но пока не получается.
- У вас же есть отечественные товары?
- Около 10%. Ищем новых наших поставщиков, но это небыстро.
По мнению многих специалистов, в стране дефицит предприятий. В 90-е многие заводы разорились, а денег на их восстановление просто нет.
- Средняя фабрика по производству текстиля стоит несколько миллиардов рублей, - рассказали «КП» в Минпромторге. - Только крупный бизнес может позволить себе такие размеры.
К примеру, шведский ретейлер ИКЕА до 2025 года собирается вложить в нашу экономику около 100 млрд. рублей - через 10 лет 80% вещей в отечественных магазинах этой сети будут из России.
УДАРИМ ПО ИМПОРТУ ЦЕНОЙ
Но если ждать, что крупные инвестиции будут делать одни международные корпорации, никакого серьезного роста мы не увидим. Поэтому в стране работает специальный Фонд развития промышленности. Структура выдает бизнесу займы под 5% годовых. Деньги должны идти только на производство.
За последние два года фонд поддержал 85 проектов, они получили 25 млрд рублей.
Благодаря этой финансовой поддержке, в Ивановской области, например, построили новый завод махровых изделий «Праймтекс». Предприятие уже выдает по 150 тонн ткани в месяц. Никакого кризиса у него нет - в следующем году объемы производства хотят удвоить!
При том же качестве, что у иностранных конкурентов, цена на 20% ниже. Да и на перевозке сетевики экономят.
Заодно на заводе уже начали делать шторы и портьерные ткани. Еще недавно почти все эти товары магазины покупали за границей.
ПОДАЙТЕ КРЕДИТОВ МАЛОМУ БИЗНЕСУ
Андрей Разбродин уверен, что рынок одежды и текстиля сейчас мог бы развиваться гораздо лучше, если бы не банки:
- Средним и крупным компаниям нужны кредиты, чтобы модернизировать производство и наращивать объемы. Ведь сначала надо купить сырье, потом сделать товар и лишь затем получить средства от продажи. Но кредиты бизнесу получить сложно. Это тормозит заводы - своих финансов не всегда хватает для начала выполнения крупного заказа.
С малым бизнесом тоже все непросто. С одной стороны, появляются новые бренды. Но общая доля таких компаний на рынке мизерна. Дизайнерские марки растут только за счет своей прибыли - это крайне медленный процесс. А кредиты опять-таки банки не дают.
- Да и помощь государства явно недостаточна, - считает Разбродин. - В этом году из бюджета на поддержку отрасли потратят несколько млрд. рублей. Но общий оборот рынка - 2,7 трлн. рублей! Помощь властей как капля в море.
В общем, индустрия текстиля и одежды выросла на 4% скорее вопреки, а не благодаря общей экономической ситуации.
Доля отечественных товаров легкой промышленности на полках магазинов.
b>В ОБЛАСТИ ПОЛОТЕНЕЦ МЫ ВПЕРЕДИ ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ
И все же наша промышленность не стоит на месте (см. графику).
Судя по официальным данным, проигрывая в одних нишах, мы занимаем неплохие позиции в других. К примеру, львиная доля рынка домашнего текстиля (полотенца, постельные принадлежности) принадлежит отечественным фабрикам.
В России шьют не самые плохие мужские костюмы. Да, в них не будут ходить миллионеры и топ-менеджеры нефтяных компаний. Но для большинства качество вполне подходящее.
Ну и, конечно, 80% госзаказа выполняется в России. Не шить же военную форму и подобную одежду в Китае.
ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ
Куртки от-кутюр
Фирма Stoyn заработала в Москве несколько лет назад. Создатель марки Даниил Ландарь говорит, что пытается создавать рабочую одежду, предназначенную для представителей креативного класса: архитекторов, дизайнеров, копирайтеров и других.
- Я начал шить что-то свое еще в 17 лет, когда отчаялся купить в магазинах вещи, которые бы мне нравились, - рассказал «КП» Даниил. - На третьем курсе Московского художественно-промышленного института уже профессионально шил рубашки для себя и друзей.
Теперь у 26-летнего Даниила в столице своя компания. Она за месяц отшивает не одну сотню футболок, курток, толстовок. В октябре молодой дизайнер дебютирует на Московской неделе моды.
Эффект бабочки
Москвич Георгий Склезнев с 2012 года выпускает под брендом Chehov классические мужские сорочки и аксессуары: галстуки, кожаные портмоне, бабочки.
- Я начал с вязаных шерстяных галстуков, заколотых булавкой, - рассказал нам Георгий. - Такие в Москве почти невозможно найти. Но потом от идеи отказался - в России нужную ткань не делают вообще, а из Германии возить дорого.
Теперь Склезнев шьет бабочки и сорочки собственной разработки из голландского хлопка. Правда, свой единственный магазин молодой предприниматель недавно закрыл - не окупается.
- Все равно 80% моих клиентов делают покупки через интернет, - рассказал Склезнев.