Опаленный войной
Прислано AlexHo на Ноябрь 20 2009 18:49
... Трудился дежурным на станциях Тулун и Военный Городок, поездным диспетчером в Иркутском отделении, вновь дежурным в Иркутске-Пассажирском и старшим помощником начальника этой внеклассной станции.
Расширенные новости
Приписав себе полгода, 17-летний слесарь паровозного депо Зима Николай Мясников рвался на фронт.
Николай Александрович прошел дорогами войны от Ленинграда до Кенигсберга. Там и встретил победу авиамехаником 503-го штурмового авиаполка. На днях ветеран отметит свой 85-летний юбилей.
Попасть на фронт он твердо решил летом 42-го, наслушавшись рассказов представителя военкомата об Иркутской школе авиамехаников. Написав заявление об увольнении, вчерашний выпускник Зиминского железнодорожного ФЗУ открыл дверь деповского отдела кадров.
– Еще один явился, – встретил его кадровик, яростно разорвав бумагу. – Марш в цех, Аника-воин!
– Не на того напал, – закипел от возмущения парень и рванул в военкомат.
Из таких, как он, деповских, имевших бронь, перед дверью военного комиссара образовалась целая очередь. Через несколько часов, получив полный расчет, настойчивые деповчане уже ехали в Иркутск.
Не всем им было суждено пройти медкомиссию для краткосрочной, одиннадцатимесячной учебы на авиамехаников. Ошарашенных ребят буквально бросали в темную комнату на матрасы и тут же замеряли давление: нормальное – годен, зашкалило – браковали.
Он стал курсантом. Желание попасть на фронт было запредельным. Учили их обслуживать истребитель Як-1 по двенадцать часов в сутки, до минимума сокращая программу подготовки. Впрочем, предлагали и дальше учиться, чтобы получить офицерское звание, но чувствовал Николай, его время уходит, война скоро должна закончиться.
Поспешил парень с выводами, бомбежек и смертей и на его век хватило. Его определили в эскадрилью под Ленинградом. Получать навыки ремонта штурмовиков Ил-2 приходилось на лету. Машины под прикрытием пары-тройки истребителей работали на передовой только днем. Уже через несколько месяцев он знал, что такое взлететь и не вернуться. Не сели на аэродром два его штурмовика...
В полку не хватало стрелков-радистов. По зловещей статистике, они первыми погибали в воздушном бою. Пришлось Николаю осваивать и это ремесло, несколько раз вылетал на боевые задания. Бог миловал, но однажды, при жестокой бомбардировке немецкой авиацией аэродрома, осколок чиркнул его по боку. Легко отделался, даже в полевой госпиталь не пошел.
В 46-м их, железнодорожников, по указу Сталина демобилизовали. Стальные магистрали задыхались от нехватки кадров. Слесарить Николай не захотел, его привлекала работа движенца. Закончил курсы дежурных по станции, а потом, «по производственной необходимости», и поездных диспетчеров. Трудился дежурным на станциях Тулун и Военный Городок, поездным диспетчером в Иркутском отделении, вновь дежурным в Иркутске-Пассажирском и старшим помощником начальника этой внеклассной станции. После окончания Хабаровского железнодорожного техникума перевели работать сменным старшим инженером грузовой службы ВСЖД. Наградили за труд орденом Знак Почета, другими государственными и ведомственными наградами.
Много лет Николай Александрович Мясников живет в добром согласии с супругой Евдокией Ильиничной, воспитывают семь внуков и четырех правнуков.
– Честно скажу, без Восточно-Сибирской я как личность не состоялся бы, – уверяет ветеран.
Автор: Александр Филиппов (фото Владимира Кузьмищева)
Дата: 20 ноября 2009
Link