в Тулуне прогноз погоды сб., 18 мая 2024 03:47 Курс валют $ 90,99 € 98,78 ¥ 12,58

Сергей Меняйло: в чрезвычайной ситуации нужны нестандартные решения

Новости Тулуна > Сергей Меняйло: в чрезвычайной ситуации нужны нестандартные решения
© Юрий Машков/ТАСС

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Нынешним летом в сибирских регионах произошло сразу несколько стихийных бедствий. В ходе дождевого паводка в Иркутской области пострадали более 45 тыс. человек, в наиболее серьезно пострадавшем городе Тулун уровень воды в реке Ия превышал критическую отметку вдвое. Лесные пожары на севере Красноярского края вынудили жителей многих городов Сибири, Урала и даже Поволжья дышать дымом и породили многочисленные критические высказывания в адрес региональных властей. В начале августа более 15 тыс. жителей города Ачинск Красноярского края и окрестных поселков покинули свои дома из-за пожара и взрывов на близлежащем складе боеприпасов. Полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло, проведя несколько недель на территориях, где введен режим ЧС, рассказал ТАСС о том, почему региональные власти не принимали решение о тушении лесных пожаров, что сделали неправильно в ходе паводка власти Иркутской области и города Тулун и как должны работать чиновники в чрезвычайной ситуации.

О паводке и справедливости


Сергей Иванович, сейчас до сих пор не утихает тема паводка в Иркутской области, где продолжается ликвидация последствий наводнения. Вы провели много времени в регионе, как можете оценить работу местных властей как по подготовке к возможным паводкам, так и по ликвидации последствий? Правильно ли я понимаю, что в данном случае иркутские власти вовремя не отреагировали на ситуацию?

— Вы справедливо говорите о подготовке. Ситуацию вовремя не спрогнозировали.

Вот вы говорите об Иркутской области, а ведь летом было и наводнение в Республике Тыва. Подмыло дороги, сносило мосты. Но про Туву почему-то мы не слышали, она в информационном поле не фигурировала так, как Иркутская область. Потому что глава республики заблаговременно ввел режим ЧС и начал готовиться

Мотивировал он это очень просто: дай бог, чтобы ничего не было. И с этой ситуацией, в принципе, справились.

В Иркутской области паводок не был внезапным, хотя никто, конечно, не ожидал превышения вдвое критической отметки и 14 метров воды в Тулуне. Вода приходила, потом спадала. Снова поднималась. Я могу руководителей понять: они ориентировались на характеристики дамбы.

На этой территории вода была такая, что дома уносило. А в тех, что остались, не капитальный ремонт проводить, а людей из этих домов в нормальные условия переселить. Я такое решение принял бы сразу. Да, это радикальное решение, да, это дорого. Но потом еще дороже получается.

К этому ведь и пришли, определили подтапливаемые территории, решили освободить их от застройки. И если подобные решения принимать сразу, можно и последствия смягчить. Комплекс мероприятий по подготовке, по эвакуации населения должен проводиться не только когда пришло бедствие, а когда есть его угроза. Лучше перестраховаться

— Но ведь есть определенные критерии, определенные условия, которые позволяют ввести режим ЧС, проводить какие-то действия. Вы считаете, в этом смысле нужно законодательство корректировать?

— Скажем так, я считаю, что определенные нормативные акты, методики, ГОСТы нужно пересматривать.
То же введение режима ЧС, режима неблагоприятных метеорологических условий, так называемого черного неба, — то, что во многих сибирских городах было во время пожаров. Там критериев очень много. Может быть, следует их упростить

Не должно быть так, что если ситуация половине критериев соответствует, а другой половине — нет, то режим ЧС вводить нельзя. В чрезвычайной ситуации надо уметь принимать нестандартные решения.

Чиновники не должны нормативными актами прикрываться и ничего не делать. По тем же мероприятиям по ликвидации последствий мы с мэром Тулуна обсуждали — он показывает мне документ и говорит, что подрядчики не могут приступить к работам, поскольку предоплаты нет. Я говорю: ниже читайте, где сказано, что независимо от того, есть предоплата или нет, подрядчик обязуется исполнять свои обязательства. Не дочитали. Получается, цель — не принять решения, цель — подкрепить свои действия бумагами.

