Кто зарабатывает на кризисе
Прислано AlexHo на Май 21 2009 12:59
Сообщения о разорении компаний, сокращении работников, урезании зарплаты уже не воспринимаются как трагедия. Люди тихо мирятся с новой реальностью под названием «кризис». Очевидно, раз есть те, кто страдает от негативных тенденций в экономике, есть и другие, кто делает на этом состояния.
Расширенные новости
Сообщения о разорении компаний, сокращении работников, урезании зарплаты уже не воспринимаются как трагедия. Люди тихо мирятся с новой реальностью под названием «кризис». Очевидно, раз есть те, кто страдает от негативных тенденций в экономике, есть и другие, кто делает на этом состояния.
Много рассуждают о крупных банках, получивших государственные деньги на борьбу с кризисом и улучшение ситуации в отечественном промышленном секторе. Правда, банки решили не слишком рисковать, поддерживая экономику, и предпочли поддержать себя.
Говорят и об игроках на бирже, которые именно во время всеобщего спада могут приобрести по дешёвке акции перспективных компаний и впоследствии сказочно разбогатеть.
Но если не вдаваться в эти сложные финансовые дебри, то и в сегменте малого бизнеса есть направления, где кризис сыграл предпринимателям на руку.
Ввиду экономии люди стали меньше покупать новых вещей, зато начали активно ремонтировать старое.
— Я сейчас клиентов предупреждаю, что смогу отремонтировать их обувь только через день-два. А до всяких кризисов за два часа всё готово, работы было немного, — рассказывает обувщик Николай Фролов. — И видели бы, какие туфли приносят — ещё в советские времена купленные, и ремонтирую, потому что на новые у людей денег нет.
Также, по словам мастера, на число клиентов не влияет и повышение цен за ремонтные услуги, поскольку отремонтировать всё же дешевле, чем тратиться на новую обувь.
Аналогичная ситуация и в мастерских по ремонту и пошиву одежды.
— Ещё в прошлом году к нам в основном обращались, чтобы укоротить новые брюки или сшить на заказ что-то необычное, теперь всё чаще видим мам, которые приносят вещи для перешивки на детей, — отмечает хозяйка небольшого ателье Анна Панкратова.
Как признался владелец нескольких киосков по торговле одеждой Эдуард Мамедов, с декабря у него резко сократились продажи и, чтобы как-то прожить, он с земляками открыл мастерскую по ремонту кожаной одежды.
— Мне ремонт даёт столько же выручки в месяц, сколько два бутика одежды. Думаю даже прикрыть торговлю и перейти на ремонт, пока у людей не появится больше денег, — планирует предприниматель.
Разговоры и предупреждения милиционеров о возможном увеличении числа квартирных краж, возымели вполне весомый экономический эффект для охранных предприятий.
— С декабря у нас ощущается рост числа клиентов. Граждане активно устанавливают в своих квартирах и коттеджах сигнализации, — говорит Василий Бровкин, начальник отдела по работе с клиентами крупной иркутской компании по оказанию охранных услуг.
По словам Василия Ивановича, объём заказов на монтаж охранных систем увеличился на 30%. Даже при том, что сигнализация — дело не дешёвое. Установка в однокомнатной квартире обойдётся в 14–18 тысяч рублей, в двух-, трёхкомнатной — в пределах 20 тысяч рублей, а в коттедже — от 20 до 100 тысяч.
Ещё один вид бизнеса, переживающий стремительный взлёт, — торговля подержанными сотовыми телефонами. В районе Центрального рынка в Иркутске имеется свыше 30 павильонов, занимающихся скупкой и продажей мобильников.
Объяснить расцвет скупки сотовых можно постоянной потребностью граждан менять телефоны на более дорогие и стремлением продать свои устаревшие модели. Но этот аргумент не работает в условиях кризиса, когда финансовые возможности не позволяют шиковать. Есть и другое объяснение — сотовые, как и кошельки, часто воруют. Кстати, на значительное увеличение числа мелких краж сетовал представитель одного из районных отделений милиции Иркутска.
Сыграл финансовый кризис на руку и ещё одному виду услуг. В противовес коллекторским агентствам, которые занимаются получением долгов с различного рода неплательщиков, стали появляться фирмы, оказывающие услуги по противодействию коллекторам.
И вспоминается народная мудрость: кому война, а кому мать родна.
Это важно
Валерий Попов, зам. начальника департамента экономики комитета по экономики и финансам администрации Иркутска:
— Шведы говорят так: когда дует сильный ветер, одни строят загородки, другие — мельницы. Безусловно, кризис, как и любое явление, несёт положительные и отрицательные элементы. Очевидно, что в ближайшее время у людей сменятся приоритеты потребления соответственно собственным возможностям. Что будет востребовано, то и будет производиться. Предпринимателям в этом случае нужно грамотно вычислить свою нишу. Постепенно в структуре потребления будет происходить замещение импортных товаров местными. Ещё до кризиса было очевидно, что цены на многие товары и услуги «перегреты», бизнесмены должны понимать, что теперь нужно рассчитывать на взвешенную норму прибыли, а не на сверхдоходы.
Языком цифр
В Иркутской области действует свыше 4 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса, более 14 тысяч организаций микробизнеса.
Всего в этой сфере экономики занято более 200 тысяч человек, или почти 25% от всего работающего населения региона.
Алёна САБИРОВА