в Тулуне 4,5°C 716 mmHg прогноз погоды вс., 28 апреля 2024 22:35 Курс валют $ 91,78 € 98,03 ¥ 12,57

История архивного отдела администрации Тулунского муниципального района

Новости Тулуна > История архивного отдела администрации Тулунского муниципального района
09.11.2020
История архивного дела в Тулунском районе началась в 1935 году, когда в целях обеспечения охраны, собирания, разработки и использования архивных документов Президиум Восточносибирского Крайисполкома в соответствии с решением ВЦИК и СНК РСФСР от 10.12. 1934 года, Постановляет организовать районные архивы при районных исполнительных комитетах. В состав утвержденного списка вошел и Тулунский район.

Годы становления архива оказались наиболее трудными: сказывались отсутствие квалифицированных кадров, помещений для хранения документов, слабая материально- техническая база. В то время основными задачами являлись прием документов от организаций, их упорядочивание и обеспечение сохранности. Именно тогда были сформированы первые документальные комплексы и положено начало плановому комплектованию архивов.

21 августа 1935 года на заседании Президиума Тулунского районного Исполнительного комитета было принято решение об организации районного архива. В штат райисполкома была введена единица архивариуса. Данным решением были определены источники комплектования райархива. В обязательном порядке должны были сдать на хранение документы в подготовленном виде – все учреждения, организации, сельские Советы, колхозы, совхозы, МТС находящиеся в городе Тулуне, пос. Тулун и Перевоз.

19 октября 1935 года на заседании президиума Тулунского райисполкома принимается решение о постройке здания для районного архива. Изначально для архива выделено было помещение на первом этаже райисполкома. Принятые документы размещались в нижнем этаже здания, небезопасном в пожарном отношении и, безусловно, недостаточном для размещения материалов со всего района. Но к строительству здания так и не приступили.

И только в 1974 году впервые архиву было выделено специальное помещение в жилом доме № 128 по улице Ленина, которое тоже в полной мере не обеспечивало сохранность архивных документов.

Первым архивариусом в архив был принят Филатов Виктор Николаевич, который приступил к работе 9 ноября 1935 года.

В 1967 году архивы района и города были объединены и архив, был передан в подчинение города.

16 июля 2003 года Распоряжением мэра Тулунского района за № 325 был создан Архивный отдел муниципального образования «Тулунский район» в результате чего произошло разделение архива на городской и районный. В районный архив на хранение было передано 16 189 дел постоянного хранения и по личному составу.

Для обеспечения сохранности историко - культурного наследия Тулунского района, было выделено помещение в шлакоблочном здании в городе Тулуне по ул. Гидролизной, 2. Архив был оборудован в соответствии с требованиями для приспособленного помещения под архив, архивохранилища оборудованы металлическими стеллажами, обеспечена охранно - пожарная безопасность архива, соблюдается световой и санитарно – гигиенический режимы.

За 16лет с момента разделения архивов на хранение поступило 13 605 единиц хранения. На 01.01.2020 года в архиве хранится 29 794дела постоянного хранения и по личному составу, хотя площадь изначально не была рассчитана на такое большое поступление дел. Руководство района отнеслось с пониманием к архивному делу и в 2006 году выделяет дополнительные помещения для хранения архивных документов. Но в связи с ликвидацией колхозов и леспромхозов в районе в архив поступает большое количество документов по личному составу ликвидированных предприятий, так же выявляются брошенные документы обанкротившихся предприятий. Поступление дел заполняют архивохранилища на 100%. И вновь руководство района во главе с мэром Михаилом Ивановичем Гильдебрантом находит возможность увеличить площади архива и изыскать средства для ремонта архивохранилища согласно всем требованиям сохранности документов.

Начиная свою жизнь в организации, учреждении или предприятии, документы завершают ее в архиве, который становится последним местом их хранения. Но архивы недостаточно собрать, не мене важно обеспечить сохранность документов.

На первое января 2020 года на учете в архивном отделе значится 193 фонда. Среди них и фонды, ушедшие в прошлое – это сельские Советы, МТС (машино - тракторные станции), сельхозартели и колхозы, леспромхозы.

Самые ранние документы, которые находятся на хранении в архиве – это подворные книги сельских Советов.

История Тулунского района отражается в документах в области культуры, образования, социального обеспечения, сельского хозяйства. В фонде Тулунского райисполкома хранятся уникальные документы по награждению орденами и медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», списки эвакуированных из оккупированных фашистскими захватчикам территорий, протоколы заседаний сессий и исполнительного комитета.

