Сергей Сербренников: Мэров МО Приангарья нужно консолидировать и прекратить этот раздрай.
Прислано AlexHo на Сентябрь 19 2017 19:32
Расширенные новости
Политика. 14:35
Фото: Скриншот видео с канала "Клуба публичной политики" в Youtube
Сергей Серебренников: Мэров МО Приангарья нужно консолидировать и прекратить этот раздрай
Мэр Братска стал первым гостем «Клуба публичной политики» в новом сезоне
19 сентября, IrkutskMedia. Мэрам муниципалитетов нужна консолидация и более конструктивная работа с правительством Иркутской области, заявил мэр Братска Сергей Серебренников в ходе встречи с членами "Клуба публичной политики" накануне, 18 сентября. Глава северной столицы Приангарья стал первым гостем клуба в новом политическом сезоне. Он рассказал о Братском экономическом форуме, своей попытке стать мэром Иркутска в 2010 году, программе переселения из ветхого и аварийного жилья и отношениях с малым и средним бизнесом. Видео со встречи можно посмотреть на канале "Клуба публичной политики" в YouTube. Об этом сообщает ИА IrkutskMedia.
Новый БЭФ и экономика Братска
Разговор с Сергеем Серебренниковым начался с упоминания Братского экономического форума, который прошел в северной столице Приангарья на прошлой неделе. Слухи о том, что губернатора Иркутской области Сергей Левченко не пригласили на Братский экономический форум, Сергей Серебренников назвал "испорченным телефоном".
"Мы решили провести форум еще год назад и пригласили министерство экономического развития региона. Губернатора я тоже приглашал, но прекрасно понимал, что в те же дни будет проходить и Водный форум, и глава региона — занятой человек. Из Минэкономразвития тоже никто не смог приехать, и это немного резонировало", – сказал мэр Братска.
Говоря об экономике города Сергей Серебренников заявил, что Братску очень повезло не быть моногородом.
"Не дай Бог нам стать моногородом, потому что коридор решений для местной власти в таких городах сужается. У нас разноплановая экономика. Братск — один из немногих в России городов-доноров. За первую половину 2017 года наша экономика промышленность отдали в бюджеты всех уровней 7 млрд рублей налогов. Это на 2 млрд рублей больше, чем за тот же период 2016 года. Из этих денег Братску остается 800 млн рублей, и на это много причин. Есть, конечно, проблемы, несмотря на то что у нас развитая экономика, промышленность, инфраструктура и социальная сфера, выживать нам сложно, ведь по площади Братск равен Хабаровску и Красноярску", — заявил Сергей Серебренников.
Кроме того, мэр Братска похвастался конструктивными отношениями с местным бизнесом.
"Хочу сказать, не в обиду моим коллегам-мэрам, у нас один из самых организованных союзов предпринимателей, он объединяет более 100 представителей малого и среднего бизнеса. В структуре городского бюджета доходы от малого и среднего бизнеса составляют 25-27%. Поэтому мы в постоянном диалоге с нашим бизнесом. Мы их всячески обхаживаем, как тепличные растения, создаем им условия, чтобы они чувствовали себя комфортно. У нас есть постоянный совет при мэре по малому и среднему предпринимательству, где рассматриваем все желания наших предпринимателей, вплоть до планов по установке киоска", — рассказал мэр Братска.
Напомним, что даже в Иркутске отношения бизнеса и власти отлажены не очень хорошо. Например, глава областной столицы может не явиться на мэрский совет по предпринимательству, торговые павильоны сносятся, без консультации с их владельцами, а чиновники администрации не идут на диалог с представителями малого бизнеса.
Политические и хозяйственные поражения
По выражению Сергея Серебренникова, он выдернул чеку политической турбулентности в Иркутской области. Именно с его поражения кандидату от КПРФ Виктору Кондрашову на выборах мэра Иркутска в 2010 году в Приангарье начался дисбаланс политических сил.
"Безусловно, участие в таких заметных и непростых выборах было для меня серьезным политическим событием и оценку ему должны дать избиратели. Я прошел через это горнило. Мне тогда не хватило политического опыта, чтобы правильно выстроить свою политическую стратегию. Однако я не жалею ни о чем, кроме потерянного времени. Это было не мое решение, я ведь тогда был мэром Братска, но я был членом "Единой России", и это было не мое решение", — отметил мэр Братска.
