в Тулуне прогноз погоды вс., 19 мая 2024 06:05 Курс валют $ 90,99 € 98,78 ¥ 12,58

Законодательное обеспечение развития энергетики

Новости Тулуна > Законодательное обеспечение развития энергетики
13 января 2009, 17:28

Успешное развитие энергетического комплекса России во многом зависит от состояния законодательства в сфере естественных монополий. Исходя из принципов функционирования рыночной экономики, государство вправе влиять на ценовую политику субъектов естественных монополий и определять недискриминационные условия доступа на товарный рынок иным хозяйствующим субъектам.

Задача правового регулирования деятельности естественных монополий заключается, с одной стороны, в предоставлении права государственным органам власти ограничивать возможности недобросовестной конкуренции за счет злоупотребления своим монопольным положением на рынке. С другой стороны, в способствовании развитию субъектов естественных монополий. При этом не должен сдерживаться экономически оправданный переход сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка (сегодня это актуально для услуг общедоступной электрической связи).
Для решения задач законодательного обеспечения государственной политики в отношении естественных монополий в январе 2002 года в Совете Федерации была создана комиссия по естественным монополиям. В рамках комиссии в настоящее время работают подкомиссии по всем видам естественных монополий: по электро- и теплоэнергетике; по железнодорожному транспорту; по связи; по развитию нефтегазовой отрасли, магистральному трубопроводному транспорту и терминалам; по атомной энергетике, по развитию транспортно-логистических систем.

Актуальные проблемы деятельности естественных монополий становятся предметом обсуждения на заседаниях комиссии, «круглых столов», на парламентских слушаниях, конференциях и форумах. В 2008 году при непосредственном участии комиссии в Москве прошел шестой Всероссийский энергетический форум «ТЭК России в XXI веке» и пятый Байкальский экономический форум в Иркутске. На них обсуждались проблемы развития важнейших отраслей народного хозяйства России, в том числе энергетического комплекса Востока России, вопросы энергетической безопасности, быстрейшего освоения технологий восполняемых энергетических ресурсов.

В настоящее время Россия, как и другие государства, столкнулась с необходимостью решения острых проблем энергообеспечения и энергетической безопасности. Именно энергетика ныне является важнейшим ресурсом социально-экономического развития, ключевым сектором мирового хозяйства.

Поставлена задача увеличения доли атомной генерации к 2020 году с 16 до 25 процентов
В условиях создавшейся энергетической ситуации в мире, связанной с ростом цен на углеводороды, истощением их запасов, новое значение приобретает ядерная энергетика. На сегодня – это единственный масштабный вид альтернативной энергетики, который реален с точки зрения промышленного освоения. После 20-летнего перерыва, вызванного Чернобыльской катастрофой, она вновь становится востребованной. К сожалению, перерыв не прошел бесследно для атомщиков – многое разрушено, утеряно.

В 2006 году руководством страны была поставлена задача увеличения доли атомной генерации к 2020 году с 16 до 25 процентов. В общей сложности должно быть введено в строй 26 новых энергоблоков. Программа эта весьма амбициозна, если учесть, что за весь советский период было построено всего 30 энергоблоков. Надо признать, что с созданием Государственной корпорации «Росатом» появилась четкая программа действий, начались серьезные структурные преобразования, но вопросов в отрасли – непочатый край.
Вот некоторые из них. В стране с большим трудом можно изготавливать два реактора в год, а для выполнения Федеральной программы требуется выходить на производство не менее четырех реакторов. Тяжелое положение складывается с производством строительно-монтажных работ при возведении атомных станций. За два десятка лет практически потеряна строительная индустрия атомщиков. Образовался огромнейший дефицит специалистов-монтажников уникального оборудования атомных станций, утеряны кадры сварщиков. Корпорации почти с нуля необходимо возобновить подготовку инженерных кадров по созданию атомных предприятий. Не менее тяжелое положение сложилось с научно-исследовательскими подразделениями. Многие из них оказались сейчас неработоспособными.
Государство должно уделять атомной отрасли особое внимание, поскольку она может реально обеспечить стабильное и сбалансированное развитие российской энергетики, выход ее на международные рынки.

Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям проводит постоянный мониторинг состояния нормативно-правового регулирования атомной отрасли, чтобы оно отвечало текущим потребностям ее развития. На заседаниях комиссии рассматриваются вопросы законодательного обеспечения основных направлений реализации программы широкомасштабного строительства АЭС в стране.

