ГОРОД НОМЕР ТРИНАДЦАТЬ
Прислано AlexHo на Ноябрь 14 2009 11:34
Пожалуй, каждого, кто хоть раз проезжал Тулун и колесил по местным дорогам в поисках выезда на федеральную трассу, комплимент от представителя ДОБДД МВД РФ не может не удивлять. Каковы же трассы в других регионах России, если наша отличается информативностью?
Расширенные новости
СМ НОМЕР ОДИН

номер от 12 ноября 2009 года

Участники автопробега обсудили с иркутянами будущее Сибири

Напомним, что автоэкспедиция на машинах отечественного производства стартовала в Санкт-Петербурге в середине октября. Цель путешествия — Владивосток. Иркутск стал тринадцатым городом, где встретили автопробег. Несмотря на «счастливое» число, непростой участок трассы от Красноярска до столицы Восточной Сибири путешественники преодолели вполне благополучно.


В рамках пребывания автопробега в Иркутске одним из главных мероприятий стало заседание Центра социально-консервативной политики «Байкал».

Маде ин Владивосток

В составе экспедиции энтузиасты, экстремалы, искатели приключений в лице спортсменов, управленцев, депутатов Госдумы, представителей активной молодежи. Проект проходит под эгидой «Единой России» и связан в числе прочего со скорым открытием во Владивостоке первого отечественного автопроизводства. Концерн «Соллерс», в состав которого входят УАЗ, Заволжский моторный завод (ЗМЗ) и площадки по выпуску в России автомобилей ряда иностранных марок, открывает в Приморье автомобильное производство. В числе продукции «маде ин Владивосток» планируется выпускать грузовики, внедорожники, микроавтобусы. Сам же пробег призван поддержать отечественный автопром и продемонстрировать достойное качество российских машин.

— Негатив у наших соотечественников к продукции отечественного автопрома есть, и иллюзий по этому поводу мы не питаем. В России выпускают разные марки автомобилей, на разных заводах-изготовителях, и обобщать здесь не стоит, — считает руководитель экспедиции, депутат Государственной думы Роберт Шлегель. — Мнение о том, что в России не умеют делать хорошие машины, — это стереотип. И мы пытаемся его сломить. Насколько у нас это получится — не знаю.

Один из журналистов поинтересовался маркой личного авто Роберта Шлегеля. Оказалось, «в реале» молодой депутат Госдумы ездит на машине заграничного производства.

— Я понимаю вашу иронию, — с улыбкой отметил Роберт Шлегель. — Мол, вы нам тут о преимуществах отечественных авто рассказываете, а сами ездите на иномарке. На самом деле покупка была продиктована когда-то мальчишечьей мечтой о хорошем авто, и сейчас я готов его поменять.

— На «Ладу-Калину»?

— На «Ладу-Калину» — нет, — честно ответил руководитель экспедиции. — А вот на УАЗ — да.

Оговорка по Фрейду

В целом же цель автопробега подчинена трем основным ориентирам — единству, патриотизму и духовности. И по словам самого Роберта Шлегеля, чем дальше от Москвы, тем чаще, к сожалению, идея единения вызывает у населения некоторый скептицизм.

Всего в автоэкспедиции принимает участие 14 человек. В общей сложности колонна насчитывает шесть автомашин — пять внедорожников «УАЗ-Патриот» и один «Фиат», который сами путешественники именуют не иначе как маленьким героем. Экспедиция движется с запада на восток, останавливаясь в крупных «придорожных» городах.

И в каждом из них участников ждет плотная программа — конференции, дискуссии, круглые столы... В рамках пребывания автопробега в Иркутске одним из главных мероприятий стало заседание Центра социально-консервативной политики «Байкал» с участием историков, политологов, общественных деятелей. Тема беседы: «Сибирь — перекресток цивилизации. Воздействие исторических особенностей региона на современную общественно-политическую ситуацию». Впрочем, о как таковых исторических особенностях говорили мало, больше об исключительно сырьевом освоении Сибири и необходимости эту ситуацию изменить.

