в Тулуне10,6°C 711 mmHg прогноз погоды ср., 17 августа 2022 23:56 Курс валют $ 60,76 € 61,83 ¥ 8,95

Тулунский завод стеклокомпозитов или федеральная трасса?

Новости Тулуна > Тулунский завод стеклокомпозитов или федеральная трасса?
Власти Тулуна не хотят решать вопрос и гробят завод

Текст: Беседовал Михаил Малахов , СМ Номер один , №28 от 28 июля 2022 года , #Политика , Тулунский завод стеклокомпозитов , Депутатский вестник , Денис Шершнев , Законодательное собрание Иркутской области, комитет по строительству и дорожному хозяйству Законодательного собрания , #Иркутская область, #Тулун


Депутат Законодательного собрания Иркутской области, заместитель председателя комитета по строительству и дорожному хозяйству Законодательного собрания Денис Шершнёв

В первый раз жители Тулуна услышали о строительстве нового стекольного завода четыре года назад. Тогда уроженец города и кандидат в депутаты Денис Шершнёв обещал начать строительство и даже презентовал место стройплощадки. Потом, как это, к сожалению, нередко случается, стройка заглохла, а местные власти обвинили депутата Шершнёва в обмане избирателей.

Но вот какое дело: в 2021 году депутаты Законодательного собрания приняли в первом чтении проект «Стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года». Документ, который будет определять развитие области на ближайшие 15 лет. И в этой стратегии строительство стекольного завода для производства ровинга в Тулуне есть. А ещё недавно РУСАЛ объявил о строительстве стекольного завода в Братске на сырье тулунского месторождения. Так всё же где будет завод и будет ли он вообще? Об этом мы поговорили с депутатом, заместителем председателя комитета по строительству и дорожному хозяйству Законодательного собрания Денисом Шершнёвым.

— Денис Павлович, депутаты всё же приняли закон о стратегическом развитии, в котором присутствует строительство завода именно в вашем округе. Так ответьте на вопрос: будет завод в Тулуне или он будет в Братске?

— Со строительством завода вышла очень странная история. Можно сказать так, что мне его построить просто не дали. Однако я не теряю надежды и могу убеждённо сказать: в Тулуне или в Тулунском районе завод будет. Моими усилиями этот проект включён в стратегию развития, и рук я не опускаю. Я вырос в Тулуне, и все мы гордились нашим Тулунским стекольным заводом и знали про наши уникальные пески. Однако в лихие 90-е завод был разрушен, очень больно было смотреть на его руины. И когда я набрался определённого опыта в бизнесе и производстве, стал задумываться над восстановлением этого градообразующего предприятия. Прекрасно понимая, что востребованность стеклянной тары значительно снизилась, что её всё больше вытесняет пластик и алюминий, мы с командой искали какое-то новое решение и применение нашему тулунскому песку и нашли его.

Как известно, сейчас всё большее развитие и распространение получает стеклокомпозит. Изделия из стеклокомпозита высокопрочные, лёгкие, кислотоустойчивые, не подвержены коррозии. Во всём мире стеклокомпозит получает всё большее распространение: от каких-то бытовых изделий до строительства, автомобилестроения, судостроения, железной дороги и даже авиации, самолётостроения. Из композита делают элементы кузова автомобиля, железнодорожные вагоны, яхты и крупные суда, элементы фюзеляжа самолётов. Вот у того же нашего МС-21 крылья предусматриваются композитные.

В общем, стеклокомпозит с полным основанием можно считать материалом будущего. Ну а в основе стеклокомпозита лежит тонкая стеклянная нить, ровинг. Далее в зависимости от характера изделия её сплетают в более толстую нить или ткань, берутся бокситные смолы и лекала — и всё, можно изготавливать любое изделие, любой конфигурации и размера. Вот мы и решили делать из нашего кварцевого песка в Тулуне ровинг, который как сырье для последующего производства будет с каждым годом всё более востребованным и конкурентным.

— Когда вы приняли решение строить завод и что потом произошло?


— Работу по заводу мы начали в начале 2017 года. Тогда мэр города Юрий Карих проявил большой интерес к нашему проекту. В принципе, это понятно: штат завода предполагался порядка 1000 рабочих мест, отдача налоговая только в городской бюджет порядка 200 млн рублей. Для сравнения, сейчас город получает всего около 200 миллионов. Таким образом, город от строительства и запуска завода получал новые рабочие места и практически вдвое умножал свои доходы. Думаю, мэр любого города был бы такому только рад. Также наш завод мог стать «опорным предприятием» для города и района, помог бы работать и развиваться многим малым и средним предприятиям, стал якорным для наполнения резидентами ТОСЭР в Тулуне. Да и просто дал бы толчок для развития бизнеса в городе, а значит и увеличения бюджетных доходов Тулуна.

