в Тулуне -10,8°C 723 mmHg прогноз погоды ср., 1 января 2025 09:43 Курс валют $ 101,68 € 106,1 ¥ 13,43

Китайская угроза

Новости Тулуна > Китайская угроза
Китайская угроза
Индийские военные предупредили политиков об опасности конфликта с северным соседом
Индийская армия готовится к противостоянию с Китаем
Министр обороны Индии Куреан Энтони выступил с резким антикитайским заявлением, а в прилегающих к КНР индийских районах индийцы уже сформировали дополнительные дивизии и артиллерийскую бригаду. Индийские военные напрямую выражают свою озабоченность военной угрозой со стороны Китая. Насколько оправданны их опасения?

Министр обороны Индии Куреан Энтони выступил с довольно резким антикитайским заявлением. Он призвал политическое руководство Индии обратить особое внимание на все более напористую политику КНР. По мнению министра, власти страны должны сориентировать оборонную политику так, чтобы она отвечала любой угрозе, исходящей извне, как следует из контекста – не только пакистанской, но и китайской.

«Некоторые индийские газеты и частные телевизионные каналы предупреждают об опасности китайского вооруженного нападения на Индию в течение следующего десятилетия»

Любопытно, что газета Times of India характеризует его как «обычно сдержанного» и «сверхосторожного»

«Со стороны Китая ощущается чрезмерная самоуверенность. Мы делаем все необходимые шаги для укрепления национальной обороноспособности. Однако военные усилия Индии не направлены против каких-либо конкретных стран», – подчеркнул глава индийского оборонного ведомства.

Согласно сообщению Times of India, выступившие на специальном совещании начальники штабов индийских ВВС, ВМС и сухопутных войск также выразили озабоченность военными усилиями Китая. «По их оценке, в долгосрочном плане угроза со стороны этого государства окажется серьезнее той, что исходит от Пакистана», – пишет издание.

Военные уже приняли некоторые меры, находящиеся в их компетенции. Так, в прилегающих к КНР районах штата Аруначал-Прадеш сформированы две горно-егерские дивизии общей численностью 35 тыс. человек, а также артиллерийская бригада. Кроме того, в граничащие с Китаем штаты перебазируются лучшие индийские истребители Су-30МКИ. Казалось бы, две дивизии и артбригада – это не так много, но в условиях высокогорья это очень значительные силы, способные длительно сдерживать превосходящего противника, пожалуй – максимальные по численности, которые можно развернуть в данном театре военных действий (ТВД) по условиям логистики. При этом следует учитывать, что на данном направлении Индия уже располагает двумя пехотными, одной танковой дивизией и бригадой ВДВ. Это не считая пограничной стражи и частей усиления, включая бригаду оперативно-тактических ракет. Действия индийских военных показывают, что они озабочены сложившимся положением не только на словах.

Министр обороны Индии Керлан Энтони считает, что власти страны должны сориентировать оборонную политику так, чтобы она отвечала любой угрозе, исходящей извне, в том числе и от Китая (фото: militaryparitet.com)
Министр обороны Индии Керлан Энтони считает, что власти страны должны сориентировать оборонную политику так, чтобы она отвечала любой угрозе, исходящей извне, в том числе и от Китая (фото: militaryparitet.com)

«Индия также планирует провести в начале 2011 года испытания новой баллистической ракеты «Агни-5» с дальностью 5 тыс. км, которая укрепит средства сдерживания», – подчеркивает издание. В июне 2008 года правительство Индии санкционировало выделение 25 млрд рупий (520 млн долларов) на разработку ракеты «Агни-5», способной нести ядерную боеголовку на дальность более 5 тыс. км. Проект является очередным этапом, приближающим индийских проектировщиков к созданию МБР с дальностью действия 8 тыс. км. Пока от создания полноценной МБР Индию удерживает международное давление. Тем не менее с помощью новой ракеты средней дальности, способной нести боеголовку весом до 1,5 тонн (в т. ч. и ядерную), Индия получит возможность поражать цели практически на всей территории КНДР.

Общеизвестно, что отношения между двумя крупнейшими региональными державами никогда не были безоблачными, прежде всего из-за территориальных проблем. В 1962 году из-за спорных территорий между Китаем и Индией разгорелась короткая война, победа в которой осталась за КНР. В Дели с тех пор полагают, что Китай оккупирует 38 тыс. кв. км на севере Индии в регионе Аксай Чин и еще около 5 тыс. кв. км на севере Кашмира. Китай, в свою очередь, выдвигает встречные претензии на 90 тыс. кв. км в штате Аруначал-Прадеш на северо-востоке Индии.

В период нахождения у власти Мао Цзэдуна на многих участках общей границы шла необъявленная позиционная война с артобстрелами, перестрелками, действиями диверсионных групп. Однако с началом в КНР политики «мирного подъема страны» в 1980-х годах накал вооруженного противостояния на границе заметно упал.

