Уроки экономии
Прислано AlexHo на Январь 20 2009 12:20
Экономический кризис меняет систему приоритетов в сфере услуг, торговли и общественного питания.
Расширенные новости
Автор: Елена ЛИСОВСКАЯ
Экономический кризис меняет систему приоритетов в сфере услуг, торговли и общественного питания. Финансовая нестабильность должна сместить вектор интересов потребителей с товаров дорогого сегмента на более демократичный, полагают эксперты. Насколько такие ожидания оправданы, выясняла ЕЛЕНА ЛИСОВСКАЯ, которая пообщалась с ресторатором из премиум-сегмента, главой торговой сети, ориентированной на средний ценовой сегмент, бренд-менеджером компании-продавца luxury-украшений и парикмахером, в числе клиентов которого много известных в Иркутске персон.
Кухня по-новому
Спад спроса отрасль общественного питания Иркутской области ощутила в октябре. По данным Иркутскстата, в этом месяце оборот предприятий общественного питания уменьшился на 3,6% к сентябрю, снижение по сравнению с октябрём 2007 года составило 5,4%. О том, что кризис добрался до этой сферы, стало окончательно ясно в ноябре: по сравнению с октябрём спад составил 15%, по сравнению с ноябрём прошлого года — 19,7%.
Данных по декабрю у статистиков ещё нет, однако профессиональные участники рынка не питают на этот счёт иллюзий. «Последний месяц года, который считается высоким, в этом году прошёл довольно скромно, потому что многие корпоративные клиенты отказались от банкетов, — отмечает генеральный директор управляющей компании «Альянс Ресторанс» (управляет ресторанами «Beer House», «Kioto», «Sayen», «Стрижи») Павел Поляков. – Дальнейший спад ожидается и в течение января-февраля, но как будет на самом деле, предсказать невозможно». Уменьшение выручки в ресторанах в ноябре по сравнению с октябрём наш собеседник оценивает примерно в 10%.
Тенденции ресторанного бизнеса пока совпадают с прогнозами аналитиков, которые ожидали, что в первую очередь люди начнут экономить на развлечениях вне дома. Действительно, в рестораны стало приходить меньше людей, несколько уменьшился средний чек, констатирует Павел Поляков. «Утешает, что наши заведения находятся в премиальном сегменте, значит, клиенты менее подвержены влиянию кризиса: они уже привыкли к определённому сервису и качеству еды», — отметил он. Однако даже ресторанам такого класса пришлось принять определённые меры, к примеру, анализировать цены поставщиков, ведь основная часть сырья доставляется из Японии. «Одно могу сказать точно: бюджетных вариантов вроде «в стране кризис, давайте мы вам картошки пожарим» у нас точно не будет», — заверил генеральный директор управляющей компании «Альянс Ресторанс».
Ближайшие несколько месяцев ресторанный бизнес региона ожидает передел рынка. Скорее всего, уйдут игроки, пришедшие туда на волне, когда рестораны рассматривались не как бизнес, а как средство получения прибыли. «Выжить в кризис смогут предприятия, проявившие максимум организаторского таланта, — уверен начальник отдела общественного питания комитета по потребительскому рынку Иркутска Максим Волынец. – В выигрыше будут предприятия, ориентированные на потребителя со средним уровнем достатка, потому что к ним перетекут клиенты из более дорогих заведений».
Впрочем, несмотря на пессимистические прогнозы начала 2009 года, не исключено, что в целом показатели предприятий общественного питания за 2008 год будут «в плюсе». За 11 месяцев ушедшего года оборот предприятий общественного питания увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на 7,5%. А в Иркутске за 9 месяцев оборот вырос на 48,5% и составил более 2,3 млрд. рублей. За этот период в областном центре открылось 24 новых предприятия общественного питания с общим количеством мест 1158, в том числе один ресторан, 17 кафе, по три бара и закусочных, рассказал Максим Волынец.
Последняя статья экономии
Сфера продовольственного ритейла хоть и продемонстрировала в ноябре некоторый спад (по данным Иркутскстата, по сравнению с октябрём снижение оборота розничной торговли составило 4,6%), смогла отыграться в канун новогодних праздников. «В последние недели ноября мы отмечали небольшой спад покупательской активности, но уже в декабре средний чек начал увеличиваться на 5–20% еженедельно», — подчеркнул директор торговой сети «Слата» Роман Селезнёв. Он уверен: в декабре в сфере продуктового ритейла трудно отслеживать какие-либо тенденции, связанные с кризисом: в канун Нового года потребитель скорее пересмотрит второстепенные затраты, например покупку или обновление цифровой и бытовой техники, мебели, автомобиля. В то время как продукты — одна из последних статей экономии.
