в Тулуне -10,1°C 720 mmHg прогноз погоды пт., 27 декабря 2024 17:11 Курс валют $ 99,23 € 103,3 ¥ 13,47

Уроки экономии

Новости Тулуна > Уроки экономии
Автор: Елена ЛИСОВСКАЯ

Экономический кризис меняет систему приоритетов в сфере услуг, торговли и общественного питания. Финансовая нестабильность должна сместить вектор интересов потребителей с товаров дорогого сегмента на более демократичный, полагают эксперты. Насколько такие ожидания оправданы, выясняла ЕЛЕНА ЛИСОВСКАЯ, которая пообщалась с ресторатором из премиум-сегмента, главой торговой сети, ориентированной на средний ценовой сегмент, бренд-менеджером компании-продавца luxury-украшений и парикмахером, в числе клиентов которого много известных в Иркутске персон.

Кухня по-новому

Спад спроса отрасль общественного питания Иркутской области ощутила в октябре. По данным Иркутскстата, в этом месяце оборот предприятий общественного питания уменьшился на 3,6% к сентябрю, снижение по сравнению с октябрём 2007 года составило 5,4%. О том, что кризис добрался до этой сферы, стало окончательно ясно в ноябре: по сравнению с октябрём спад составил 15%, по сравнению с ноябрём прошлого года — 19,7%.

Данных по декабрю у статистиков ещё нет, однако профессиональные участники рынка не питают на этот счёт иллюзий. «Последний месяц года, который считается высоким, в этом году прошёл довольно скромно, потому что многие корпоративные клиенты отказались от банкетов, — отмечает генеральный директор управляющей компании «Альянс Ресторанс» (управляет ресторанами «Beer House», «Kioto», «Sayen», «Стрижи») Павел Поляков. – Дальнейший спад ожидается и в течение января-февраля, но как будет на самом деле, предсказать невозможно». Уменьшение выручки в ресторанах в ноябре по сравнению с октябрём наш собеседник оценивает примерно в 10%.

Тенденции ресторанного бизнеса пока совпадают с прогнозами аналитиков, которые ожидали, что в первую очередь люди начнут экономить на развлечениях вне дома. Действительно, в рестораны стало приходить меньше людей, несколько уменьшился средний чек, констатирует Павел Поляков. «Утешает, что наши заведения находятся в премиальном сегменте, значит, клиенты менее подвержены влиянию кризиса: они уже привыкли к определённому сервису и качеству еды», — отметил он. Однако даже ресторанам такого класса пришлось принять определённые меры, к примеру, анализировать цены поставщиков, ведь основная часть сырья доставляется из Японии. «Одно могу сказать точно: бюджетных вариантов вроде «в стране кризис, давайте мы вам картошки пожарим» у нас точно не будет», — заверил генеральный директор управляющей компании «Альянс Ресторанс».

Ближайшие несколько месяцев ресторанный бизнес региона ожидает передел рынка. Скорее всего, уйдут игроки, пришедшие туда на волне, когда рестораны рассматривались не как бизнес, а как средство получения прибыли. «Выжить в кризис смогут предприятия, проявившие максимум организаторского таланта, — уверен начальник отдела общественного питания комитета по потребительскому рынку Иркутска Максим Волынец. – В выигрыше будут предприятия, ориентированные на потребителя со средним уровнем достатка, потому что к ним перетекут клиенты из более дорогих заведений».

Впрочем, несмотря на пессимистические прогнозы начала 2009 года, не исключено, что в целом показатели предприятий общественного питания за 2008 год будут «в плюсе». За 11 месяцев ушедшего года оборот предприятий общественного питания увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на 7,5%. А в Иркутске за 9 месяцев оборот вырос на 48,5% и составил более 2,3 млрд. рублей. За этот период в областном центре открылось 24 новых предприятия общественного питания с общим количеством мест 1158, в том числе один ресторан, 17 кафе, по три бара и закусочных, рассказал Максим Волынец.

Последняя статья экономии

Сфера продовольственного ритейла хоть и продемонстрировала в ноябре некоторый спад (по данным Иркутскстата, по сравнению с октябрём снижение оборота розничной торговли составило 4,6%), смогла отыграться в канун новогодних праздников. «В последние недели ноября мы отмечали небольшой спад покупательской активности, но уже в декабре средний чек начал увеличиваться на 5–20% еженедельно», — подчеркнул директор торговой сети «Слата» Роман Селезнёв. Он уверен: в декабре в сфере продуктового ритейла трудно отслеживать какие-либо тенденции, связанные с кризисом: в канун Нового года потребитель скорее пересмотрит второстепенные затраты, например покупку или обновление цифровой и бытовой техники, мебели, автомобиля. В то время как продукты — одна из последних статей экономии.