Приоритетным направлением деятельности архивного отдела остается работа с источниками комплектования. Сегодня 63 учреждения и организации, включены в список, согласованный с экспертно - проверочной комиссией Архивного агентства Иркутской области. Всем оказывается методическая и практическая помощь в ведении делопроизводства и архивов, подготовке и передаче документов в установленные сроки на постоянное хранение. Каждый год на хранение поступает 600 - 700 дел от источников комплектования, которые размещаются в архиве и хранят историю района за каждый прожитый наш с вами сегодня день и год, а определить значимость и ценность архивных документов, как и оценить работу архивистов, смогут наши потомки.

Одним из основных направлений деятельности архивного отдела является исполнение запросов социально - правового характера граждан в целях обеспечения их конституционных прав о подтверждении трудового стажа, заработной платы, награждение орденами и медалями. Серьезное внимание уделяется и исполнению тематических запросов, о праве собственности на имущество, выделении жилья, предоставлении земельных участков. В 2019 году в архивный отдел поступило 2 242 запроса социально - правового характера которые были исполнены в установленные законом сроки. Наиболее востребованы для исполнения запросов документы, подтверждающие льготный трудовой стаж и заработную плату.

В 2013 году архивный отдел принял участие в областном конкурсе «Выборы в Иркутской области: история и современность» и заняло второе место среди муниципальных архивов.

Архивной работе существенно помогает внедрение современных информационных технологий. В нашем архиве ведется база данных «Архивный фонд» на сегодняшний день внедрена 5-я версия ПК. В настоящее время в нее включены сведения о всех фондах находящихся на хранении в архиве.

С документами, хранящимися в архивном отделе, работают и получают интересующую информацию исследователи. Студенты сельскохозяйственной Академии и Аграрного техникума берут сведения для дипломных работ, историк Ю.И. Баландин для своей книги об Икейском детском доме исследовал фонды Икейского сельского Совета и Икейского райисполкома. Краеведы берут информацию о своем крае из наших исторических справок и других документов.

Люди, впервые попавшие в архивохранилище, непроизвольно щурятся от встретившего их полумрака и спрашивают: «Как вы здесь работаете?!» Но ведь световой режим не самое большое неудобство, сопровождающее повседневную работу архивистов по обеспечению сохранности документов, которая заключается в проведении регулярных проверок наличия и состояния дел, их обеспыливании, реставрации, картонировании и т.д. Не смотря на трудности архивных будней, большинство архивистов, являются «фанатами» этой профессии. Придя однажды в архив, они остаются в нем навсегда.

Это:
- Жорова Валентина Васильевна - которая была заведующей горрайархивом более 10 лет. 02.07.1964г. – 1977г;
- Титова Тамара Ивановна - директор Тулунского горгосархива, который возглавляла с 12.09.1977 года по 30.06.1985;
- Шарова Наталья Александровна - начальник архивного отдела с 1985 года по 2003 год. Труд Натальи Александровны был отмечен многими наградами и её имя внесено в Книгу почета архивных учреждений Иркутской области и Сибирского округа;
- Солохо Валентина Ивановна - специалист архивного отдела, стаж работы в архиве свыше 10 лет;
- Гегина Наталья Ивановна - более 30 лет отработала в архивной службе в должности заведующей архивным отделом Тулунского муниципального района. С 01.12.2003 г. по 26.09.2016г. и с11.10.2016 г. по 27.08.2019г.

Сегодня активно внедряя в практику новые формы и методы работы, сотрудники отдела поддерживают творческую и доброжелательную атмосферу в коллективе, сохраняют традиции внимательного отношения к посетителям. Для кадрового состава характерны профессионализм и преданность любимому делу. В настоящее время, в должности заведующей архивным отделом работает Юлия Юрьевна Голубенко.

Результаты работы сотрудников архивного отдела неоднократно отмечались почетными грамотами, благодарственными письмами и дипломами Департамента культуры и архивов Иркутской области, Архивного агентства Иркутской области, мэра Тулунского района.

Пресс – центр администрации района
http://tulunr.irkobl.ru/news/detail.php?ID=97509
0 Комментариев · · Для печати
Новость добавлена: Irinka, Ноябрь 09 2020 09:05
Нравится
Комментарии
Нет комментариев.

Добавить комментарий

Для того чтобы добавить комментарий Вам необходимо авторизироваться

Рейтинги

Рейтинг доступен только для авторизованых пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.

Другие новости