«Русский фантом» - урок выживания
Новости Тулуна > «Русский фантом» - урок выживания
На сцене - все приметы ядерной зимы - такой, какой мы представляем ее себе по предположениям сведущих людей. Тех, кто знает о смертоносной силе некоторых видов оружия и последствиях его применения для всего живого на планете Земля. Если назвать это одним словом, можно сказать так: катастрофа, мировая катастрофа.Такую ситуацию, когда мир помертвел, утратил краски, когда солнечные лучи не пробиваются сквозь толщу пепла в атмосфере, - не дай бог пережить такое никому. Кровь стынет в жилах от одной только мысли о необратимости случившегося. Но вот раздается чей-то голос, голос виновника трагедии - технического гения, авантюриста, гордеца, безумца по фамилии Гарин. И облегченно вздыхаешь: это театр.
Почти столетие назад (в 1927 году) русский писатель Алексей Толстой написал свою версию глобальной катастрофы, наступившей по вине гения физики, изобретшего лазерный луч, который способен уничтожить все живое на большом расстоянии. «Научно-фантастический роман «Гиперболоид инженера Гарина» - невероятная история талантливого ученого, мечтающего обрести власть над всем миром при помощи созданного им теплового чудо-луча, оказавшегося в его руках грозным оружием...»
Роман волновал читательские умы весь двадцатый век - сначала смертоносный лазер воспринимался как абсолютно нереальный, затем к нам стала просачиваться информация о гениальном ученом-физике Николе Тесле, который производил невероятные, до сих пор потрясающие воображение эксперименты с электрической энергией и передачей ее (и других видов энергии, открытых этим ученым) на огромные расстояния.
Вполне возможно, что писателю были известны какие-то сведения о подобных опытах в России, пусть и менее впечатляющих, хотя наиболее вероятным кажется тот факт, что прообразом Петра Гарина стал легендарный серб Тесла, работавший в Соединенных Штатах. Так или иначе, в контексте научных открытий своего времени история, рассказанная нам Алексеем Толстым, уже не выглядит фольклорной сказкой, а для нас сегодняшних - тем более.
Поэтому сама основа, сама тема премьерного спектакля Иркутского музыкального театра кажется сегодня более чем актуальной - хотя тема добра и зла, их противостояния стара как мир.
Этот жанр определен как музыкальный блокбастер, написанный по мотивам романа Алексея Толстого (либретто В. Пучеглазова, музыка И.Левина).
Понятно, что материал адаптирован авторами и постановщиками к формату музыкального театра. Следует также указать, что Иркутск стал городом мировой премьеры спектакля - мюзикл под названием «Русский фантом» поставлен на сцене нашего театра впервые в России.
После пролога с «ядерной зимой» и раскаявшимся безумцем события на подмостках начинают свой обратный отсчет: перед нами возникают сцены из парижской жизни начала прошлого века. Светское общество смущено слухом о некоем русском ученом, который изобрел всесокрушающее оружие - смертоносный луч. Кто-то сразу видит в этом выгоду - возможность с помощью изобретения получить власть над миром; кто-то пугается, кто-то считает, что столь непредсказуемого человека проще уничтожить вместе с его опасным открытием.
В действие вовлечены самые разные слои общества - промышленные воротилы и русские разведчики, журналисты и полицейские, студенты и цветочницы, дамы света и уличные женщины, бандиты и король криминала, кафешантанные певицы и танцовщицы.
Появляется и возмутитель их спокойствия - русский гений Петр Гарин, имеющий множество двойников, которые сбивают с толку наемных убийц. По ходу событий в спектакле снова и снова настойчиво всплывают важнейшие для человечества этические вопросы: совместимы ли в одном лице «гений и злодейство», должен ли человек в своих дерзновенных изысканиях соблюдать меру, понимать «грань дозволенного», или ему позволено все? Какова мера ответственности за прозрения, опережающие время? Допустима ли идея «сверхчеловека», надмирного существа из числа смертных?
Но при всей серьезности поставленных проблем мы имеем дело с фактом искусства и сидим в уютном зрительном зале, не испытывая никакого дискомфорта, кроме эстетических и эмоциональных потрясений. И.пусть от одного только вида пылающих заводов (взрыв, разумеется, был устроен «стараниями» Гарина) у самых впечатлительных зрителей по спине бегут мурашки, пусть Гарин готов цинично поставить на карту весь мир - это лишь эффектные трюки осветителей, сценографов, актеров и всего постановочного коллектива...