Говоря о дальнейшем развитии отрасли, Роман Селезнёв полагает, что ситуация в России в целом и в Иркутской области в частности будет отличаться. На федеральном рынке ожидается усиление конкуренции между федеральными ритейлами и, как следствие, концентрация игроков рынка в результате слияний и поглощений. Крупные игроки смогут приобрести сети, испытывающие финансовые трудности, по уникально низкой цене, тем более что государство готово оказать финансовую поддержку для выкупа сетей-банкротов. В своём интересе к российскому рынку официально признался и мировой гигант розничной торговли Wal-Mart, зарегистрировавший накануне «дочку» в России и вступивший в Ассоциацию компаний розничной торговли России. В Иркутской области пока не стоит прогнозировать ни сокращение числа ритейлеров, ни передел рынка, ни какие-либо другие значительные изменения в отрасли.
Аналитики ожидают, что в условиях кризиса россияне по примеру американцев и европейцев будут сокращать число походов в магазин и уменьшать средний чек. «Поведение вполне логичное, — считает директор торговой сети «Слата». — Потребитель не уверен в завтрашнем дне, поэтому даже при наличии свободных денег их не тратит – откладывает». Кроме того, покупатели начинают обращать больше внимания на цену товара и стараются покупать только предметы первой необходимости. В связи с этим, скорее всего, изменится ассортиментная политика ритейлеров. От премиальных и субпремиальных марок приоритет сместится в сторону более демократичных во всех категориях товаров, будь то йогурт, мясные полуфабрикаты или хлеб.
Вечные ценности
Между тем любители украшений и часов luxury-класса, судя по всему, пока не хотят отказывать себе в этом удовольствии. В магазине «Золотое время», единственном в Иркутске, работающем в этом сегменте, особого снижения активности пока не заметили. Хотя небольшой спад всё-таки есть. «Мы прогнозировали один объём прибыли, а получили другой», — рассказала бренд-менеджер магазина «Золотое время» Юлия Батурина. Однако более определённые выводы, по словам нашей собеседницы, можно будет сделать не раньше марта.
Уменьшение числа потока клиентов пока не ощущает и мастер студии причёски «HairStyle» Ирина Муравьёва, в числе клиентов которой иркутский бомонд, политики, чиновники, бизнесмены, их жёны и дети. Как призналась одна из клиенток Ирины, стоимость стрижки не кажется ей такой уж большой и она не готова отказываться от услуг мастера, с которым знакома не один год. Между тем салоны более демократичной ценовой категории, в числе которых «Колорит» в микрорайоне Юбилейный, заявляют о том, что к ним перетекла часть клиентуры из более дорогих заведений. Особенно это стало очевидно накануне Нового года.
Впрочем, в областном центре есть и первые жертвы кризиса. Количество служб такси, работающих в Иркутске, с конца 2008 года уменьшилось на 13, теперь их 140, сообщает ИРА «Телеинформ» со ссылкой на президента некоммерческого партнёрства «Владельцы иркутских такси» Григория Тирских. По его словам, в условиях финансового кризиса некоторым мелким фирмам пришлось закрыться, на рынке останутся только крупные компании. В конце осени – начале зимы произошёл значительный спад заявок. По оценкам отдельных игроков рынка, они достигают 40-50%. Чтобы закрепить своё положение на рынке, перевозчикам приходится принимать меры, первоочередной из которых стало снижение минимальной стоимости поездки. В некоторых службах минимальный тариф уменьшен с 150 до 120 рублей. За поездку в пределах 3 км «минималка» составляет 100 рублей.
Закон сохранения энергии
В условиях тренда снижения потребительской активности, обозначившегося в конце прошлого года, риски большинства игроков потребительского сектора существенно растут, отмечает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. Как минимум в 2009 году темпы роста этих рынков будут заметно ниже, чем в предыдущие несколько лет, не исключает эксперты. Причём положение продовольственного и фармацевтического ритейла может оказаться лучше, чем у розничного рынка и сферы платных услуг населению.
Негативные тенденции по снижению спроса затронут прежде всего дорогостоящие группы товаров и услуг, не относящиеся к категории повседневного спроса. Эксперт не исключает расширение доли «бюджетного» ассортимента товаров и услуг в розничной торговле, сфере общественного питания и индустрии развлечений. Ведь в наиболее устойчивом положении, очевидно, будут находиться весьма демократичные проекты. Слова экспертов подтвердил один из наших собеседников, подчеркнувший, что закон сохранения энергии работает и в период кризиса: если в одном секторе, в данном случае более дорогом, спрос падает, значит, в другом, «бюджетном», растёт.