РЕМЕСЛО – ДОРОГА В СТО ЛЕТ!
Прислано Irinka на Ноябрь 14 2024 09:13
МО "Тулунский район"
13.11.2024 в 15:11
11 ноября в Иркутске состоялось первое заседание регионального экспертного совета по оценке и отбору объектов нематериального этнокультурного достояния. В работе приняли участие 28 экспертов: учёные и специалисты в области этнографии, фольклора, истории, культурологии и филологии, а также представители министерства культуры Иркутской области и Иркутского областного Дома народного творчества.
В повестке дня было рассмотрение информации об объектах нематериального этнокультурного достояния (ОНЭД) на предмет придания им официального статуса и включения в региональный реестр ОНЭД Иркутской области. Заявители представили на рассмотрение совета три уникальных объекта: технологию свободной кистевой росписи «Илимская роспись», возникшую в г. Усть-Илимск более 30 лет назад на основе домовой и маховой нижнетагильской росписи, традиционное искусство спирального травоплетения белорусских переселенцев из с. Умыган и д. Нижний Бурбук Тулунского района и танец «Звездочка» в хореографической традиции старожилов Иркутской области.
Под председательством заместителя министра культуры Иркутской области Светланы Каплиной члены совета приняли решение о присвоении объектам категории «объект регионального значения, представляющий историческую, культурную и научную ценность для истории и культуры Иркутской области» и включении их в Региональный реестр ОНЭД Иркутской области. Представила объект «Традиционное искусство спирального травоплетения белорусских переселенцев из с. Умыган и д. Нижний Бурбук Тулунского района» методист Центра ремесел, Народный мастер Иркутской области Елена Лисицкая. Эта уникальная форма народного творения не только сохраняет память о культуре и традициях белорусских переселенцев, но и обогащает культурное наследие Иркутской области.
Спиральное плетение – одно из древнейших плетений, которое прочно укоренилось в нашей культуре. Его история связана с приездом белорусских переселенцев из Могилевской, Витебской губерний в Тулунский район. Во времена Столыпинской реформы, эти переселенцы принесли с собой богатый опыт в гончарном деле и травоплетения, но им пришлось адаптироваться к новым природно-климатическим условиям и особенностям местной культуры. Постепенно, происходила трансформация ремёсел, и мы считаем важным рассмотреть тему плетения из растительных материалов и гончарного дела на территории Приангарья.
В конце XIX – начале XX в. На территории Иркутской губернии крестьянскими переселениями в наибольшей степени были охвачены Нижнеудинский и Балаганский уезды. По данным переписи населения 1926 г., самый крупный в Прибайкалье ареал расселения белорусов находился в Тулунском округе (31 163 чел.). На сегодняшний день наиболее значимые места проживания потомков белорусских переселенцев в Иркутской области сохранились на территории Баяндаевского, Тайшетского, Заларинского, Куйтунского, Тулунского, Братского, Нижнеудинского, Балаганского и некоторых других районов.
Именно в маленьком селе Умыган, основанном в 1900 году и находящимся в 30 километрах к северо-западу от Тулуна, мы познакомились с этим уникальным ремеслом в краеведческом музее культурно – досугового центра. Благодаря тому, что переселенцы уехали из мест выхода еще до прихода Советов, им удалось сохранить свой язык и обрядовость в первозданном виде.
Информантами, передавшими сведения о традиции белорусского спирального соломоплетения в Тулунском районе, стали представители семьи Маркевич. Во времена заселения предки Маркевичей приехали из Могилевской губернии Белоруссии в Умыган. Вместе с собой они привезли то, что им могло пригодиться в новом месте. Некоторые предметы пришлось изготавливать на месте. Отец старшего из информантов, Мефодия Кирилловича Маркевича (1923 – 2002), был мастером в плетении корзин из лучины и соломы, которые были очень полезны для хозяйственных нужд. Они использовались для сбора и хранения различных продуктов и материалов. Также плетеные емкости, сделанные из лучины и соломы (севалки) пригождались при посеве зерновых культур. Это было удобное средство для переноски и разброса семян. Кроме того, мастерство плетения корзин, передававшееся в семье, приносило дополнительный заработок и помогало легче адаптироваться к новым условиям жизни. Сын Мефодия, Виктор Мефодьевич Маркевич (1955 – 2023), сохранил традицию до настоящего времени.
Хотя техника спирального плетения является общей чертой для Белоруссии и Сибири, существуют отличия в материалах и стилях, которые придают каждой из этих традиций свою уникальность и особенность. На сегодняшний день техника спирального плетения - объект культурного нематериального наследия в Белоруссии.
Это искусство плетения, которое в настоящее время является одной из самых узнаваемых форм народного творчества в стране. Однако, когда это ремесло было привезено в Сибирь, оно претерпело определенные изменения, и переселенцы в Сибири были вынуждены адаптировать эту технику под местное сырье. Вместо использования традиционных материалов, таких как пеньковый жгут, бечевка, они начали использовать корни сосны либо ивовую ленту для сшивания жгутов. Эти материалы были легко доступны, и местные жители обнаружили, что они обладают определенными преимуществами при плетении.
В настоящее время, плетение из трав не является неотъемлемой частью бытового процесса для жителей сельских поселений. Это ремесло приобретает декоративную функцию, сохранив при этом свою значимость как элемент народного наследия. В настоящее время технология спирального плетения, восстановлена по этнографическим экспонатам, описаны технологические этапы выполнения, проводятся мастер – классы и экспонирование на различных выставочных площадках.
Спиральное травоплетение, передаваемое из поколения в поколение, демонстрирует мастерство художников, их связь с природой и традиционными ремеслами. Принятое решение позволит придать этому ремеслу новый импульс для дальнейшего развития и популяризации, а также укрепит его статус как важного элемента культурной идентичности региона. Включение в реестр обеспечит необходимую поддержку для сохранения и продвижения этого уникального культурного наследия.
https://vk.com/publictulrai?w=wall-216941233_3079