в Тулуне -17,5°C 726 mmHg прогноз погоды пт., 10 января 2025 21:23 Курс валют $ 102,29 € 105,09 ¥ 13,69

Замкнутый круг

Новости Тулуна > Замкнутый круг


В конце 2015 года и в начале этого администрация города бодро рапортует о том, что аварийный жилой фонд расселяется. Шесть семей получили ключи от квартир, приобретенных на вторичном рынке жилья, в ноябре прошлого года, а в начале февраля еще 10 семей стали новоселами. Все вроде бы довольны и счастливы, благодарят администрацию и мэра за заботу.

Впрочем, не все жильцы аварийного фонда остались довольны. Например, 80-летней женщине дали квартиру, мягко говоря, убитую, на пятом этаже, в доме, который тоже бы не мешало признать аварийным из-за лопнувшей стены. Еще одной женщине пришлось выхаживать жилье через суд, так как, хоть и была у неё прописка в аварийном доме, но не было ордера на квартиру. Однако суд встал на пользу истицы и квартиру, причем в даже новостройке на Павлова, она получила.

Хождение по мукам

Меньше всего повезло, да можно сказать, не повезло совсем Марине Юрьевне Чередниковой. Квартиру в доме № 31 по ул. Совхозная она получила в 1994 году от железнодорожной поликлиники, где работала. В доказательство этому у неё есть ордер, да и регистрация места жительства у неё была по адресу Совхозная, 31 – 3. Однако так получилось, что Марине Юрьевне пришлось на время покинуть это жилье. С этого момента и началось её хождение по замкнутому кругу, по которому так любят городские чиновники гонять людей, особенно инвалидов.

- В 2005 году мне была сделана тяжелая операция, - рассказывает Марина Юрьевна, - и я переехала к родителям, поскольку мне требовался уход после операции. Практически училась жить заново, потому что операция была сложнейшая, и сейчас я инвалид 2 группы. Через год-два, когда мое здоровье более или менее восстановилось, я решила переехать от родителей, чтобы не стеснять их, но к этому времени в доме на Совхозной уже совершенно невозможно было проживать, все разваливалось. Я пошла в отдел по жилью и попросила забрать ордер на квартиру. Однако мне сказали, что наш дом стоит в программе по переселению из аварийного жилья, поэтому нужно собрать документы, подтверждающие, что я проживаю в нем. Это был, наверное, 2007 год. Я встала на учет. Кроме того, начала приватизировать квартиру, но так и не закончила это дело, потому что меня обворовали, некоторые документы были украдены. Однако в отделе по жилью мне сказали, что может и к лучшему, что я не сделала приватизацию, так как если квартира муниципальная, больше вероятности получить новое жилье (стоит отметить, что при расселении из аварийного дома новые квартиры должны получить и живущие по социальному найму, и собственники, хотя последним может быть предложена выкупная цена за их квартиру. – прим. автора). Я еще тогда удивилась, - продолжает Марина Юрьевна, - 20 лет в Тулуне ничего не строилось, и вдруг есть возможность получить квартиру. Мне ответили, что где была райбольница, будут строиться многоквартирные дома. В связи с этим на 2014 год запланировано переселение из аварийного жилья. В 2013 году мне пришла бумага о том, чтобы я собрала документы о подтверждении собственности квартиры, для получения договора социального найма. Сам ордер у меня забрали и не отдали, осталась только копия его. Пришлось потом писать заявление, чтобы ордер вернули, но отдали только его дубликат. Ну а так как в квартире на Совхозной невозможно уже было к тому времени проживать, я перебралась в съемное жилье - в малосемейное общежитие педколледжа.

Ваш ордер - фикция

В скором времени администрация колледжа потребовала у Чередниковой, чтобы она либо прописалась в этой комнате, либо освободила её. Марина Юрьевна оказалась в безвыходной ситуации: на Совхозной дом разваливается, родителей стеснять не хочется, из общежития выгоняют. В итоге, все-таки выписалась из своей квартиры и прописалась в малосемейке, вернее вынуждена была сделать так.

Именно этот шаг и стал роковым для неё - когда дом № 31 на Совхозной пошел под снос, и жильцов начали расселять, Марине Юрьевне Чередниковой отказали в предоставлении жилья, мотивируя тем, что она зарегистрирована на другом месте жительства, к тому же у неё нет договора социального найма – и этот факт посчитали наиглавнейшим при отказе. То, что у Марины Юрьевны есть ордер на квартиру № 3 в доме № 31 по ул. Совхозная, роли не играет, объяснили ей, заметив при этом, что ордер её всего лишь фикция, сейчас он абсолютно недействителен. Однако, по Жилищному кодексу, если ордер выдан до 2005 года, то этот документ действителен и в настоящее время. То есть, если жилое помещение было предоставлено до 1 марта 2005 года на основании ордера или иного акта местного органа исполнительной власти, то договор социального найма подлежал заключению (оформлению) в обязательном порядке. Впрочем, в заключении договора социального найма на квартиру в доме на Совхозной Марине Чередниковой тоже отказали, мотивируя тем, что она зарегистрирована по другому месту жительства. Когда Марина Юрьевна обратилась в УФМС, чтобы зарегистрироваться на Совхозной, ей и здесь отказали по причине якобы того, что дом аварийный и подлежит сносу. Однако работники УФМС явно покривили душой, так как законодательство не устанавливает запретов по данному вопросу, поэтому у граждан и на сегодняшний день имеется возможность прописаться в аварийном жилье. В подтверждение этого действует ФЗ от 25.06.1993 №5242-1, который не содержит нормы, запрещающей регистрацию в аварийном доме. Статья 8 данного закона называет перечень случаев, по которым право граждан на проживание может быть ограничено. В этот список регистрация в аварийном доме не входит.

