в Тулуне 10,6°C 707 mmHg прогноз погоды пн., 29 апреля 2024 23:43 Курс валют $ 91,78 € 98,03 ¥ 12,57

Доллар падает, налог растёт - каким будет 2019 год для нашей экономики

Новости Тулуна > Доллар падает, налог растёт - каким будет 2019 год для нашей экономики
2019-01-11 www.irk.kp.ru
ЛИЧНЫЕ ДЕНЬГИ

Обсуждаем это с профессором, доктором экономических наук Александром Бузгалиным в подкасте «Личные деньги» Радио «Комсомольская правда»
АЛЕКСАНДР БУЗГАЛИН


Доллар падает, налог растёт - каким будет 2019 год для нашей экономики

А. Бузгалин:

- С вами Александр Бузгалин, директор Института социоэкономики Московского финансово-юридического университета. В новом 2019 году мы вновь размышляем о том, какие деньги у нас есть, какие деньги нам хотелось бы иметь. И главное – как обстоят дела в российской экономике в целом. Состояние нашей макросреды очень сильно сказывается на карманах каждого из нас. Это вопрос, который мы постоянно обсуждаем.

Поразмышляем, что же мы получили в 2017-2018-м годах. Я попросил моего коллегу Давида Берковича Эпштейна вместе со мной посмотреть на результаты последних двух лет, исходя из того, что считает достоверным, правильным российская статистическая служба – Росстат.

Начнем с 2017 года. Валовый внутренний продукт – это общий объем производства всего, что создано в стране, включая посредническую деятельность, финансы, продажу нефти и газа, машиностроение, сельское хозяйство и так далее. В 2017 году рост ВВП в целых 1,5 %. Это намного меньше, чем среднемировые темпы. Мы отстаем более чем в два раза по темпам роста от среднемировых, в 4,5 раза отстаем от Китая и других наиболее быстрорастущих экономик, в два с лишним раза – от США. По темпам роста. США растут быстрее. Хотя до этого два года у нас был спад на уровне 2,5 %. По скорректированной официальной статистике – 2,7 %. Это суммарный спад за 2015-2016 годы.

А что же с промышленностью? Она у нас разная, в том числе и промышленность, работающая на сырьевой сектор, работающая в сфере высоких технологий. В целом промышленное производство прибавило 1 % в 2017 году, а сельское хозяйство показало хорошие для этой отрасли 2,5 %. В сельском хозяйстве надо все считать пятилетками, поскольку очень сильно эта отрасль зависит от погодных условий. Но там и в целом ситуация не так плоха. 2-процентный рост наблюдается в последние годы.

В 2017-м выросла реальная начисленная заработная плата на 3,5 %, а пенсии увеличились аж на 0,3 %. Это на грани погрешности. Все это в целом находится в явном противоречии с официальными данными о том, что в 2017 году реальные доходы населения снизились на 1,7 %. Эти расхождения весьма любопытны. В 2018 году продолжается то же самое.

Обратим наше внимание на 2018 год. Данные пока за три квартала. Они тоже не очень согласуются друг с другом. Валовый продукт страны вырос на 1,6 %. Промышленное производство – на 2,9 %. Сельское хозяйство за три квартала плюс 3,5 %, а за январь-ноябрь – почему-то снижение. По доходам ситуация у нас, с одной стороны, блестящая, с другой стороны, мягко говоря, средненькая, если не сказать – серенькая.

Рост реальной заработной платы был объявлен на 7,4 %. Это много. Если у нас действительно выросла зарплата на 7 %, это большой шаг вперед. Темпы, сравнимые только с Китаем. Но есть нюанс. Данные о реальных денежных доходах населения явно противоречат данным по росту заработной платы. Реальные доходы выросли только на 0,4 %. Зарплата растет быстро, а доходы почему-то практически не растут. Да и рост оборота розничной торговли тоже невелик – 2,6 %. Две трети доходов россиян – 65 % - это как раз заработная плата. Если она выросла на 7 %, то и реальные доходы должны были вырасти на 4,8 %, даже если никакие другие доходы не росли. Я не думаю, что они радикально снижались, особенно социальные выплаты. Данные по социальным выплатам говорят, скорее, об их стагнации или медленном росте, но не о снижении.