Говоря о дальнейшем развитии отрасли, Роман Селезнёв полагает, что ситуация в России в целом и в Иркутской области в частности будет отличаться. На федеральном рынке ожидается усиление конкуренции между федеральными ритейлами и, как следствие, концентрация игроков рынка в результате слияний и поглощений. Крупные игроки смогут приобрести сети, испытывающие финансовые трудности, по уникально низкой цене, тем более что государство готово оказать финансовую поддержку для выкупа сетей-банкротов. В своём интересе к российскому рынку официально признался и мировой гигант розничной торговли Wal-Mart, зарегистрировавший накануне «дочку» в России и вступивший в Ассоциацию компаний розничной торговли России. В Иркутской области пока не стоит прогнозировать ни сокращение числа ритейлеров, ни передел рынка, ни какие-либо другие значительные изменения в отрасли.

Аналитики ожидают, что в условиях кризиса россияне по примеру американцев и европейцев будут сокращать число походов в магазин и уменьшать средний чек. «Поведение вполне логичное, — считает директор торговой сети «Слата». — Потребитель не уверен в завтрашнем дне, поэтому даже при наличии свободных денег их не тратит – откладывает». Кроме того, покупатели начинают обращать больше внимания на цену товара и стараются покупать только предметы первой необходимости. В связи с этим, скорее всего, изменится ассортиментная политика ритейлеров. От премиальных и субпремиальных марок приоритет сместится в сторону более демократичных во всех категориях товаров, будь то йогурт, мясные полуфабрикаты или хлеб.

Вечные ценности

Между тем любители украшений и часов luxury-класса, судя по всему, пока не хотят отказывать себе в этом удовольствии. В магазине «Золотое время», единственном в Иркутске, работающем в этом сегменте, особого снижения активности пока не заметили. Хотя небольшой спад всё-таки есть. «Мы прогнозировали один объём прибыли, а получили другой», — рассказала бренд-менеджер магазина «Золотое время» Юлия Батурина. Однако более определённые выводы, по словам нашей собеседницы, можно будет сделать не раньше марта.

Уменьшение числа потока клиентов пока не ощущает и мастер студии причёски «HairStyle» Ирина Муравьёва, в числе клиентов которой иркутский бомонд, политики, чиновники, бизнесмены, их жёны и дети. Как призналась одна из клиенток Ирины, стоимость стрижки не кажется ей такой уж большой и она не готова отказываться от услуг мастера, с которым знакома не один год. Между тем салоны более демократичной ценовой категории, в числе которых «Колорит» в микрорайоне Юбилейный, заявляют о том, что к ним перетекла часть клиентуры из более дорогих заведений. Особенно это стало очевидно накануне Нового года.

Впрочем, в областном центре есть и первые жертвы кризиса. Количество служб такси, работающих в Иркутске, с конца 2008 года уменьшилось на 13, теперь их 140, сообщает ИРА «Телеинформ» со ссылкой на президента некоммерческого партнёрства «Владельцы иркутских такси» Григория Тирских. По его словам, в условиях финансового кризиса некоторым мелким фирмам пришлось закрыться, на рынке останутся только крупные компании. В конце осени – начале зимы произошёл значительный спад заявок. По оценкам отдельных игроков рынка, они достигают 40-50%. Чтобы закрепить своё положение на рынке, перевозчикам приходится принимать меры, первоочередной из которых стало снижение минимальной стоимости поездки. В некоторых службах минимальный тариф уменьшен с 150 до 120 рублей. За поездку в пределах 3 км «минималка» составляет 100 рублей.

Закон сохранения энергии

В условиях тренда снижения потребительской активности, обозначившегося в конце прошлого года, риски большинства игроков потребительского сектора существенно растут, отмечает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. Как минимум в 2009 году темпы роста этих рынков будут заметно ниже, чем в предыдущие несколько лет, не исключает эксперты. Причём положение продовольственного и фармацевтического ритейла может оказаться лучше, чем у розничного рынка и сферы платных услуг населению.

Негативные тенденции по снижению спроса затронут прежде всего дорогостоящие группы товаров и услуг, не относящиеся к категории повседневного спроса. Эксперт не исключает расширение доли «бюджетного» ассортимента товаров и услуг в розничной торговле, сфере общественного питания и индустрии развлечений. Ведь в наиболее устойчивом положении, очевидно, будут находиться весьма демократичные проекты. Слова экспертов подтвердил один из наших собеседников, подчеркнувший, что закон сохранения энергии работает и в период кризиса: если в одном секторе, в данном случае более дорогом, спрос падает, значит, в другом, «бюджетном», растёт.
0 Комментариев · · Для печати
Новость добавлена: AlexHo, Январь 20 2009 12:20
Нравится
Комментарии
Нет комментариев.

Добавить комментарий

Для того чтобы добавить комментарий Вам необходимо авторизироваться

Рейтинги

Рейтинг доступен только для авторизованых пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.

Другие новости