Есть ли у нас антикризисный план
Прислано Irinka на Апрель 06 2009 08:57
В Иркутской области всем хорошо не будет, но некоторым помогут.
Расширенные новости
В Иркутской области всем хорошо не будет, но некоторым помогут.
Расширенное заседание правительства в четверг затянулосьболее чем на три часа, и значительная часть этого времени была посвящена антикризисной программе правительства области.
Резервы и сферы
Губернатор Игорь Есиповский сообщил, что падение валового регионального продукта, по прогнозу правительства, может составить 20 процентов. Губернатор, видимо, в этот момент отметил, как изменились лица приглашенных, потому что сразу напомнил, что наряду с этим у области имеются существенные незадействованные резервы.
- Основной задачей антикризисного плана, - отметил губернатор, - должно стать создание эффективных условий для стабилизации социально-экономического положения в регионе. Мы должны изыскать и задействовать все имеющиеся резервы.
Глава области предупредил, что правительство не будет брать на себя решение всех проблем и осуществление всех обещаний, но выберет те сферы, в которых, в меру своей компетенции и возможностей, сможет решить важнейшие проблемы. О конкретных пунктах плана министрам напомнил заместитель председателя правительства Александр Ведерников.
Стоит только захотеть
Для начала вице-премьер признался, что он и его коллеги по финансовому блоку правительства совершили большую ошибку: налог на прибыль предприятий, заложенный в областной бюджет в размере фактически собранного в 2008 году, по итогам трех месяцев оказался на 75 процентов меньше плана. А по результатам года дефицит консолидированного бюджета по одной только этой статье может превысить 8 млрд рублей. Если, оговорился Александр Ведерников, правительство не займется оптимизацией расходов или повышением доходов.
Во второй вариант верится слабо, а в первом, кажется, область уже достигла дна - больше сокращать нечего, кроме численности аппарата правительства. Но это, как все понимают, святое.
Собственно антикризисный план разрабатывался и принимался при участии депутатов Законодательного собрания, предпринимателей и общественных объединений. Если учитывать, что успехом, как правило, делятся неохотно, то можно предположить, что веры в качество плана у заместителя губернатора не много, и он в данном случае напоминал всем: творчество коллективное, отвечать за неисполнение будем вместе.
План разрабатывался по образцу из правительства Российской Федерации и базируется на четырех "точках опоры": социальная защита населения; сохранение промышленного и технологического потенциала; поддержка малого бизнеса и снижение административного давления; проведение взвешенной бюджетной и межбюджетной политики. По информации Александра Ведерникова, Иркутская область в последние несколько лет была в Сибирском федеральном округе лидером "по некоторым видам выплат". А по остальным не была, скажет читатель. И как тут делать выводы без точных цифр?
Александр Ведерников сделал! Он заявил, что "сохранение этих дополнительных, не прописанных в федеральном законодательстве мер социальной поддержки и есть антикризисная мера". То есть тех мер, которые были разработаны предшественниками нынешнего правительства и существовали в благополучные годы, должно хватить и сегодня, и когда кризис (что не исключено) усугубится.
Если следовать логике Ведерникова, то неимущим жителям области буквально повезло, что разразился кризис, - если бы не это, Александр Ведерников предложил бы урезать те меры социальной поддержки, которые он называет "дополнительными".
Область в этом случае вернулась бы на уровень социальных расходов, который существует в соседних регионах, зампред правительства мог бы отрапортовать о существенной экономии (по выплатам на содержание детей и по оплате услуг ЖКХ малоимущим - по 100 млн) на бедных, а бедные... Ну, это не проблемы Ведерникова. Главное, что идею он сформулировал.
Осторожно постукивая по деревянному...
Областная служба занятости сумела защитить в федеральных ведомствах региональную программу содействия занятости, так что на эти цели в регион поступят 200 млн рублей. Месяцем раньше речь шла о 800 млн, но это по нынешним временам неосуществимо: многие регионы программы вообще не защитили, соответственно, ничего и не получат.
За каждым заместителем премьера и министром закреплена действующая в области финансово-промышленная группа, с которой чиновник постоянно ведет переговоры по двум вопросам - своевременная выплата заработной платы и "невысвобождение персонала". По-русски правильнее и изящнее было бы сказать "сохранение рабочих мест", но из речи заместителя губернатора слова не выбросишь.
Сохранение промышленного потенциала - пожалуй, наиболее сложная часть антикризисного плана правительства. Если с социальными обязательствами все просто - финансово-экономический вице-премьер сначала пообещал не подвергать секвестру расходы по социальным статьям, а потом либо сдержал слово, либо нет, то с промышленностью все гораздо сложнее.
Приведенный Ведерниковым пример Байкальска, где правительство только и сумело, что своевременно поставить на учет всех сокращенных, положительным назвать трудно. Да, минувшую зиму области удалось финансировать работу ТЭЦ, а что дальше? Сколько еще Байкальсков выдержит бюджет? Правительство области сумело включить некоторые градообразующие предприятия области в федеральные списки на оказание помощи, но многое зависит от того, как будет развиваться кризис и что федеральное правительство сможет сделать.
