в Тулуне 26,7°C 706 mmHg прогноз погоды пн., 6 мая 2024 14:27 Курс валют $ 91,69 € 98,56 ¥ 12,7

Строительные студенческие отряды (ССО)

Новости Тулуна > Строительные студенческие отряды (ССО)
Администрация Тулуна информирует:
сегодня в 10:41

Строительные студенческие отряды (ССО) – это было одно из направлений комсомола. Свою активную деятельность ССО ведут из 20-30-х годов прошлого столетия, когда студенты, прежде всего комсомольцы, принимали участие в коммунистических субботниках, на строительных и производственных объектах. Работа в ССО помогала учащейся молодежи приобрести определенные навыки организации трудового коллектива, утвердить уверенность в возможности и способности активного участия в общественном производстве, проверить степень своей моральной и физической стойкости и, безусловно, пополнить свой бюджет.

Елена Маркова (в юности Тетюшкина) окончив школу № 1, поступила в Иркутский государственный университет имени Жданова, на открывшийся факультет прикладной математики. Работали на электронно-вычислительных машинах, создавали программы. По осени первый курс отправили в Баяндаевский район, помогать народному хозяйству. «Школьные поездки в колхоз оставили приятные впечатления – вспоминает Елена Ивановна. - Нас привезли на автобусах с песнями, покормили, под картофелекопалку дружно собирали картошку, турнепс, на веселой ноте возвращались домой». «Студенческий колхоз» резко отличался от школьный выездов. Разместили нас по 10 человек в рабочих вагончиках. А что там было: в конце вагончика нары в 2 этажа, окно, столик, вешалка. Выдали одеяло и подушку. В течение 2-х месяцев, без выходных, подъём в 7 часов, позавтракаем рисовой или перловой кашей и с ведрами идем на поля. Подкапывали картошку вилами, ссыпали в кучи, машина подъезжала, мы её загружали. Я к работе была привычна, с малолетства маме помогала, а были девчата из больших городов, им было трудно. В соревнованиях была в передовых, подгоняла отстающих и помогала им. Работали до 18 часов, приходили с полей, ужинали и падали на нары смертельно уставшие. Мне казалось, что это тюрьма». Очень тяжелый был физический труд.

Началась учеба. В школе Елена была активисткой во всех комсомольских делах. Комсомольская деятельность продолжалась в университете. Тогда для студентов универа 1970-1980-х годов были образованы строительные студенческие отряды, они имели богатую историю и оказаться в отряде, можно было только на конкурсной основе. Необходимо было в течение учебного года зарабатывать баллы. Елена Ивановна вспоминает: - «Мы ходили после учебы по детским домам занимались с ребятами, убирали территории, красили, белили. Ездили на другой конец города на сырбазу и занимались укладкой сыра, порой возвращались домой на последнем автобусе. В ночь сидели и готовились к занятиям». По заработанным баллам 30 студенток начали проходить обучение по специальности - «проводник фирменного поезда «Байкал». Елену выбрали заместителем командира «Сианго», она обслуживала вагон международного класса. Елена не помнит, почему так назвали отряд, но это река в Индии. Один из притоков Ганга проходя через склоны Гималаев, носит название Диханг или Сианг, по выходу из гор в Индии реку называют Брахмапутра. Имея шикарные пороги и оценивая их высокую категорию сложности, сплав по Брахмапутре считается одним из самых впечатляющих в мире. Между нашими государствами в те годы зародилась дружба, может то и дало толчок для названия отряда.

«Работая в течение 2-х лет 1984-1985 гг.. мне эти поездки очень нравились – вспоминает Елена Ивановна, о студенческом отряде. Ответственность была большая. Трое с половиной суток двигались до Москвы. Работая в международном вагоне, группы иностранных туристов постоянно менялись. Проблема была с языком, мы в основном знали «немецкий». Но тактично решались все вопросы. Большинство пассажиров имели преклонный возраст. Как-то сижу в служебки и чувствую дополнительное покачивание вагона, выглядываю, а там пожилая женщина (ей было 85 лет) занимается гимнастикой. И вспомнила маму, её было 55 в то время, но она рано стала бабушкой, потому что трудилась на тяжелых работах. А эта женщина, пока мы ехали, она каждое утро занималась гимнастикой. Мы гордились нашим «Байкалом». С перрона поезд отправлялся под марш «Славянки». Это было так торжественно. Каждую бригаду, которая работала на «Байкале» отличала чистота и культура обслуживания. Мы были одеты в форму синего цвета, которую заказывали индивидуально. А в конце поездки, когда поезд приближался к станции Тулун, нас встречала мама с вареной картошкой, свежим хлебом, солёным салом или малосольными огурчиками. Мы все собирались у нас в вагоне и наслаждались домашней пищей, перед тем как прибыть в Иркутск».

Многие пассажиры – сибиряки, ещё помнят фирменный поезд «09/10 «Байкал». Он получил статус фирменный 17 июля 1964 г. Весь интерьер в вагонах был сделан по спецзаказу, в том числе постельное белье и посуда. Дизайн внешнего вида вагонов подразумевал волну озера Байкал.
Более нескольких тысяч студентов освоили трудную и ответственную профессию проводника пассажирских вагонов. И какую бы специальность они ни получили, кем бы ни стали после окончания вуза, эти ребята знают о железной дороге не понаслышке. Стройотрядовское движение имело славные традиции. Оно служило выявлению и мобилизации энергии студенчества, его трудовой и гражданской активности, а также решение большого количества практических задач, стоящих в данный момент перед страной.

Н.Устинова





0 Комментариев · · Для печати
Новость добавлена: AlexHo, Август 27 2018 19:04
Нравится
Комментарии
Нет комментариев.

Добавить комментарий

Для того чтобы добавить комментарий Вам необходимо авторизироваться

Рейтинги

Рейтинг доступен только для авторизованых пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.

Другие новости