Председатель "Клуба публичной политики" Павел Степанов напомнил и о другой острой теме — провале программы по переселению из ветхого и аварийного жилья. Отвечая на реплику губернатора Приангарья, о том, что "Братск работал с прохладцей" (сказано на пресс-конференции главы региона — прим.ред.), Сергей Серебренников ответил, что это не так, а сложности возникли, потому что в городе слишком большие объемы переселения.
"Работать с прохладцей мы априори не могли. Мы активно включились в эту работу сразу. Почему Братск отстает? Объективно там самые большие объемы работ по стране. За четыре этапа в городе должно было быть построено более 170 тысяч кв. метров жилья. Сегодня так, как строят в Братске, никто не строил. Дома, которые мы начали строить в январе, сдаем уже в сентябре. Это сложно, учитывая работу в условиях рыночной экономики. До конца сентября нам нужно построить 50 тысяч кв. метров, и мы сделаем все, чтобы выполнить программу переселения до конца 2017 года", — заявил мэр Братска.
МО хватаются за соломинку
Сергей Серебренников сообщил об огромном дефиците бюджета муниципалитетов, который обсуждался на заседании президиума Ассоциации муниципальных образований, и о проблемах, вытекающих из разлада с правительством региона.
"Состоялся Совет президиума АМО, где была озвучена страшная цифра: дефицит муниципальных бюджетов составляет сейчас более 5 млрд рублей. Братск вносит туда свою лепту: у нас дефицит порядка 500 млн рублей. АМО — это площадка, где мы обсуждаем проблемы, а регсовет — площадка, где муниципалы общаются с правительством в поисках взаимопонимания. Нам жизненно необходим регсовет, и нужно отложить в сторону все свои недоговоренности, собраться и заняться работой. То, что произошло в августе 2016 года, было просто несогласием с неактуальной повесткой", — сказал Сергей Серебренников.
Кроме того, мэр Братска заявил, что настроен на конструктивный диалог с правительством региона.
"Губернатору после выборов нужно было собрать всех мэров и сказать: "Все, выборы закончились, проехали. Я вас приглашаю в команду, давайте засучим рукава и начнем работать". Но эта возможность была упущена. Конечно, у многих были обиды и амбиции. Наверное, это и помешало. Мэров нужно консолидировать и прекратить этот раздрай", — резюмировал мэр Братска.
Напомним, заместитель председателя организации, мэр Саянска Олег Боровский написал заявление о выходе из состава АМО Приангарья 15 августа. В своем официальном обращении к мэрам МО региона глава города отметил, что не видит смысла состоять в ассоциации, которая не выполняет свои функции, не оказывает содействия мэрам в решении вопросов и работает на политические интересы небольшой кучки лиц. Олег Боровский сообщил корр. информационного агентства, что намерен предложить возобновить работу регионального совета, которая была прекращена по вине АМО. В то же время глава ассоциации, мэр Черемхова Вадим Семенов отказался комментировать поступок человека по фамилии Боровский. Ранее последний опубликовал пост с обвинениями в адрес руководителя организации в Facebook. В телефонном разговоре с корр. ИА IrkutskMedia мэр Саянска заявил, что в АМО установился культ личности Вадима Семенова, а сам мэр Черемхова оторван от других глав и не считается с ними.
В июле 2017 года 11 мэров муниципальных образований Иркутской области высказали мнение по поводу взаимодействия с заместителем губернатора – руководителем аппарата правительства Иркутской области Дмитрием Чернышовым. Главы поселений и городов рассказали, что довольны взаимодействием с региональным кабмином и не испытывают проблем в выстраивании отношений с руководителем аппарата. Стоит отметить, что данные комментарии стали ответом другой группе мэров во главе с Вадимом Семеновым, которые ранее пожаловались спикеру ЗС Сергею Брилке на деструктивные действия правительства Приангарья и лично Дмитрия Чернышова, направленные на дестабилизацию ассоциации в целом и отдельных органов местного самоуправления муниципальных образований как первого, так и второго уровня. Таким образом, в "худом мире" АМО Приангарья проявляется новая трещина старых разногласий.
Сергей Брилка в своем сдержанном ответе посоветовал мэрам не играть в политические игры, а заниматься своей работой, а оценку их деятельности оставить избирателям. Олег Боровский сообщил корр ИА IrkutskMedia, что тему письма он знает, но лично его не подписывал. По мнению мэра Саянска, поводом для этой политической акции послужили "неприкрытые дыры" в муниципалитетах.