— Тогда почему нет каких-то кадровых решений?

— Чтобы принять какие-то кадровые решения, надо разобраться, кто, за что и какую ответственность должен понести. Давайте мы сначала с этой ситуацией разберемся, людей расселим, а уж потом сделаем выводы о том, кто за что отвечал и кто чего не сделал.

Безусловно, экстренные службы — и МЧС, и военные, и Росгвардия, все, кто там помогал, — свою работу самоотверженно делали. Военные туда сразу, по первому же обращению прилетели со своими пекарнями, медиками, с водовозками. Работали в очень сложных условиях. Им надо сказать спасибо, и мы работу закончим, поблагодарим их, а потом уже будем разбираться, кто виноват.

Конечно, у меня есть вопросы ко многим чиновникам. К мэру Тулуна есть вопросы — почему, когда идет ликвидация последствий, когда люди уже работают, вывозят мусор, разбирают завалы, контракты еще не подписаны. Я попросил о помощи Росавтодор, в Тулун они выделили 70 машин. Через неделю представитель Росавтодора приходит ко мне и говорит: "Сергей Иванович, мы сняли технику с других объектов, пригнали сюда. Надо хоть рамочный контракт с муниципалитетом заключить, ведь мы же работаем".
Почему люди жаловались на отсутствие разъяснений, на хамское отношение. Они не могут понять, что им делать с их бедой, после паводка приходят к чиновникам, а те их куда-то перенаправляют. Это все организационные вопросы, которые не были решены.

По поводу разъяснений населению тоже звучало много критики. Может, здесь стоит делать скидку на количество пострадавших и сложность случаев?

— Безусловно, пострадавших было много, и даже спорных случаев с компенсациями были тысячи, суды физически не справлялись. Пришлось решать вопрос и дополнительно вызывать судей. В чрезвычайной ситуации так и должно быть.

— А проблема с "фейковыми" пострадавшими, которые пытаются выдать за снесенные паводком, например, сгоревшие ранее строения, насколько масштабна на ваш взгляд? Как и с бизнесменами, повышавшими цены после подтопления?

— Я могу сказать, что не так много людей пытаются на этой беде погреть руки. В первые дни, конечно, сообщалось о росте цен на продукты, на воду, но это быстро пресекли.

Что касается людей, то действительно, начали появляться те, кто не был там прописан и не жил там. Я предупреждал и губернатора, и местную администрацию, что дома в Тулуне могут стать "резиновыми". Но такие ситуации решаются только в правовом поле через суд.

Когда идет речь о мошенниках, которые прикидываются пострадавшими, идет речь не только о расходе бюджетных средств. Это большая работа, которую с каждым пострадавшим нужно проводить. Нужно готовить сертификаты на жилье, говорить с людьми, понять, где они хотят жить, подбирать для них варианты, и делать это надо быстро, потому что 1 сентября нужно вести детей в школу, в детский сад с учетом места пребывания.

О пожарах и финансировании

— Сергей Иванович, вы уже затронули тему нестандартных действий в условиях ЧС. Этим летом всю страну очень сильно взволновали пожары — появились и петиции, и фейки, и критика властей. С одной стороны, миллионы гектаров горящего леса — цифра пугающая, с другой — и статистика, и эксперты говорят о том, что ничего сверхординарного мы не наблюдаем в этом году. Как вы оцениваете действия региональных властей во время лесных пожаров и последствия этого года? Нужны ли были здесь быстрые нестандартные решения?


— Я могу понять озвученную вами точку зрения. Но давайте для начала не будем ситуацию политизировать. Это проблема не только Красноярского края, но и всех наших регионов, не только Сибири, но и Дальнего Востока, уральских регионов, да и центральных тоже.