Действительно, в спектакле немало режиссерских и технических находок и удачных актерских работ, начиная с роли Короля парижского криминала по прозвищу Гастон - Утиный Нос (народный артист России Владимир Яковлев), роковой женщины Зои (Александра Гаращук, Юлия Пихтина) и разведчицы Маши (лауреат Международного конкурса артистов оперетты и мюзикла Анна Рыбникова), промышленного магната Роллинга (заслуженные артисты России Николай Мальцев и Вячеслав Варлашов) и, конечно, Гарина (Александр Айдаров и Евгений Алешин).
Музыкальную основу спектакля, ярко и выразительно исполняемую оркестром, солистами и хором театра, дополняет и обогащает рок-группа Extrovert, помогают создать нужную атмосферу и пластические образы артистов и солистов балета, (хореографическое соло исполняют Мария Стрельченко, Татьяна Садовая, Юрий Щерботкин, Александр Ковалев).
Может быть, некоторые постановочные ходы вызывают внутреннее несогласие у зрителя. Скажем, надо ли было из Гарина делать пьяницу и дебошира, или это следует понимать как свидетельство внутреннего конфликта его сложной личности? Или: вот действие перенеслось из Парижа в Россию, в русский ресторан, и изображается она, Русь-матушка, какими-то лубочными красками, с непременными половыми в красных рубахах, хохломской росписью на заднике декораций и девушками в сарафанах, похожих на наряды массовки из ансамбля «Березка»? Именно так, непременно с этими красными рубахами, изобразили бы русский кабак где-нибудь на Западе - для пущей узнаваемости. Может, еще матрешек добавили бы и русскую гармонь. Но мы-то знаем о себе чуть больше и чуть иначе…
И все же в целом спектакль впечатляет. И пусть постановщики (режиссер Сусанна Цирюк, Санкт-Петербург, дирижер Сергей Царегородцев, хореографы и еще множество участников, отвечающих за сценографию и видеоарт, свет и костюмы, пластику и драматургию происходящего, за исполнение ролей и за множество обстоятельств и художественных деталей) - словом, пусть постановщики и актеры ставили перед собой вполне театральные задачи, и упрекать их в этом бессмысленно, - но то, что пробуждают они в зрителе, достойно уважения.
А пробуждают они чувство ответственности за себя и за человечество, как бы громко это ни звучало. Ведь не обязательно быть инженером Гариным, чтобы нанести непоправимый вред миру, природе, жизни на планете. Можно придумать массу других вредных, непоправимых вещей и из соображений сиюминутной выгоды осуществить их. Так многие и делают - вычерпывают недра и загрязняют воду, отравляют воздух и изобретают оружие. Но не обернется ли жажда обогащения против самих безумцев, а заодно против их детей, внуков, против соседей по планете?
Может, и нынешний кризис разразился как нельзя кстати - вот и придуманный безумцами наших дней адронный коллайдер помедлят запускать? Может, наш спектакль нужно скорее показать в Европе, чтобы уважаемые умные-преумные безумные ученые и вовсе передумали так рисковать нашими жизнями, если своих жизней им не жаль?
Любовь Сухаревская
© Байкальские Вести
http://news.babr.ru
Новость добавлена: Irinka, Апрель 09 2009 15:42
Добавить комментарий
Для того чтобы добавить комментарий Вам необходимо авторизироваться
Рейтинги
Рейтинг доступен только для авторизованых пользователей.
Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.
Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.
Нет данных для оценки.
Другие новости
- Приглашаем на обучение по вязанию основы для маскировочных сетей. 14 окт 2024 10:52
- Накануне праздника Дня народного единства дом культуры "Строитель" запускает... Вчера, в 21:20
- 2 ноября с 09:00 до 12:00 отключение электроэнергии для проведения работ. Вчера, в 15:05
- Уличная спортивная площадка «Бокс для всех» была открыта 1 ноября 2024 г. Вчера, в 12:30
- ПМС-183 заняла 3 место в конкурсе "Лучший вагон для проживания" для бойцов студенческих отрядов Вчера, в 10:56
- Сотрудники ПМС-183 в честь Дня пожилого человека поздравили пенсионеров предприятия с праздником. Вчера, в 10:54
- B Храмe Покрова Божией Матери г.Тулун находится честная глава святителя Иннокентия. Вчера, в 10:52
- Педагоги труда школы № 3 начали работу над шитьём аптечек первого эшелона. Вчера, в 10:24
- Школа №19 передала основу для маск.сети волонтерам "Тулунчане для Победы". Вчера, в 10:16
- Дополнительную меру соцподдержки семей с детьми планируют ввести в Приангарье Вчера, в 10:11
- Казаки соберутся на первый межмуниципальный слет Вчера, в 10:08
- Акции для школьников Вчера, в 10:07