Ранее ИА IrkutskMedia сообщало, что противостояние АМО и правительства Иркутской области началось в августе 2016 года, когда члены совета Ассоциации муниципальных образований Иркутской области Приангарья просили губернатора перенести заседание регионального совета, которое было назначено на 16 августа. Мэры были не согласны с повесткой заседания и считают ее неактуальной. Сергей Левченко, в свою очередь, поручил перенести заседание регионального совета на более поздний срок и доработать его повестку с учетом неготовности ряда мэров к отчету по поставленным вопросам.
Далее драматические отношения правительства и муниципалитетов обострились в пресловутой "межбюджетной войне". В октябре 2016-го мэр Иркутска Дмитрий Бердников выступил за изменение межбюджетных отношений в пользу города. Градоначальник рассказал на встрече с депутатами Законодательного собрания Приангарья о выгоде, которую может получить областной центр в случае изменения ставок налоговых отчислений.
При всех плюсах инициативы, в ходе ее обсуждения возникли мнения о том, что законопроект внесет раскол в Ассоциацию муниципальных образований Иркутской области (АМО). По мнению замдиректора Байкальской международной бизнес-школы ИГУ Надежды Грошевой, проекты законов ставили в неравные условия городские округа и муниципальные районы, поскольку не предусматривали изменение нормативов отчислений для МО. К тому же мэрия областного центра достаточно поздно внесла документы в региональный парламент. Переформирование основных параметров региональной казны на следующий год в столь сжатые сроки практически невозможно просчитать и обосновать. Это, в свою очередь, могло привести к срыву сроков принятия бюджета Иркутской области.
Мэр Черемхова, председатель АМО Вадим Семенов тогда заявил, что раскола внутри Ассоциации не произойдет. Исполнительный директор АМО Зоя Масловская подтвердила, что мнения членов организации по поводу этих законопроектов разделились.
Разошлись они тогда в диаметрально противоположные стороны. Аргументами в противостоянии для представителей МО, являющихся донорами для консолидированного областного бюджета, стало то, что именно в их муниципальных образованиях большая концентрация субъектов налогообложения. В территориях проживает больше жителей, потребности в инфраструктурных, социальных и иных расходах выше. Среди контраргументов, приводимых менее благополучными муниципалитетами и правительством региона высказывалось мнение, что при предложенном варианте перераспределения дотационные МО могут оказаться в еще более плачевном положении.
Именно тогда и проявился личный конфликт между Дмитрием Чернышовым и Вадимом Семеновым. Мэр Черемхова обвинил главу аппарата в политическом давлении и заявил, что "обязанность управделами — менять бумагу в туалете у губернатора". Чиновник, в ответ, заявил, что государственная служба – это не арена цирка, и в ней нет места эмоциям.
Межбюджетная война закончилась 6 декабря 2016 года. Мэрия Иркутска, правительство Приангарья и Законодательное собрание региона пришли к согласованной позиции: на сессии 9 декабря будет рассмотрен законопроект губернатора Сергея Левченко. В свою очередь, стало известно, что глава областного центра отозвал инициативу, связанную с пересмотром нормативов налоговых отчислений в бюджеты муниципальных образований. По словам Дмитрия Бердникова, она утратила актуальность в связи с предложенным губернатором Левченко законопроектом, существенно улучшающим положение муниципалитетов всех уровней в межбюджетных отношениях. Таким образом, с 1 января 2017 года 30% от налога, взимаемого в связи с применением УСН, будут оставлять в бюджетах муниципалитетов Иркутской области.
Следующим этапом раскола АМО стала история с законом о возврате прямых выборов мэра Иркутска, начавшаяся весной 2017 года. Ассоциация муниципальных образований Иркутской области заявила о нецелесообразности принятия этого документа. Вадим Семенов тогда сказал корр. ИА IrkutskMedia, что областной закон, который определяет порядок выборов мэра Иркутска не имеет нареканий, поэтому нет смысла его менять. Он также добавил, что в областном центре отмечается положительная динамика и сейчас не нужны такие решения.
Прошедшее 12 мая заседание двух палат организации переросло в бурную дискуссию с переходами "на личности" и взаимными обвинениями. Часть мэров красноречиво высказывали свои претензии к Вадиму Семенову. Звучали слова "раскол", "кризис", "сговор" и "тоталитаризм".
Позже Вадим Семенов и Олег Боровский принесли извинения за возможно резкие высказывания в адрес друг друга. Коллеги пришли к единому мнению, что необходимо откорректировать взаимоотношения внутри организации.