Те, кто следит за данными российской статистики, знают, что эти данные, особенно когда речь идет об итогах за ряд месяцев или ряд кварталов, постоянно корректируются. Иногда корректируются и годовые данные. Причем, к сожалению, в большинстве случаев это происходит в сторону понижения. Вообще со статистикой у нас ситуация непростая. Если говорить о реальной заработной плате, то здесь один из ключевых вопросов – зарплата в конвертах, которую получают россияне. Говорят, что она сократилась. Один из вариантов 7,4 % роста заработной платы – это как раз ситуация с сокращением выплат в конвертах и другими теневыми способами.

Реальная заработная плата – это заработная плата в соотношении с инфляцией. Инфляция в этом году тоже была не так мала, как мы надеялись. Более 4 %. При этом крайне неравномерно. Ряд товаров, прежде всего дорогостоящие товары, в своей цене, скорее, убавили. Продвинутые гаджеты можно было в этом году купить дешевле, чем в предыдущем. А вот базовые расходы для большинства населения – продукты питания, ЖКХ, общественный транспорт – здесь цены выросли явно больше чем на 4 %. На сколько – к сожалению, официальная статистика пока ответа на этот вопрос не дала.

Рост инвестиций в основной капитал. Вложения и надежды на будущее. В ноябре 2018 года по сравнению с ноябрем 2017 года рост составил 3 %. С одной стороны, вроде бы это неплохо. Даже, скорее, хорошо по сравнению с низким ростом всех остальных показателей. Но есть один нюанс. Такой рост инвестиций обеспечит в лучшем случае рост 1 % в 2019 году. Да и прогноз на 2019 год тоже не радужный.

Почему у нас такие скромные итоги за 2018 год? Это вопрос для радиослушателей. Официальная статистика показывает рост цен в среднем на 4 с небольшим процента. Так ли это?

Константин с Урала написал: «Как вы считаете, у нас кругом действуют антистимулы к труду. Живут шикарно жулики, мошенники и чиновники. Может быть, нужно нам включить мощные стимулы к труду, и тогда экономика наша быстро оживет и пойдет вверх? Формула простая. Нужен умный штурман нам?»

Вопрос вечный. Антистимулы – да, социальное неравенство, тем более вопиющее социальное неравенство, которое есть во многих сферах нашей экономики, это антистимул. Когда человек видит, что топ-менеджер на предприятии, который обеспечивает темпы роста, а в среднем по России они на уровне 1-2 %, получает в тысячу раз больше, чем он, или в сотни раз, естественно, рабочий, инженер, программист, учитель задается вопросом: почему? Почему не умеющий обеспечить экономический рост, экономическое развитие руководитель, хозяин предприятия, высокопоставленный чиновник – региональный или отраслевой, почему они получают безумные деньги за то, что они не очень умные штурманы? Видимо, это касается всей вертикали власти в России. Уже много лет эта вертикаль не может обеспечить не просто экономический рост, хотя и он был бы крайне важен, но развитие, повышение качества жизни, решение экологических и социальных проблем.

Правомерен вопрос, что условием стимулирования эффективного труда является ситуация, когда люди понимают: с качеством их труда, с эффективностью, талантом, инновационным потенциалом работа связана и его жизни, ее качество, а не просто заработная плата. Это может быть и социальный пакет, и свободный график работы для талантливых людей, и настоящая уверенность в завтрашнем дне, и отношения на предприятии, где к человеку труда относятся не как к скотине, которую надо загнать и заплатить как можно меньше, а как к равноправному партнеру, который делает нужное для себя и для страны. Сегодняшний капитализм должен включать элементы социализации. И без этого работает плохо.

«Мы думали, будем жить в демократической стране. Увы, не смогли. Настал авторитарный режим. Все равно пройдет этот режим, народ не тупой. Скорее, в ближайшие годы изменится ситуация». Вот такое мнение есть у граждан. Я абсолютно уверен, что именно так и будет в нашей стране. Вопрос только в том, когда мы сможем оказаться в такой ситуации, когда мы с вами будем реальными хозяевами нашей страны. И что для этого надо сделать.

