в Тулуне -11,0°C 716 mmHg прогноз погоды пн., 30 декабря 2024 04:56 Курс валют $ 101,68 € 106,1 ¥ 13,43

Авторынок, на выезд!

Новости Тулуна > Авторынок, на выезд!
Анатолий АФАНАСЬЕВ

Ситуация вокруг авторынка в предместье Рабочее областного центра накаляется с каждым днём. 22 ноября на рынке работала комплексная проверка различных надзорных органов города. Цель проверки – проверить обоснованность жалоб населения, проживающего по улицам Аларская и Вилюйская. Жители обозначенных улиц считают, что авторынок следует перенести за черту города.

Рационализм как условие выживания


Человек – существо всё-таки рациональное. Обустроив свою частную жизнь, он начинает оглядываться вокруг и соображать насчёт товарообмена в натуральном или ином выражении. Поэтому всякий город обрастает рынками и толковищами.

В конце прошлого столетия в Иркутске на старых и новых площадках сложилось несколько рынков, судьба которых претерпевала закрытия и переносы. Такова была судьба Свердловского рынка, «шанхайки» и барахолки.

Почему именно в этих местах стихийно образовывались толкучки и есть ли в этом народном движении какой-то здравый смысл? Народ всегда стремится организовать свою жизнь как можно более комфортно и, выбирая место для товарообмена, учитывает некие факторы удобства. С точки зрения рынка, это прежде всего транспортная развязка, позволяющая наибольшему количеству людей добраться до места. Не станете же вы тащиться бог знает куда, если к этому месту не ходит ни один автобус, ни одна маршрутка, трамвай или какое-нибудь общедоступное транспортное средство. Думается, что не станете. Поэтому стихийно сложившиеся места торговли, сколько ни закрывай, остаются на прежнем месте. Изменится эта ситуация, наверное, только в одном случае – если вдруг завтра или в какой-нибудь из дней на месте «шанхайки» ли, Свердловского ли рынка или барахолки однажды утром народ увидит экскаваторы, сметающие всё на своём пути. Почему бы так и не поступить?

Дежа вю


Вероятно, вывести экскаваторы и тракторы можно, однако есть одно «но». Заключается оно в том, что предварительно требуется подготовить площадку взамен, причём равноценную во всех отношениях: чтобы к новому месту ходил транспорт, чтобы торговые ряды были подготовлены, чтобы место было огорожено, освещено и обеспечено с точки зрения безопасности охраной. Другими словами, прежде чем согнать народ с насиженного, привычного места, надо позаботиться о новом заранее.

С «шанхайкой» как будто так и было. В Ленинском районе оборудовали площадку, и рынок переехал. Возникает вопрос: почему же всё-таки в центре города «шанхайка» осталась, разрослась и обрела черты ещё более отвратительные? За время работы муниципальной «шанхайки» дальновидные и предприимчивые коммерсанты приобрели в собственность прилегающие частные дома с огородами и обосновались, как теперь думается, надолго. Чтобы избавиться от этой чумы, сегодня требуются гораздо более серьёзные действия, чем простой перенос рынка.

Со Свердловским рынком пока всё туманно. И думается, что туман этот рассеется не скоро, потому что новое место так и не определено.

На очереди авторынок, который в народе именуют просто и незатейливо – «балка». Причина переноса на первый взгляд проста: население частного сектора в Рабочем жалуется, что авторынок не даёт спокойно жить. Жители улиц Аларская и Вилюйская сетуют, что автомобилисты перекрывают своим транспортом дорогу и оставляют после себя мусор.

По существу вопроса


В 2005 году постановлением мэра № 031-06-1531/5 земельный участок, расположенный в Куйбышевском районе по ул. Курортной, был отдан в аренду на 25 лет.

– Мы подготовили проектно-сметную документацию под строительство выставочного комплекса для цивилизованной продажи автомобилей, – рассказывает Александр Сиденко. – Планируется на первом этапе построить 12 павильонов.

Сегодня через рынок ведут работу несколько сотен людей и представители аукционных фирм, – продолжает Александр. – Для этих людей такая деятельность – это возможность заработать на жизнь и прокормить семью. Авторынок в бюджет ежегодно платит 8 млн. рублей. Развивая его, появляется возможность создать новые рабочие места, а значит, бюджет получит дополнительный доход в виде налогов.