Готовится закон, определяющий дальнейшую ситуацию с утилизацией попутного нефтяного газа

Особое наше богатство – углеводородное сырье. Как известно, добычу нефти сопровождает нефтяной (попутный) газ. Что попутный нефтяной газ – ценное сырье, безусловно, знают все нефтяники, и не только они. И как горят факелы из этого газа по всей Сибири, тоже знают все. В этих факелах ежегодно сгорает свыше 20 млрд. кубических метров (по иностранным данным – до 50 млрд. куб. м) газа. Вот об этом, пожалуй, знают не все.
Пора прекратить бессмысленно жечь наше национальное богатство. Сжигание попутного газа на факельных установках приводит к значительным потерям ценного химического сырья (этана, пропана, бутана и т.д.). Выбросы твердых загрязняющих веществ при этом ухудшают экологическую обстановку не только в нефтепромысловых районах.

Негативные тенденции, которые сейчас наблюдаются в использовании попутного газа, обусловлены в первую очередь отсутствием эффективных правовых, экономических и организационных механизмов регулирования в сфере недропользования. Это последствия 90-х годов, когда стоял вопрос только о выживании отрасли. Проекты разработки месторождений составлялись без особого внимания к попутному газу, что обусловило сегодняшнюю ситуацию с его использованием. В настоящее время использование попутного газа в основном регламентируют ведомственные нормативно-технические документы.

Необходимо изменить ситуацию так, чтобы недропользователь уже на стадии изучения и подготовки проекта рассчитывал его экономические показатели с учетом использования попутного нефтяного газа. По мнению ведущих специалистов нашей страны (и комиссия Совета Федерации по естественным монополиям поддерживает их), необходимо добиться переработки этого газа для получения большого спектра ценного сырья. И в этом мы видим главный смысл разработки новых нормативных актов по утилизации ПНГ.
С учетом сложившейся обстановки Государственной Думой и Советом Федерации было принято решение подготовить специальный закон по данному вопросу.

В настоящее время комиссия Совета Федерации по естественным монополиям и Российское газовое общество закончили разработку проекта федерального закона, который во многом будет определять дальнейшую ситуацию с утилизацией ПНГ. Ставится задача в перспективе довести уровень его утилизации в стране до 95 процентов. Да, это сложная проблема, но, если мы думаем о перспективе развития отечественной экономики, мы должны найти пути ее решения.

Большие надежды на уголь

Одним из основных источников энергии вплоть до середины ХХ века был уголь. И сейчас, несмотря на активное использование в энергетике нефти, газа, урана, доля угля в мировом производстве электроэнергии составляет около 40 процентов.

По ориентировочному прогнозу потребление угля в энергетике мира к 2020 году возрастет по сравнению с нынешним уровнем на 65 процентов. У России здесь есть весомые преимущества: общие геологические запасы угля в нашей стране оцениваются в 6,8 триллиона тонн – это 30 процентов мировых запасов. Значительная часть из российских углей разрабатывается, но есть и еще нетронутые месторождения.

Последнее десятилетие XX века оказалось для российских шахтеров поистине страшным. Множество предприятий закрылось, а продолжавшие свою работу шахты оказались в руках недобросовестных посредников, которые продавали по завышенным ценам уголь, например, из Кузбасса, через оффшоры Кипра или Гибралтара на ТЭЦ, находящиеся в той же Кемеровской области.

Стратегический перелом наступил в 2002 году, когда в шахтерском городе Междуреченске прошло заседание президиума Госсовета, на котором была одобрена Энергетическая стратегия России. Одной из ее основных составляющих стал комплекс мер по повышению доли угля в топливно-энергетическом балансе страны. Было отмечено, что угледобывающая отрасль не может обойтись без стратегического планирования. За прошедшие шесть лет угледобыча России впервые за время своего существования из дотационной превратилась в рентабельную отрасль.

На увеличение добычи угля у нас возлагаются большие надежды: если в 2005 году доля угля в энергобалансе страны составляла около 19 процентов, то до 2015 года она должна возрасти до 38 процентов. Но добыча добычей, а без серьезной модернизации технологии по подготовке угля для энергетических нужд и создания новых мощностей по его глубокой переработке вопросы «угольной эры» не решить. К тому же следует подчеркнуть особое значение экологической составляющей при использовании угля.