«Мне бы хотелось по модели скандинавских стран дальше развиваться». Согласен. «То, что сейчас творится в стране, это просто ужас». Я не уверен насчет ужаса, хотя для многих это действительно тяжелая ситуация. С одной стороны, немножко повышаются реальные доходы. Вроде бы на 7,4 % повысилась реальная заработная плата. Средняя пенсия составляет аж 15,5 тысяч рублей в месяц. Да, альтернативой могла бы быть скандинавская модель. Это один из вариантов решения проблемы. Эти страны обладают высоким инновационным потенциалом, занимая первые места в мировых рейтингах. В частности, Финляндия, которая когда-то была чисто сырьевой экономикой. В них работает система более справедливого распределения общественного богатства. Не столько подачки бедным и не ограничение доходов тех, кто активно работает, а справедливая, вознаграждающая новатора, активно работающего человека и обеспечивающая социальные гарантии модель распределения общественного богатства. Если в России была такая же модель распределения общественного богатства, то минимальная зарплата, минимальная пенсия у нас была бы почти в два раза выше, средняя зарплата повысилась бы несколько меньше, поскольку сглаживаются различия, но тоже почти в полтора раза. А вот олигархам и миллиардерам жить стало бы совсем тяжело.

«У людей нет ничего. Еще требуют какие-то налоги и поборы. Нормально питаться не можем. Да, наконец-то власть сменится, и мы устроим полнейшую декоммунизацию с приравниванием коммунизма к фашизму и Сталина к Гитлеру и полной люстрацией коммунистов». Это какое-то ерническое сообщение. Я не думаю, что Дмитрий, который его прислал, действительно считает, что Гитлер и советские вожди – это одно и то же. Проблема не только в том, что долгое время в нашей стране господствовала и отчасти сегодня в экономической сфере господствует либеральная идеология, пытаются любые черты социализации приравнять к колхозу или к фашизму, или к диктатуре. Проблема в том, что в целом социально-экономическая система страны устроена так, что она не обеспечивает экономический рост и сохраняет высокий уровень дифференциации.

«Мечтать не вредно. Но народу нужен лидер, вождь. И где он? Покажите мне этого вождя». Здесь я хотел бы поспорить с радиослушателем. Проблема не в вожде. Любой вождь, даже если он кажется авторитарным, реально выполняет то, что от него требует правящий экономико-политический класс. Те, у кого в руках собственность и власть.

Денис:

- У меня вопрос относительно повышения пенсионного возраста. В ходе пресс-конференции Владимир Путин заявил, что повышение пенсионного возраста неизбежно. Одновременно с этим мы открываем интернет, слушаем радио, и там сотни экспертов говорят, что это антинародный закон, его нельзя принимать. Что его можно избежать. Кому верить?

А. Бузгалин:

- Я не считал необходимым повышение пенсионного возраста. Деньги в российском бюджете есть. И это не только возможности умеренно дефицитного финансирования, это возможность увеличения доходов бюджета. Мы на эту тему много говорили, как это можно сделать и за счет другой системы распределения дохода и богатства в стране. Возможна ситуация повышения темпов экономического развития. Деньги найти на это возможно. Вопрос о том, что у нас слишком много стариков. Да, их много. Но они могут и должны работать, если они здоровы. Но для этого не требуется повышение пенсионного возраста. Можно получать пенсию и работать. Слушайте тех, кто вызывает доверие, кто приводит серьезные аргументы. На стороне правительства и власти тоже довольно большой круг экспертов. Гражданам России необходимо разбираться и решать, кто прав.

Андрей:

- Я являюсь частью сообщества, которое стало называть нарицательное имя – чиновники. Я наблюдаю пугающую тенденцию – вымывание профессиональных кадров отраслевых из органов государственного муниципального управления. Профессионалы уводятся, на их место ставятся люди, которые не то что не имеют опыта работы в данной отрасли, но не имеют даже специализированного образования. Эта тенденция напрямую бьет по развитию экономической ситуации в стране. Это приводит к некомпетентным решениям.

А. Бузгалин:

- Вы очень правильно поставили вопрос. Сейчас господствует идея эффективных менеджеров. Считается, что тот, кто умеет правильно решать рыночные и коммерческие задачи, может замечательно руководить все равно чем. Это ориентация на чисто коммерческий результат. И эта коммерциализация или то, что называется финансиализация, когда надо делать деньги любой ценой, университет превращается в средство для финансовых спекуляций, а не для образования и формирования творческих людей для страны, это общий процесс. То же самое касается и промышленности, и ряда других сфер. Это происходит, потому что мы идем по пути либеральной рыночной экономической модели, где господствует финансовый капитал и чисто коммерческая выгода. А развитие может быть разным. Может быть даже его симуляция. Когда мы увеличиваем количество посредников, финансовых спекуляций, и у нас как бы растет как бы результат как бы экономики. Это серьезный вопрос. К сожалению, это то, что связано со стратегией, либеральным экономическим курсом, который проводит правительство и который поддерживается правящей партией и руководством страны.