Несмотря ни на что правительство области будет поддерживать инвестиционные проекты, существующие на территории области (комбинат биотехнологий, нанотехнологический кластер, домостроительный комбинат и т.д), в надежде, что впоследствии каждый из проектов даст многократное увеличение налоговых отчислений и рабочих мест.
Поддержка некоторых отраслей промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета, аккумулированных в специальных фондах, - широко известен, например, Фонд содействия реформированию ЖКХ (ФСР). Работа правительства в данном случае заключается в том, чтобы получить эти средства и привести их на территорию области.
Первый транш ФСР в размере почти 1 млрд рублей область уже получила, сейчас ожидают второй, но, подчеркнул заместитель губернатора, работа это непростая: из фонда в федеральный бюджет было отозвано 80 млрд рублей, и теперь каждая копейка из него достается регионам после сложных и долгих переговоров. Тем не менее Александр Ведерников, "осторожно постукивая по деревянному", выразил осторожную уверенность в том, что все получится.
Феодальный кризис
Поскольку проблема поддержки малого и среднего бизнеса стала вечной темой на всех совещаниях, где собирается больше трех чиновников, а на этом заседании правительства в повестке дня стояла отдельным вопросом, Александр Ведерников сразу перешел к любимой теме правительства - межбюджетным отношениям.
Борьба за доходы развернулась нешуточная: за каждым заместителем премьера закреплена не только конкретная ФПГ, но и конкретный вид доходов. Этот "кризисный феодализм" считается хорошим способом персонификации ответственности. Хотелось бы верить, что, если будет доказана вина конкретного заместителя в снижении конкретной доходной статьи, виновного снимут с вещевого довольствия и лишат хлебной пайки, но, боюсь, это фантастика.
Александр Ведерников еще раз расписался в бессилии своего блока в правительстве и предупредил, что министерство финансов не справляется с "таким количеством разновекторных задач". Интересно, что предшественники Ведерникова никогда не жаловались, а бюджет вырос в два раза за два года...
Не приводя примеров успешности изобретенной им тактики - периодически собираться рабочими группами и обсуждать текущие вопросы, - Александр Ведерников заявил, что эта практика должна быть распространена на муниципальные образования, а заодно подверг критике членов правительства, среди которых есть как "звездочки", так и халтурщики, ни разу не собиравшие рабочую группу.
Интересно, за какой вид доходов может отвечать, например, министр образования? Взятки налогом не облагаются, а с дополнительными услугами в школах правительство Игоря Есиповского борется беспощадно.
Можно, конечно, измерять эффективность работы конкретной группы, сравнивая цифру в прогнозе бюджета и фактически полученные доходы, - но если автор прогноза с самого начала ошибался (в чем он уже и признается, не краснея)?.. Министры должны понимать, что у них есть шанс ответить за чужую ошибку.
Товарищи ученые, доценты с кандидатами...
Самую обнадеживающую часть своего доклада Александр Ведерников приберег на финал. В правительстве будет создана рабочая группа по проведению административной реформы, состоящая из пяти комитетов: по повышению эффективности административных регламентов, по информатизации, по оптимизации административно-хозяйственных расходов, по оценке эффективности деятельности органов власти, по оптимизации организационной структуры.
Последнему комитету предстоит самая интересная часть работы - исключить дублирующиеся и избыточные функции в работе министерств, так что скоро мы станем свидетелями либо разделения министерств - например, на отдельные ведомства для транспорта, связи и ЖКХ, либо исчезновения из сферы декларируемой заботы правительства отдельных направлений - науки, например. И то сказать: чем наши министры могут помочь ученым?
В идеале сокращение расходов на государственный аппарат планируется довести до федерального стандарта - правительство Владимира Путина сумело, как известно, урезать собственные расходы на 22 процента. Скромность областного правительства похвальна, но это не тот случай, когда нужно останавливаться на достигнутом. Александр Ведерников, похоже, и не собирается - он обещал, в частности, ликвидировать некоторые областные государственные учреждения, потому что "мы уже сами в них слабо ориентируемся".
Работа по административной реформе ведется в антикризисном режиме и должна быть завершена к моменту принятия нового устава области, то есть к 1 июня 2009 года. Для оптимизации расходов предлагается создать (наконец-то) единую службу для осуществления госзакупок по единой цене.
А теперь можно расслабиться!
Завершая изложение плана, заместитель губернатора поведал печальную новость: принятое в прошлом году решение о перераспределении части налогов в пользу областного бюджета не оправдало себя, ибо муниципалитеты стали "люмпенизировать, ссылаясь на пожар, кошмар и кризис". Недолго думая, министерство финансов изобрело принципиально иной подход к межбюджетным отношениям: финансовая помощь будет оказана тем, кто в кризисный год сумеет увеличить доходную часть своего бюджета. Большинство мэров, похоже, могут расслабиться и забыть о помощи. Вообще...
По предложению губернатора антикризисный план принят с оговоркой: каждое предложение, высказанное на следующих заседаниях рабочей группы, будет вписано в план, и он станет, таким образом, уникальным расширяющимся и вечнорастущим документом правительства.
Борис Самойлов
© Байкальские Вести
http://news.babr.ru