Эти проблемы вызывают большую озабоченность в государстве. С целью их решения, используя опыт зарубежных стран, в Кузбассе сформирован первый технопарк, сориентированный на угольную промышленность. К его созданию приступили в 2007 году. Здесь работает единственный в стране академический Институт угля и углехимии РАН, 15 отраслевых НИИ, действуют учреждения высшего профессионального образования и институты повышения квалификации работников угольной отрасли.

Технопарк будет специализироваться на разработке прорывных технологий добычи и глубокой переработки угля, извлечения и переработки метана из угольных пластов, промышленной безопасности, новых проектов в угольном машиностроении.
Поддерживая действия Кузбасса в сфере угольной энергетики, необходимо все же отметить, что и здесь нужен специальный закон. Масштабность проблемы, перспективы развития этой отрасли требуют законодательного обеспечения.

Думать о будущем развитии энергетики

Жизнь заставляет настойчиво думать о будущем развитии энергетики, поэтому комиссией решено уделять особое внимание расширению спектра альтернативных источников энергии, наиболее характерных для природных условий российских регионов.
Прошедший век на фоне распространяющегося мнения о приближающемся исчерпании природных запасов углеводородного сырья завершился всеобщими поисками альтернативы традиционному виду топлива – бензину. Главное место в этих поисках заняло производство биотоплива из сельскохозяйственной продукции: кукурузы, сахара, масличных культур и т.д. Производство биоэтанола, получаемого из этих продуктов, получило широкое распространение в ведущих странах мира и особенно в США. Это привело к резкому повышению спроса на сырье для биоэтанола в странах-производителях и росту цен на сырье для биотоплива. Возникла реальная угроза продовольственной безопасности, причем не только в развивающихся странах, как заявляют некоторые эксперты, но и во всем мире.
Этот фактор значительно повлиял на мнение мирового сообщества относительно целесообразности дальнейшего внедрения биотоплива.

В настоящее время российские ученые и промышленность разработали другой путь изготовления биотоплива, биотоплива второго поколения – биобутанола. Технология производства биобутанола, разработанная ОАО «Корпорация «Биотехнологии» и апробированная ведущим НИИ – ОАО «ГосНИИсинтезбелок», уникальна. Она заключается в том, что в качестве первичного сырья используются целлюлозосодержащие отходы сельхозпереработки и лесной промышленности.

Эти теоретические разработки в настоящее время уже приобрели практический выход. В сентябре 2008 года на «Восточно-Сибирском комбинате «Биотехнологии» в городе Тулуне Иркутской области на опытно-промышленной установке был успешно произведен первый в мире биобутанол из древесины. Результаты экспериментального автопробега показали, что автомобили, заправленные смесью бензина и биобутанола, дают значительно меньший выброс вредных веществ в атмосферу. А это уже конкретный и очень хороший практический результат.

Относительно сырьевой базы для обеспечения этого нового для России вида производства можно сказать, что, по экспертным оценкам, около трети объема разрабатываемого леса остается в виде отходов, которые гниют. Наша страна имеет до трех миллиардов тонн возобновляемых ресурсов целлюлозы. Это тот биологический ресурс, который может быть использован в виде различных продуктов, в том числе и биотоплива, в данном случае биобутанола. Таким образом, новейшая российская технология позволяет использовать огромный возобновляемый ресурс, который сравним с ресурсом и нефти, и газа, и угля.
Спрос на эту продукцию российского производства есть, что нам продемонстрировал последний Байкальский экономический форум. На нем корпорация «Биотехнологии» заключила контракты на поставку биотоплива с двумя крупнейшими мировыми трейдерами – компаниями Vertical и Noble Group. Учитывая хорошие перспективы внедрения российской технологии по получению биобутанола из опилок, соломы, торфа, уже сейчас необходимо готовить законодательную базу для биотопливной промышленности.
В ближайших планах Комиссии – работа по созданию законодательной базы в области альтернативных источников энергии, а также совершенствование законодательного обеспечения вопросов развития энергетического комплекса России.

Николай РЫЖКОВ, председатель комиссии Совета Федерации ФС РФ по естественным монополиям.
0 Комментариев · · Для печати
Новость добавлена: AlexHo, Январь 14 2009 10:26
Нравится
Комментарии
Нет комментариев.

Добавить комментарий

Для того чтобы добавить комментарий Вам необходимо авторизироваться

Рейтинги

Рейтинг доступен только для авторизованых пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.

Другие новости