Так, по мнению профессора кафедры мировой истории и международных отношений ИГУ Виктора Дятлова, первое, что нужно сделать, — изменить отношение к Сибири как к кладовке с ценностями.

— Совершенно очевидно, что к инновационной модели развития можно прийти лишь через модернизацию интереса населения. Однако если рассматривать жителей Сибири как обслугу, которая обеспечивает добычу ископаемых и работу транспортного коридора, то ни о каком интересе не может быть и речи.

Профессор уверен: население региона нуждается в защите собственных интересов. И велосипед здесь изобретать не нужно.

— В Конституции написано, что государство у нас федеральное. И дело остается за малым — наполнить конституционное положение реальным содержанием. Поддержал разговор и президент Фонда регионального развития Иркутской области Алексей Козьмин. По его мнению, территория Сибири и Дальнего Востока требует механизмов автономного управления. Учитывая, что 80% людей, принимающих государственные решения, проживает в западной части России, их интересы на уровне госвласти превалируют.

— Россия действительно должна стать Россией во всех своих границах, — заметил в свою очередь заведующий кафедрой отечественной истории и политологии ИГУ, профессор Юрий Зуляр. — А то получается как в известной песне группы «Любэ» «От Волги до Енисея». Как будто дальше Енисея — это уже и не Россия. Оговорка, что называется, по Фрейду.

Участвуя в ходе дискуссии, Роберт Шлегель заверил, что настроения жителей Сибирского региона, их предложения и замечания найдут отражение в отчете об итогах автоэкспедиции на предстоящем съезде партии «Единая Россия» в Москве.

Эх, дороги...

В ходе встречи с участниками автопробега разговор то и дело затрагивал и одну из двух общеизвестных российских бед — плохие дороги.

— Чтобы грузообмен между регионами развивался, нужно строить дороги, решать проблему узких участков трассы, в том числе и пролегающих по территории Иркутской области. Это Култукский перевал, отрезок автодороги на границе с Красноярским краем и в городе Усолье-Сибирском, — отметил председатель координационного совета ЦСКП «Байкал», генеральный директор ЗОА «Труд» Сергей Тен. — Можно построить 1000 км хорошей дороги, но если останется разрыв в 50 или 100 километров — это в значительной мере сократит поток автотранспорта.

По словам же самих путешественников, проезжая по одной и той же трассе, остается лишь удивляться, насколько разнится качество дорожного полотна в зависимости от региона, где пролегает участок федеральной дороги. Иной раз разница видна буквально на границе областей.

— По обустройству дороги, по разметке, дорожным знакам и указателям сразу видно, как руководство того или иного региона относится к содержанию и благоустройству дорог, — отметил заместитель руководителя экспедиции, старший участник по особым поручениям ДОБДД МВД РФ Василий Скиба. При этом участник автопробега заметил, что в сравнении с Красноярским краем наши дороги отличаются в лучшую сторону.

— Последние двести километров Красноярского края дорога была крайне плохой. Не дорога, а направление. Если же сравнивать с Иркутской областью, то у вас информации на трассе больше — дорожных знаков, указателей. Пожалуй, каждого, кто хоть раз проезжал Тулун и колесил по местным дорогам в поисках выезда на федеральную трассу, комплимент от представителя ДОБДД МВД РФ не может не удивлять. Каковы же трассы в других регионах России, если наша отличается информативностью?

Не спрятаться, не скрыться

Интересно, что посредством Интернета за движением автопробега можно наблюдать в режиме реального времени. Причем с точностью до 5 метров.

— На одном из переездов мы увидели потрясающий пейзаж, решили остановиться, сфотографироваться, и буквально тут же, через минуту-другую, нам стали звонить встревоженные родственники и друзья: «Почему вы стоите посреди реки? Что у вас случилось?» — рассказал один из участников пробега. Позади семь тысяч километров пути, впереди еще почти четыре тысячи. С надеждой, что продукция отечественного автопрома и впредь не подведет, 6 ноября путешественники продолжили свой путь к берегам Тихого океана. Финиш автоэкспедиции намечен на 16-е число, конечный пункт — Владивосток.

Дина Оккерт, «СМ Номер один». Фото автора