«Рысь» напала на «Тигра»
Прислано igor на Март 13 2010 10:27
Российская армия может закупить иностранные образцы бронетехники вместо отечественных аналогов
Расширенные новости
«Рысь» напала на «Тигра»
Российская армия может закупить иностранные образцы бронетехники вместо отечественных аналогов
Российские военные готовы импортировать за рубежом еще один вид вооружений: легкобронированные боевые транспортеры или, что то же самое, тяжелые бронированные джипы. Разговоры о таком заказе идут несмотря на то, что Россия уже обладает машинами аналогичного класса собственного производства. Это первый подобный случай: раньше делались заявления о закупках только тех вооружений, аналогов которых в России не производят (например, вертолетоносец «Мистраль» или беспилотники). Газета ВЗГЛЯД попыталась разобраться, в чем причина подобного разворота в приоритетах.
Министерство обороны РФ ведет переговоры о закупке большой партии итальянских бронеавтомобилей IVECO M65 (LMV) разработки и производства компании Iveco Defence Vehicles. Об этом сообщает «Интерфакс». По словам собеседника агентства, речь идет о возможности приобретения очень крупной партии боевых машин – до тысячи экземпляров.
При этом в России производится собственный автомобиль аналогичного класса − ГАЗ-2975 «Тигр», поэтому решение о закупке «итальянцев» выглядит странно. Такое сообщение следует рассматривать лишь с точки зрения выгоды для той или иной российской финансовой группы или отдельных представителей крупного бизнеса.
Бронеавтомобиль IVECO M65 (LMV) (в итальянской армии получил название Lince – «Рысь») создан в 2001 году и относится к классу тактических патрульных автомобилей. Они способны перевозить до отделения солдат, обеспечивая противопульное круговое бронирование (в некоторых вариантах – против крупнокалиберных пуль), защиту от осколков и противоминную защиту. Также подобные автомобили служат платформами для легкого вооружения: пулеметов, автоматических пушек, противотанковых комплексов.
На «настоящем» поле боя толку от таких машин немного: против «серьезного» оружия их защита явно недостаточна, впрочем как и проходимость – она далеко не танковая. Их ниша – противоповстанческие и противопартизанские операции, патрулирование военных объектов, тыловых районов, коммуникаций, путей снабжения (вооруженное сопровождение колонн). К чисто боевым задачам таких машин можно отнести разведку и связь. Неудивительно, что спрос на них появился в 80−90-е годы, хотя специально спроектированные или приспособленные машины аналогичного назначения многие колониальные державы использовали и ранее, но в небольших количествах.
Но с тех пор, как перспектива крупномасштабной мировой войны стала постепенно отдаляться, а боевые действия приняли характер локальных конфликтов, зачастую малой интенсивности, спрос на подобную технику устойчиво растет. Можно сказать, что это машины оккупантов и полицейских.
Интерес к подобной технике имеется еще и потому, что такие машины дешевле, чем классические БТР и БМП, хотя бы потому, что им, например, не надо плавать. Отсутствуют на них и фильтровентиляционные установки, позволяющие преодолевать зоны заражения. Для еще большего удешевления патрульные БА часто создаются с использованием узлов коммерческих автомобилей, например двигатель и трансмиссия IVECO M65 позаимствованы у легкового автомобиля повышенной проходимости «Ивеко-2500».
До недавнего времени в нашей стране аналогов техники такого класса не существовало, наши военные частенько посмеивались над легкобронированными американскими HUMVEE, не предполагая, что такая машина потребуется скоро им самим. В Российской армии основная часть задач, свойственная патрульным машинам, возлагалась на БТР.
Однако в городской застройке гробообразный, громоздкий и неповоротливый восьмиколесный БТР реально мог превратиться в «гроб на колесиках». А на более компактных и подвижных БРДМ и БМД из-за тесноты десантного отделения десант вынужден был располагаться вне машины, на броне, открытый всем шальным пулям.
Российский «Тигр» по своим характеристикам не уступает итальянскому аналогу
Заказчиком первого отечественного многоцелевого транспортного средства выступило военное ведомство ОАЭ, где на разработку и изготовление опытных образцов выделили 60 миллионов долларов США. Первые образцы автомобиля Tiger HMTV были представлены в Абу-Даби на Международной выставке вооружения IDEX-2001. Автомобили заказчику понравились, но в результате контракт на поставку «Тигра» так и не был подписан в силу ряда причин. Так у ГАЗа остался задел — разработанный и готовый к серийному производству автомобиль.
Тем временем потребность в защищенных, компактных БА ощутили Внутренние войска РФ: техзадание, на основе которого Tiger был переработан в «Тигр», было во многом сформулировано по их требованиям. ГАЗ-2975 получился не без недостатков: испытатели, например, отмечали не очень удобную компоновку десантного отделения, вызывало нарекания качество сборки бронекорпусов (щели, трещины, плохое качество сварки), созданных по временному техпроцессу. Тем не менее машина получилась весьма неплохой и военных в основном удовлетворяла.
Так зачем закупать аналогичные автомобили в Италии, даже несмотря на то, что машина выглядит очень неплохо, вполне конкурентоспособна и активно покупается разными армиями? Если контракт на тысячу экземпляров состоится, то Россия станет вторым крупнейшим эксплуатантом броневика после Италии, где в строю 1 200 таких автомобилей, обогнав Великобританию, где на вооружении стоит 900 машин этого типа.
Очень просто – она создана на Горьковском автозаводе. Между тем в последнее время заметно стремление руководства другого автогиганта (в лице его руководителя Сергея Когогина) монополизировать производство военных автомобилей для МО. Когогин имеет сильные позиции в Минобороны – иначе чем можно объяснить совершенно иррациональное решение военных отобрать у Брянского автозавода перспективную тему многоцелевых шасси военного назначения «Вощина-2» на стадии готовых экземпляров и передачу ее в Набережные Челны?
Еще более прозрачной ситуация становится, если знать, что те два экземпляра IVECO M65, что проходили в прошлом году испытания на полигоне в Бронницах (показав при этом, кстати, худшую проходимость и динамические характеристики, чем «Тигр»), были закуплены на деньги КамАЗа. Данный автозавод, традиционно являясь одним из крупнейших партнеров IVECO в России, по некоторым сведениям, уже пару лет лоббирует идею о сборке этих машин на собственных мощностях. Конфликт между бизнес-интересами и госинтересами, как говорится, налицо.
Однако при этом следует отметить, что источники газеты ВЗГЛЯД, близкие к ОПК, не готовы утверждать о наличии каких-либо официальных документов, подтверждающих намерения МО или факт начала межгосударственных переговоров по вопросу закупки IVECO M65. В этом свете данное сообщение вполне может рассматриваться либо как рекламная акция предприятия, либо как попытка давления военных на ГАЗ, недовольных, по слухам, ценовой политикой предприятия.
http://www.vz.ru/society/2010/3/9/382337.html