в Тулуне 11,6°C 713 mmHg прогноз погоды пт., 3 мая 2024 11:01 Курс валют $ 92,05 € 98,64 ¥ 12,68

Фермеров и садоводов пересчитают

Новости Тулуна > Фермеров и садоводов пересчитают
Как Приангарье готовится к Всероссийской сельскохозяйственной переписи

«Областная газета» от 29 января 2016

Автор:Ирина Осянникова

Нынешним летом в Иркутской области, как и по всей стране, состоится Всероссийская сельскохозяйственная перепись. Подготовка к ней идет полным ходом. О том, какие шаги в этом направлении уже сделаны, рассказывает начальник отдела статистики сельского хозяйства Иркутскстата Ольга Пермякова.

– Ольга Петровна, с чего началась подготовка к переписи в Иркутской области?


– С проверки «паспортного» режима. Дело в том, что своеобразным паспортом сельских администраций являются похозяйственные книги – источник информации о проживающем населении: количество, пол, возраст, адрес, размер земельного участка, наличие скота. Этой проверки не выдержали многие муниципальные образования Иркутской области. Недостатки в ведении похозяйственных книг были выявлены практически повсеместно: несвоевременное обновление записей о домовладениях, неполные сведения по вновь освоенным участкам. Имелись расхождения с данными Управления Росреестра по региону. Есть проблемы с учетом личных подсобных хозяйств в городской местности. В некоторых поселениях допускался двойной учет. Например, в Осинском районе скот фермеров ошибочно отражали в книгах учета как принадлежащий личным хозяйствам.

– Как вы использовали похозяйственные книги?

– Информация из этих бесценных книг – основа для составления списков самой многочисленной категории сельхозпроизводителей – личных хозяйств населения. Пришлось провести большую работу: сверили данные со списками Управления Росреестра, уточнили фактические адреса, удалили ликвидированные объекты, внесли новые хозяйства. Этот учет помог сформировать списки личных хозяйств населения главным образом сельской местности. Списки в городах составлялись с помощью специально привлеченных работников – регистраторов. Работу затрудняло отсутствие информации. Во многих районах нам не смогли предоставить списки фермерских хозяйств. Часто зарегистрированные фермеры не осуществляют сельхоздеятельность, не имеют земельных участков и скота, но не ликвидировали юридически свое хозяйство и продолжают существовать в качестве «мертвых душ».

– Сельхозперепись должна охватить и садоводов?

– И это тоже головная боль, прежде всего, в части получения информации о тех дачных, садоводческих, огороднических объединениях, председатели которых не откликнулись на запрос Иркутскстата и не предоставили актуализированные списки владельцев земельных участков. Порой работу затрудняла некорректность предоставленных списков. Например, на один адрес – два владельца и более, много фамилий умерших или уехавших владельцев, несоответствие фактических адресов данным Управления Росреестра. Объединения зарегистрированы много лет назад, а между тем переизбирались председатели и казначеи, менялись номера телефонов. Еще очень много небольших кооперативов, всего на несколько участков, где нет ни председателя, ни казначея. В связи с этим не было возможности уточнить данные по всем участкам. Приходилось использовать разные методы: обращаться к председателю ассоциации садоводов, главам поселений, СМИ, в структуры ГО и ЧС.

– Кто ищет, тот найдет?

– Найдем! Даже если придется переквалифицироваться в археологов и буквально вести раскопки. В Осинском районе мы использовали все имеющиеся ресурсы: сведения архива, Гостехнадзора, Росреестра, похозяйственного учета поселений, управления сельского хозяйства, отдела экономического развития района. А в Ангарске наши коллеги столкнулись с нестандартной ситуацией – наличием садоводств, зарегистрированных дважды, с одинаковыми названиями и разными кодами в статистической базе юридических лиц; действующих, но исключенных из налоговой базы; зарегистрированных садоводств без земельного надела. Разыскать их порой невозможно.