Но отношения между двумя державами, население которых превышает 2,4 млрд человек, испортились в 1990-е годы, после прихода к власти в Индии националистов. Контакты начали восстанавливаться после того, как к власти в Дели пришел Индийский национальный конгресс. В ноябре 2006 года Индию впервые посетил председатель КНР Ху Цзиньтао (его предшественник Цзян Цзэминь был там в 1996 году), а в октябре 2007 года Пекин посетила председатель ИНК Соня Ганди.

Однако период взаимопонимания длился сравнительно недолго. В середине 2009 года в определенном сегменте индийской политической прессы началась массированная антикитайская кампания. Некоторые индийские газеты и частные телевизионные каналы предупреждают об опасности китайского вооруженного нападения на Индию в течение следующего десятилетия.

Формальным поводом начала этой пропагандистской кампании стала якобы имевшая место гибель двух сотрудников индийской Тибетской пограничной полиции во время перестрелки на линии контроля, установленной после войны 1962 года. Кроме того, Индия встревожена строительством стратегического китайско-пакистанского шоссе в пакистанской части Кашмира, о чем, согласно Times of India, упоминалось на совещании комитета начальников штабов ВС Индии.

Тем менее правительства обеих стран, напротив, призывают к улучшению отношений. Так, в октябре прошлого года премьер-министр Индии Манмохан Сингх был вынужден выступить с заявлением, что никаких инцидентов на линии контроля не было, а отношения с Китаем остаются «хорошими». А в этот раз, завершая свое выступление, посвященное военному строительству в стране, присутствовавший на заседании военных Сингх особо подчеркнул намерение Дели развивать и укреплять дружбу со всеми странами.

Не горит воинственным пылом и китайская сторона. Так, несмотря на произошедший 27 августа дипломатический конфликт из-за отказа властей КНР предоставить въездную визу генерал-лейтенанту Джасвалу, начальнику штаба индийских войск в северном штате Джамму и Кашмир, Пекин на следующий же день направил агентству Reuter официальное заявление о том, что он намерен развивать китайско-индийские военные связи.

Более того, в последнее время Пекин и Нью-Дели все чаще сотрудничают на международной арене и стараются безболезненно разрешать проблемные вопросы, такие как спор о границе. И все же тезис о «стратегическом партнерстве», к которому охотно прибегают китайские и индийские власти, производит впечатление преувеличения.

В отношениях Индии с Китаем много недоверия. И это недоверие, причина которого кроется в том числе в истории, не позволяет перейти к по-настоящему тесному сотрудничеству

Индия видит в Китае прежде всего соперника. Что бы ни утверждал Китай, он тоже видит в Индии конкурента. Обе страны являются соперниками в борьбе за ресурсы и геостратегическое влияние. Индийцы мечтают о том, что через несколько лет они обгонят КНР по темпам экономического роста. Но в последние десятилетия экономика авторитарного Китая развивалась более бурно. Это, прежде всего связано с тем, что китайцы способны быстрее реализовывать принятые решения: указания авторитарного режима не подвергаются сомнению на каждом имеющем к ним отношение уровне, а жесткий контроль за выполнением решения, как правило, более эффективен.

С другой стороны, Индия и гордится тем, что является самой большой демократией мира, она все же с завистью наблюдает за экономическими успехами КНР. Иностранные инвесторы не приходят в Индию во многом и потому, что страна является демократией. Но они же проявляют бОльший интерес к КНР, потому что шансы получить хорошую прибыль в авторитарном Китае выше, чем в демократической Индии.

Противоречия между Нью-Дели и Пекином подогреваются индийскими политическими стратегами и военными экспертами. Они часто говорят о китайской угрозе и тем самым оправдывают процесс вооружения - начиная от атомной бомбы и заканчивая нынешним усилением ВМС (передача Индии новых российских подлодок, включая атомную) и предстоящими ракетными испытаниями.

На самом деле идея о геостратегическом окружении Индии Китаем была выдвинута правыми геополитиками в США. Именно они привлекли внимание индийских политологов к китайскому участию в реконструкции морских портов в Мьянме, Пакистане, Бангладеш и Шри-Ланке, назвав его «жемчужным ожерельем, удушающим Индию». Одновременно в определенных индийских СМИ начал активно обсуждаться и тибетский вопрос, который является одним из основных раздражающих факторов в двусторонних отношениях. Представляется, что за этой антикитайской кампанией в Индии стоят как крайне правые политики, так и военный истеблишмент, желающий увеличить расходы на оборону под предлогом обеспечения безопасности страны от КНР. В этом контексте и следует рассматривать заявления главы индийского оборонного ведомства.

http://vz.ru/society/2010/9/16/433130.html
0 Комментариев · · Для печати
Новость добавлена: igor, Сентябрь 17 2010 16:08
Нравится
Комментарии
Нет комментариев.

Добавить комментарий

Для того чтобы добавить комментарий Вам необходимо авторизироваться

Рейтинги

Рейтинг доступен только для авторизованых пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.

Другие новости