«Мы не имеем права иметь детей, внуков, так как нет жилья и заработать много не можем». С тем, что половина населения страны получает зарплату менее 30 тысяч рублей, решить проблему жилья при помощи ипотеки с такими деньгами невозможно.

«Хватит же врать. Нет никакого подъема зарплата и экономики. Опуститесь на землю к людям. С каждым годом все хуже. Интересно, кто и чего добивается такой политикой?» Не стреляйте в пианиста, он играет то, что написано в нотах. Я о себе. Я прочитал в начале передачи данные официальной статистики. Эти данные говорят о том, что у нас рост на 7,4 % реальной зарплаты. Но при этом только на 0,4 % реальные доходы. Думаю, что реального роста зарплат нет. Скорее, идет пересчет неких теневых доходов в легальные.

«Скоро будем брать кредит на бензин, чтобы проехать по своей области на автомашине». «Хватит про Украину. Народ устал, не смотрит телевизор. Вместо Украины лучше показывайте про Россию, как люди живут в провинции». Согласен с вами. Вопрос в том, как живет большая часть граждан России. Было бы правильно, если бы ток-шоу на первых каналах были посвящены рядовым гражданам России. Нет рядовых и генералов, есть граждане России, и мы равноправны с точки зрения конституции.

Владимир:

- У нас социально-экономическая политика устраивает только верхний и высший эшелон власти, кроме всей страны. Сто человек решают, что для нас хорошо. Мы все с этим не согласны. Наш голос в Кремле – депутаты. Почему они не объявляют там наше мнение? Может, пора с этим что-то делать? Думаю, нам всем надо перестать молчать.

А. Бузгалин:

- Спасибо, что вы об этом заявили громко и в прямом эфире федерального радио. Чем больше мы будем это делать, в том числе в наших социальных сетях, тем будет больше толку.

Александр:

- Поспорю насчет того, что президент мало что решает. Путин обладает огромными полномочиями, но упорно назначает людей, от которых чубайсятиной за версту. Говорят, что НДС поднялся на 2 %. Один экономист уточнил: 2 процентных пункта, но на 11 %. Вы с этим согласны?

А. Бузгалин:

- Да, что касается процентных пунктов, вы абсолютно правы. НДС поднялся не на 2 %, а на 2 процентных пункта, то есть более чем на 10 %. И это не такой пустяк, как можно было бы подумать. Что касается президента. Президент – это символ, скорее. Даже если бы был другой президент, он сам по себе ничего сделать бы не смог. Чтобы что-то изменить в экономике и общественной жизни, необходима активная деятельность большинства граждан. А вот как сделать так, чтобы граждане активно включались в управление общественными делами, экономикой, начиная от своего микрорайона, поселка, города, предприятия, до страны в целом, - это интереснейшая тема.

«У нас на предприятии ставят на должности своих родственников. Они сразу, вне зависимости от опыта работы, назначаются «эффективными» управленцами. И так по всей стране. Отсюда падающие ракеты, взрывающиеся дома и так далее», - Татьяна, Ростов-на-Дону. Это один из парадоксов нашей экономики. Наши оппоненты когда-то сказали, что, избавившись от советской плановой системы, мы тем самым победим благодаря рынку бюрократию и блат, коррупцию, родственные связи, кумовство, волюнтаризм и так далее. Ситуация такова, что у нас количество бюрократов в стране увеличилось, а кумовство и феодальная клановость продолжают процветать во многих случаях. Без серьезного общественного контроля, исключительно при помощи провозглашения рынка эта проблема не решается.

У нас часто говорят, что зарплата чиновников растет, а у обычных людей – нет. Есть разные чиновники. Иногда чиновником называют кого угодно – учителя, врача, всех, кто работает в государственном секторе. Это не так. Есть люди, которые работают в государственном секторе, в том числе в ведомствах, в регионах, и делают очень много для страны. И получают не самую большую зарплату. А есть высшее руководство и частных фирм, и государственных предприятий, и государственных служб. Те, кто действительно занимается бюрократической деятельностью, а если и бьется до последнего, то, как правило, вопреки, а не благодаря существующей модели управления.