Но, как мы видим, на практике все происходит по-другому. Если дом признан аварийным и включен в программу по переселению из аварийного жилья, жителям отказывают в регистрации, ссылаясь при этом на постановление муниципальной власти. Однако такой отказ может быть оспорен в суде, так как он не соответствует жилищному законодательству.

Запрет установлен только на приватизацию аварийных жилых помещений, согласно статьей 4 ФЗ от 04.07.1991г. №1541-1.

Игры в прятки

По словам Марины Чередниковой, у её соседки была почти аналогичная ситуация, с той разницей, что у соседки не было ордера на квартиру, но имелась прописка. В итоге, женщина через суд добилась, чтобы администрация города предоставила ей квартиру взамен аварийного жилья.

Обратилась Марина Юрьевна к юристу, который попросил предоставить ему необходимые документы, пообещал ознакомиться с ними и уже на основании этого сказать – есть ли вообще шанс добиться справедливости.

- Я понимаю, что услуги юриста стоят денег, - говорит Марина Юрьевна, - но так как я стеснена в средствах, обратилась к юристу, что работал в нашем учреждении. В итоге, документы он у меня забрал и… тишина. Почти два года я не могу добиться, чтобы он их мне вернул. Мало того, теперь этот юрист работает в городской администрации, и как мне объяснил сам, против руководства он не пойдет.

- Вот такая ситуация, - добавляет она. – Я уже на грани отчаяния. Мало того, почему-то мне приписали, что у меня есть доля в доме, где живет мама. Но это неправда, мы с братом, когда отец умер, свои доли на жилье подарили матери, есть дарственная. Потом мне сказали, что у меня якобы во владении дом. Но это тоже неправда, у меня вообще ничего нет в собственности, это можно легко проверить. Что касается комнаты в общежитии, то это нельзя назвать собственностью, её не разрешают приватизировать, нас периодически выгоняют оттуда, мы, можно сказать, незаконно там проживаем. Да я уже и не сопротивляюсь, я освобожу эту комнату в тот же день, когда мне предоставят жилье. Ведь оно же существовало, это жилье, ведь я стояла в программе по переселению из аварийного дома. Значит, кто-то другой вместо меня получил квартиру?

На грани отчаяния

Куда бы Марина Чередникова ни обращалась, практически везде натыкается на равнодушие и бюрократизм. Чиновники от администрации отказывают, мотивируя отсутствием регистрации по месту жительства и договора соцнайма. То, что имеется ордер на жилье, подтверждающий, что Марина Чередникова все-таки получила эту квартиру, что проживала в ней, была зарегистрирована там до определенного времени, для них не аргумент. То, что ей приходится ютиться в комнатушке малосемейки, где кроме неё проживают муж, дочь и внучка, роли для них абсолютно не играет. Она же прописана там, значит, жильем не обделена, считают в администрации города, значит, никаких квартир требовать не должна. Исходя из ст. ст. 51, 57 ЖК РФ, для реализации права на внеочередное получение жилья важен не факт регистрации (прописки), а факт отсутствия иных помещений в собственности или по договору соц. найма. То есть закон не требует выписываться и прописываться в аварийном жилье. Возможно, Марине Юрьевне стоило потребовать в УФМС отказ в регистрации в письменной форме. Этот документ стал бы подтверждением того, что её права были нарушены, и основанием для обращения в суд.

Впрочем, отчаявшаяся женщина считает, что все её попытки бесполезны, и справедливости она уже не добьется. По крайней мере, в нашем городе, говорит Марина Юрьевна, это точно бесполезно.

Всё больше и больше тулунчан обращается в редакцию по поводу нарушения их прав чиновниками. Недоверие к власти разрастается как круги на воде. Очень хочется, чтобы региональная власть обратила на это своё внимание и сделала соответствующие выводы. Иначе социальный взрыв неминуем.


Анастасия Бронникова
kompas-tulun.ru
0 Комментариев · · Для печати
Новость добавлена: AlexHo, Февраль 22 2016 19:13
Нравится
Комментарии
Нет комментариев.

Добавить комментарий

Для того чтобы добавить комментарий Вам необходимо авторизироваться

Рейтинги

Рейтинг доступен только для авторизованых пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.

Другие новости