Полис — гарантия ваших прав
Прислано AlexHo на Май 21 2009 13:17
Скажите, какими правами обладает гражданин, имеющий полис обязательного медицинского страхования? Что делать, если медицинское учреждение отказывает в бесплатном предоставлении какого-то вида помощи, хотя он есть в территориальной программе ОМС?
Расширенные новости
Скажите, какими правами обладает гражданин, имеющий полис обязательного медицинского страхования? Что делать, если медицинское учреждение отказывает в бесплатном предоставлении какого-то вида помощи, хотя он есть в территориальной программе ОМС?
Елена Рудых Тайшет.
Права пациента, в том числе застрахованного по ОМС, на получение бесплатной медицинской помощи определены основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и являются едиными для всей территории РФ.
Обязанность по защите прав граждан в системе ОМС возложена на страховые медицинские организации, которые работают в рамках Программы государственных гарантий.
— Все граждане, независимо от их социального положения, уровня доходов, места жительства и т.д., имеют равные права на получение медицинской помощи за счёт средств ОМС, — подчёркивает начальник отдела по экспертизе качества медицинской помощи страховой компании «РОСНО-МС» Ирина Сверлик. — Кроме того, пациент вправе рассчитывать на возмещение ущерба в случае оказания ему некачественной медицинской помощи или причинения вреда здоровью.
По словам Ирины Станиславовны, страховые взносы и платежи перечисляются в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Иркутской области, причём средства вносятся абсолютно за каждого гражданина: за работающее население платит работодатель, за неработающее — правительство региона. Из Территориального фонда деньги поступают в страховые компании, которые уже непосредственно оплачивают лечебные услуги, оказываемые пациентам. Расходы финансовых средств производятся лишь при обращении за медицинской помощью. Но не все люди посещают поликлинику одинаково часто: одни обращаются к врачу каждый месяц, а другие — раз в год. Иными словами, в этой ситуации действует принцип «Здоровый платит за больного».
Что касается перечня услуг, предоставляемых гражданам по системе обязательного медицинского страхования, то он определяется министерством здравоохранения РФ или Иркутской области.
— Если медицинское учреждение отказывает в каком-то виде помощи, хотя он входит в Программу государственных гарантий, то об этом в первую очередь нужно поставить в известность главного врача медицинского учреждения, — советует специалист. — Следующей инстанцией должна стать страховая компания, в которой вы получали полис. Также можно обратиться в территориальный фонд ОМС, либо в его районный филиал.
В этих организациях обязательно выяснят, законно ли медицинское учреждение требует плату за свои услуги. И если будут обнаружены какие-то нарушения, то поликлиника или стационар понесут административное наказание, а пациент получит свои деньги обратно.
Более того, страховая компания имеет право инициировать судебное разбирательство в отношении лечебного учреждения и при этом выступать на стороне пострадавшего пациента.