Жить ритмом магистрали
Прислано AlexHo на Май 20 2013 13:57

Расширенные новости


Заслуженному работнику транспорта России Виктору Васильевичу Демещику – 75 лет
Его характер выпестовала Восточно-Сибирская железная дорога. И где бы он ни работал, стальная магистраль всегда оставалась для него главной школой.
Его характер выпестовала Восточно-Сибирская железная дорога. И где бы он ни работал, стальная магистраль всегда оставалась для него главной школой.

Трудовой стаж почётного железнодорожника, почётного гражданина Иркутской области и города Тулуна совсем немного не дотягивает до полувека. Много хорошего и плохого он в своей жизни повидал, но всегда и везде, на каком бы посту ни работал Виктор Васильевич, он задавался вопросом: а как бы на моём месте поступил железнодорожник?

Это не бравада и не пафос, а чуть ли не единственный способ укрепить свои силы в моменты душевного смятения, когда недопустима расплывчатость и аморфность при принятии крае-угольных решений, когда нужен чёткий ответ – да или нет.

Такую ответственность он всегда брал на себя, несмотря на окрики и поправки снизу и сверху. Будь то строительство моста через реку Ию, или реконструкция Мельниковского и Ленинского комбинатов крупного панельного домостроения в областном центре, или создание модели новой формы обучения на ВСЖД (детский сад – школа – колледж – университет).

В далёкие сороковые будущий член совета старейшин Восточно-Сибирской магистрали Виктор Васильевич Демещик был просто Витькой. Когда репрессировали отца и мать тянула их с братом одна, они бегали на железную дорогу в путевую сторожку в надежде обменять небогатую деревенскую снедь на хлеб. А какое великое счастье было поймать на лету и вовсе невиданное лакомство – брошенную щедрой солдатской рукой из воинского эшелона банку американской тушёнки!

– Тогда в Шиберту, где я учился в школе-интернате, частенько заглядывали курсанты Нижнеудинского железнодорожного училища, – вспоминает Виктор Васильевич. – Ухоженные такие, гладкие, форма с иголочки. Мы им откровенно завидовали.

И он без раздумий после окончания семилетки подал документы в это самое ЖУ-2 при Нижнеудинском паровозном депо. Учился хорошо, и потому определили его на работу на базовое предприятие. Запомнилось при трудоустройстве назидательное, с поднятым вверх указательным пальцем напоминание кадровика:

– Помни, Виктор, депо у нас кумовое.

Сначала до молодого кочегара не доходило, что означает эта странная фраза, а со временем понял: берут туда в основном тех, кого привели за руку деды, отцы, дяди. Не было тогда такого понятия, как трудовые династии, но в жизни – и это видно на примере Нижнеудинского паровозного – они не просто существовали, но и развивались. Не мог сын подвести отца или деда, осрамиться на работе, потому депо гремело на всю сеть.

Все ступени локомотивного ремесла Виктор прошёл здесь, и уже будучи машинистом-инструктором комсомольско-молодёжной бригады довёл показатели своего подразделения до высшей точки: до семи месяцев в году при наличии 11 колонн-конкурентов оно занимало первые места в деповском соревновании.

Молодому инженеру, который к тому времени заочно с отличием окончил Омский институт инженеров железнодорожного транспорта, предложили возглавить деповской партком. Отнекивался, держа в голове историю репрессированного отца, но пришлось согласиться.

Замелькали партийные и советские назначения, выборные должности, как километры за окном электровоза на главном ходу: второй секретарь Нижнеудинского горкома партии, первый – в Тулуне, заведующий орготделом Иркутского обкома КПСС, первый секретарь Иркутского горкома партии, депутат Верховного Совета народных депутатов РСФСР.

На сессии ВС в 1990 году он обратился к будущему министру путей сообщения Геннадию Фадееву с просьбой о трудоустройстве на родной Восточно-Сибирской. Не счесть всего, что было сделано на дороге с помощью Виктора Васильевича. Это и строительство жилья хозспособом, и создание системы отраслевого социального страхования, и деятельное участие в программе по сохранению кадрового потенциала, и многое другое. И сегодня он живёт ритмом магистрали, работает в дорожном Совете старейшин. Он снова в нужном месте в нужное время.

Аександр Филиппов