Однако в 2018 году мы столкнулись с невероятным противодействием со стороны местной власти. Тогда были выборы в Законодательное собрание, и когда я решил выдвинуть свою кандидатуру, то получил кучу «негатива» и проблем не только лично на себя, но и на проект завода. Мэрия и мэр Карих всеми силами затягивали процессы согласования на всех этапах. Потом, когда нам площадку всё же согласовали, то мэрия установила «неподъёмную» аренду — полмиллиона рублей в месяц! Мы не отступились и приступили к дальнейшим работам: за свой счёт провели геологию, геодезию сделали, кадастровые работы провели и на учёт поставили. Ну и параллельно работали по песку. В тот момент работала команда из 15 человек.

Потом заказали и провели изыскания. Оказалось, что в выработке Тулунского месторождения, которое, собственно, под заводом, осталось около 4 миллионов тонн песка. 10 миллионов тонн — на Северотулунском месторождении. Еще порядка 9 миллионов тонн песка нашли на участке по Братскому тракту. То есть в сумме получается достаточно для организации какого-то серьёзного производства с запасом сырья на долгие годы. Завод решили строить у аэропорта, возле основного участка залежей песка.

Мы примерно год разрабатывали технологию очистки, работали с Академией наук в Москве, работали с Белоруссией, в Германии. Возили везде образцы нашего песка, сделали пробные испытания в лабораторных условиях, проработали технологию очистки, причём опробовали её в промышленном масштабе, на работающем промышленном оборудовании. Сделали пробные плавки, вытянули нитку. Провели с ней электрические, механические испытания, вибрационные и т.д. В результате всё прошло нормально, продукция получается качественная, всё подходит — бери и начинай.

Одновременно разработали проект завода и необходимого оборудования. Проекты печей тоже подготовили. За два года на всё потратили порядка 50 млн рублей, в целом были готовы для начала реализации проекта и выходу на торги. Наконец, торги были объявлены в марте 2019-го года.

— И что было дальше, как они прошли?

— Нас сразу «осадили»: цена в аукционных торгах оказалась в пять раз выше, чем плановая, 28 миллионов рублей. Мы всё посчитали, прикинули, принимаем решение и всё равно заходим на торги. А за день до завершения торгов приходит уведомление: торги отменяются — на поверхности этого месторождения, оказывается, запроектировали автодорогу в объезд Тулуна.

Тут много вопросов возникает: как могло оказаться, что федеральное месторождение (редкоземельное) оказалось под дорогой? Но в «Автодоре» говорят, что экспертизу получили со всеми согласованиями, деньги за проект заплатили, проект сделали. И если дорогу переносить, то нужно проводить дополнительное проектирование, то есть выделять финансирование на новый проект.

Начинаем разбираться, и всплывает интересная «подноготная»: оказывается, ещё в начале 2017 года глава администрации Тулуна Юрий Карих этот проект дороги согласовывал. Но при этом и нам площадку там согласовал, и договор аренды заключил, и 0,5 млн рублей арендной платы в месяц с нас всё это время получал. Естественно, когда вся эта история с дорогой вскрылась, мы договор аренды расторгли. Знаете, я даже не сразу поверил, что мэр Карих просто обманул нас, тянул деньги, но при этом заранее «похоронил» такой нужный для города проект завода. А потом ещё и свалил всё с больной головы на здоровую и заявил, что я, мол, во всем виноват и обманул людей.

— И что будет дальше, каковы перспективы?

— Мы начали работать с областными властями по финансированию разработки нового проекта дороги с её переносом. Были планы по выделению нового финансирования, потом сорвалось. Но мы продолжаем работать с администрацией области. Удалось включить Тулунский стекольный завод, как инвестиционный проект, в «Стратегию социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года». Есть ещё один момент: президент страны Владимир Владимирович Путин заявил, что для Тулуна нужно предусмотреть второй мостовой переход через Ию, своего рода резервный. И вот тут появляется шанс, что в новом проекте объездной дороги получится спроектировать дорогу в другом месте, не по месторождению.

Сейчас работаем над этим.

И вообще, по факту, федеральные и областные власти проявляют значительно больше интереса к развитию Тулуна, к тому, какое будущее будет у города, чем власти муниципальные, чем мэр Карих.

Сейчас в Тулуне сложилась достаточно странная ситуация: федерация, крупный бизнес и область построили и продолжают строить жильё, больницы, школы, детские сады. А вот производства, предприятий и рабочих мест в Тулуне не прибавилось. Казалось бы, именно городские власти и мэр Тулуна должны в первую очередь быть заинтересованы в векторе производственного развития. Но на деле всё не так: у мэра Кариха личные интересы и политические резоны стоят важнее интересов города и его жителей.

В любом случае мы не опускаем руки, я и дальше буду добиваться возрождения завода в Тулуне. Уверен, что завод мы всё же откроем — здесь и в недалёком будущем.

http://baik-info.ru/tulunskiy-zavod-steklokompozitov-ili-federalnaya-trassa

0 Комментариев · · Для печати
Новость добавлена: Irinka, Август 03 2022 12:55
Нравится
Комментарии
Нет комментариев.

Добавить комментарий

Для того чтобы добавить комментарий Вам необходимо авторизироваться

Рейтинги

Рейтинг доступен только для авторизованых пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.

Другие новости