C одной стороны, в случае с лесными пожарами чем быстрее отреагировать, тем будет лучше. Но с другой — есть полномочия органов власти. Выход за рамки своих полномочий — это нарушение закона. И нормативными актами, в данном случае приказом Минприроды РФ, были установлены так называемые зоны контроля и зоны обслуживания лесов. Зона контроля подразумевает под собой только мониторинг лесных пожаров — спутниковый или авиационный. Почему? Потому что это труднодоступные территории, там нет инфраструктуры, которая позволяла бы тушить лесные пожары, и единственное средство для борьбы с ними — авиация. Населенные пункты и леса вокруг них находятся в зоне обслуживания. И если там возникает пожар, принимаются меры для его тушения, потому что возникает угроза населенным пунктам.

— А авиации для тушения пожаров в зонах контроля не предусмотрено?

— Авиация есть у МЧС, но МЧС отвечает за защиту населенных пунктов.
То есть мы имеем, во-первых, документ, который говорит, что мы пожары в зоне контроля тушить не должны, а должны только следить за ними. Во-вторых, не имеем достаточно денег, чтобы за ними полноценно следить

Конечно, решения принимает регион, но финансирование для принятия решений, для исполнения полномочий региону в полном объеме не передано. За счет своего бюджета он сделать это не может. Поэтому нужно посмотреть еще раз финансирование и субсидирование исполнения полномочий.

— А не стоит ли наряду с пересмотром финансирования полномочий пересматривать и границы зон обслуживания и зон контроля, как сейчас часто предлагают и общественники, и некоторые политические деятели?

— Это стоит рассматривать, да. Но, понимаете, границу можно какую угодно установить, возможностей новых от этого не появится. В нынешней зоне контроля не появится дорог, и тушить там пожары легче не станет.
Поэтому, если говорить о Красноярском крае, где от аэродрома до места тушения самолетам приходилось лететь 400 км, мы здесь выступаем за создание лесопожарного центра на севере региона

Это предложение губернатора Усса, я его поддерживаю.

Предполагается, что он будет в Богучанском районе края. Центр должен включать средства наблюдения, средства пожаротушения и средства реагирования. Естественно, спасательные средства. Должна быть авиация и аэродром, чтобы сажать там такие самолеты, как Ил-76 и Бе-200.

Поэтому, возвращаясь к вашему первому вопросу, — конечно, критика есть и здравые предложения есть, но есть закон, который нужно соблюдать и который все же должен совершенствоваться.

О взрывах и безопасности

В свете всех крупных ЧП как вы оцениваете работу красноярских властей в ситуации со взрывами на арсенале под Ачинском?

— Положительно. Это как раз к вопросу о быстрых и нестандартных решениях в чрезвычайной ситуации. Губернатор принял правильное решение и организовал работу.

Конечно, никто не ожидал второй серии взрывов и пожара через несколько дней. Но тут была уже нарушена молниезащита склада, что к нему и привело. Отсутствие молниезащиты в арсенале — одно из самых серьезных нарушений.

— А как вы относитесь к инициативе переселения людей с территорий, прилегающих к опасным объектам, таким, как этот склад? Может быть, стоит расселить прилегающую к нему деревню Каменка?

- Нет, если границы населенного пункта подходят к складу боеприпасов, нужно убирать склад, а не населенный пункт. Минобороны сейчас занимается ликвидацией этого склада, и в 2020 году там его не будет.

Но Каменку расселять не нужно.

Избыточных мер тоже не нужно. Если ребенок качался на качелях, упал и получил травму, кого в этом нужно винить? Наверное, не того, кто эти качели поставил. И убирать их теперь тоже не нужно. За детьми в первую очередь должны следить родители. Так и здесь. Компенсировать людям потери от взрывов, убрать оттуда этот склад. Но расселять всех — это уже лишнее.

Беседовали Людмила Борщева, Алексей Стрелец
https://tass.ru/interviews/6811867
0 Комментариев · · Для печати
Новость добавлена: Irinka, Август 30 2019 13:50
Нравится
Комментарии
Нет комментариев.

Добавить комментарий

Для того чтобы добавить комментарий Вам необходимо авторизироваться

Рейтинги

Рейтинг доступен только для авторизованых пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.

Другие новости