«Зарплату добавили, отчитались, что выросла заработная плата, а премию сняли. В итоге даже меньше стали получать». «Какая официальная статистика, если орган, подготавливающий эту статистику, подчиняется по факту тому, кого проверяет? Что говорят, то и рисует Росстат». Валерий: «Цифры можно подделать. Статистики должны быть независимы. А Минэкономразвития себе на уме». «Первая проблема – убрать предателей из власти, вернуть власть народу». Дело не в том, что у власти предатели. Дело в том, что у власти те, кто контролирует частную, а в ряде случаев и государственную собственность. И эти люди работают объективно на свои интересы. Они не работают на интересы какой-то чужой страны. Другое дело, что их интересы во многом могут совпадать с интересами не России как целого и не граждан России, а с интересами кого-то другого.

«Газпром – национальное достояние, между прочим, мог бы и простить жителям те 15-20 рублей в месяц сожженного бытового газа». Вопрос в том, чтобы действительно обеспечить снабжение газом населения, работать прежде всего на внутренний рынок. Одна из ключевых проблем нашей экономики – перейти к переработке сырья и продавать с высокой добавленной стоимостью продукты нефтехимии, продукты переработки металла, изделий из металла. Хотя бы в больших количествах прокат, я уже не говорю о машиностроительном оборудовании.

«Тут один спросил, почему молчат депутаты. А может, он сам не за тех голосовал? Или не ходил на выборы? Обычно такие скулят больше всех». В этом сообщении есть толика правды. Мы перестали доверять выборам. Для этого есть некоторые основания. Но и в то же время есть проблема. Очень часто мы не хотим сами задуматься, проанализировать, разобраться с данными, с тем, что говорят одни эксперты и другие эксперты, понять, кто прав, кто виноват. Для этого надо работать, думать, анализировать, включаться в общественную жизнь страны, не надеяться на то, что завтра, после того, как ты прочитал две странички в газете или что-то выкопал из интернета и кому-то написал, изменится вся жизнь в стране. Чтобы ее изменить, надо много серьезно нам с вами работать.

Давайте себе зададим вопрос: а мы хотим вместо пива, сериала или приработка, когда и так жить особенно не на что и надо, чтобы был приработок, вместо всего этого начать заниматься общественной деятельностью? Создавать профсоюз, разбираться с ситуацией на предприятии, включаться в деятельность общественно-политических организаций, копаться в экспертных оценках, говорить с друзьями, писать в социальные сети, работать. И работать не месяц, не два, а может быть, не один год, чтобы изменить ситуацию. Мы хотим так? Если нет, то большая толика ответственности за не слишком хорошее состояние дел в российской экономики лежит в том числе и на всех нас.

Да, нам тяжело, нам и без того некогда жить нормально. У нас было десять дней каникул. Какую часть из этих каникул мы занимались общественной деятельностью, а какую часть пили или проклинали, или ругали, или радовались тому, что можно посмеяться над сериалом? Я не морализирую, я задаю вопросы. И мне хотелось бы получить на них ответы.

«Прокомментируйте российское высшее образование. Мое мнение – деградация. Кто будет строить будущую Россию? Проблема в этом. Будущее мрачное». Что-то у нас пессимизм сегодня в комментариях и звонках.

«Я молчу, потому что боюсь, как бы власть имущие не сделали еще хуже». Да, это тоже реальная проблема.

«Нужно смотреть правде в глаза. В 90-е к власти пришли мафии, насаждают нам мафиозно-феодальный режим. Пока будет эта власть, дальше будет только хуже». Я не хотел бы на негативе заканчивать нашу передачу. Есть программа изменения ситуации к лучшему. Об этой программе мы не раз говорили в эфире. Давайте думать, как вместе менять этот мир к лучшему. Я думаю, у нас получится. Мы должны сделать все, чтобы получилось.
0 Комментариев · · Для печати
Новость добавлена: AlexHo, Январь 14 2019 15:56
Нравится
Комментарии
Нет комментариев.

Добавить комментарий

Для того чтобы добавить комментарий Вам необходимо авторизироваться

Рейтинги

Рейтинг доступен только для авторизованых пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.

Другие новости