Сегодня авторынок закрыть просто – достаточно расторгнуть договор аренды. Как закрыть торговлю вокруг авторынка? С переносом авторынка в любое другое место частные площадки останутся и ничего не изменится. Люди всё равно будут приезжать и продавать свои автомашины на этом месте.

Мужики, которые надеются только на себя…


Настроения тех, кто благодаря авторынку зарабатывает на кусок хлеба, весьма далеки от благодушных и близки к закипанию.

– Я занимаюсь продажей автомобилей около 10 лет, – рассказывает Владимир Куклин, – поскольку в своё время работу по специальности не нашёл. Для моей семьи это единственный источник существования. Рынок обеспечивает работой тех, кто приспособился в трудные годы, не найдя места на производстве, которое сократилось в несколько раз за годы реформ.

Говорят, что на территории рынка будут строить жильё. Сколько же оно будет стоить? Никаких коммуникаций на этом участке и вокруг нет. Канализация, водопровод, электросети, теплосети – всё на этот участок необходимо притащить. Нет телефонных линий. Если это произойдёт за счёт инвестора, это будет золотое жильё в Рабочем.

– К переносу авторынка на станцию Вересовка я отношусь отрицательно, – подхватывает Станислав Грищук. – Как люди будут добираться до Вересовки – вопрос интересный. Кто поедет туда, чтобы купить машину, которую я пригнал? Вряд ли народ поедет в такую даль, потому что вся концентрация машин стихийно всё равно останется в Рабочем.

Здесь территория организована, огорожена, есть стояночные места, охрана, пункты общепита, рядом мойки, можно выписать справку-счёт, оформить автокредит. Здесь очень удобная транспортная схема, вся область соединена автобусным движением. Люди приезжают из Братска, Усть-Илимска, Саянска, Тайшета, Тулуна, Усолья-Сибирского, Ангарска. Приезжают из Улан-Удэ. Прилетают из Красноярска, Новосибирска. От площадки рынка недалеко автовокзал, из аэропорта ходят маршрутки.

Мешают жителям только те, кто стихийно приезжают на выходные и не хотят ставить свои машины на авторынок. Одно время здесь очень хорошо работали сотрудники ГИБДД и частников не было.

Сергей Мальцев, экономист, занимается автобизнесом 6 лет.


– Я родился в семидесятых, и когда пришёл из армии, Советский Союз разрушился. Я со своим образованием не смог никуда устроиться. Нашёл свою нишу на авторынке, – говорит он.

– Когда здесь работали эвакуаторы, не было ни одной машины за пределами авторынка. Эвакуаторы убрали – снова появились частники. Здесь работает очень много народу, я имею в виду людей, которые привозят сюда машины и продают. Эти мужики кормят себя, свои семьи, помогают родителям. Почему разбираются с авторынком, который нормально работает? В эпоху перемен надо сохранять стабильность там, где что-то работает. У нас же проще в приказном порядке всё разрушить, чем создать.

Компромисс или конфликт?


«Хотели как лучше, а получилось как всегда» – эта знаменитая фраза Виктора Черномырдина может стать итогом борьбы между населением нескольких улиц в Рабочем и тем самым малым бизнесом, который не только кормит себя, но и платит налоги в бюджет. Городские власти призваны в этой ситуации не только разобраться, но и найти компромиссное решение проблемы. Компромиссы, как правило, даются нелегко и случаются не быстро. Может быть, не стоит дожидаться резкого обострения конфликта и, пока дело не дошло до выходов недовольных на площадь, есть смысл сесть за стол переговоров и поискать взаимовыгодные варианты? В кризисные времена лучше худой мир, чем хорошая война.
0 Комментариев · · Для печати
Новость добавлена: AlexHo, Декабрь 11 2008 12:03
Нравится
Комментарии
Нет комментариев.

Добавить комментарий

Для того чтобы добавить комментарий Вам необходимо авторизироваться

Рейтинги

Рейтинг доступен только для авторизованых пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.

Другие новости