– Это, безусловно, проблемный контингент. Наверное, намного легче шла работа над списками сельхозорганизаций и фермерских хозяйств, ведь они все наперечет?

– И здесь возникали вопросы: включать ли в списки те сельхозорганизации, что фактически не работают, но официально не ликвидированы. Нет информации об их судьбе и нет возможности связаться с бывшими руководителями. Часть земель этих предприятий передана фермерским или личным хозяйствам, другая часть – в фонд распределения земель. Разбираться в схеме передачи этого главного ресурса очень сложно. Не меньше вопросов было и по фермерам. Например, несовпадение юридического адреса регистрации с фактическим местом деятельности.

– Как не запутаться в такой массе объектов, подлежащих переписи? Вы контролируете их количество?

– Хорошее средство для контроля – карта, на которой статистик, как настоящий штурман, прокладывает свой маршрут.

– Статистик, похоже, освоил массу «смежных» специальностей. Он и археолог, и штурман! Еще в какой-то роли выступает?

– Кое-где работникам статистики приходилось самим сверять адресное хозяйство на местности. Отсутствие на зданиях номера дома или таблички с названием улицы приводит к нерациональным затратам времени на поиски нужного адреса. От этого страдают многие службы – скорая помощь, пожарные, спасатели. Такая судьба ждет и статистов в период крупных обследований. Не приведенное в порядок адресное хозяйство создает массу неудобств. Еще одна проблема – безнадзорные собаки. С ней регистраторы столкнулись в Нижнеилимском районе.

– Списки, наконец, составлены. Что дальше?

– А дальше – новые проблемы. На сей раз они касаются переписного районирования, разделения районов на счетные и инструкторские участки. Сложности обусловлены большой удаленностью населенных пунктов, отсутствием качественных дорог и регулярного транспортного сообщения. В маленьких деревнях не хватало объектов переписи для обеспечения полной нагрузки переписчика. Счетные участки пришлось формировать из населенных пунктов разных сельских и поселковых администраций. Эта вынужденная мера тоже сопряжена с неудобствами. Неизбежны большие затраты времени на разъезды и высокая потребность в транспортных услугах.

– Расходы на транспорт будут компенсироваться?

– Да. На эти цели предусмотрены субвенции из федерального бюджета. На уровень муниципалитетов доводятся определенные суммы, их надо оптимально распределить. И это, пожалуй, самый серьезный вопрос подготовки к переписи. Для дальнейшей работы районным администрациям предоставлена вся информация. Рассчитан километраж между населенными пунктами, выбраны наиболее приемлемые маршруты. Кроме определения расходов на транспорт, требуется рассмотреть вопрос о помещениях для переписчиков, оснащении их связью и охраной.

– Как население отнеслось к регистраторам, совершающим предварительный обход?

– В основном с пониманием, хотя отдельные нюансы, не скрою, были. Регистраторов часто спрашивали, будут ли выделяться деньги на развитие частного подсобного хозяйства.

В заключение хочу сказать, что мы рассчитываем на ответственное отношение к предстоящей переписи всех государственных структур, органов местного самоуправления, ведь они в первую очередь заинтересованы в результатах этой работы.

Надеемся на крупных сельхозпроизводителей и наших кормильцев «калибром» поменьше. Сельхозорганизации, фермеры, индивидуальные предприниматели в установленные сроки должны предоставить все необходимые сведения. Хотелось бы также рассчитывать на доброжелательность и откровенность граждан, владельцев личных подсобных хозяйств и заветных соток на дачных участках. Только так можно обеспечить полноту и достоверность данных переписи, которые станут основой новых программ по развитию аграрного сектора, улучшению жизни на селе.
0 Комментариев · · Для печати
Новость добавлена: AlexHo, Январь 31 2016 17:24
Нравится
Комментарии
Нет комментариев.

Добавить комментарий

Для того чтобы добавить комментарий Вам необходимо авторизироваться

Рейтинги

Рейтинг доступен только для авторизованых пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.

Другие новости