в Тулуне -6,5°C 711 mmHg прогноз погоды сб., 18 января 2025 16:02 Курс валют $ 102,41 € 104,86 ¥ 13,93

Что ищет он на дне далеком, или золото, которого нет

Новости Тулуна > Что ищет он на дне далеком, или золото, которого нет
История с батискафами "Мир", которые занимаются на Байкале неизвестно чем уже второй год, требует, конечно, отдельного исследования. И, учитывая, сколько на развлечения господ экс-полярников тратится бюджетных денег, было бы неплохо, чтобы этими исследованиями занялись серьезные люди в голубых мундирах.

Однако шум, поднятый "исследовательской" экспедицией "Миров" вокруг находки нескольких разбитых вагонов, якобы перевозивших так называемое "золото Колчака" получил настолько серьезный резонанс, что требует незамедлительного и специального пояснения.

Понятно, что при отсутствии каких-либо внятных результатов двухлетних глубоководных заплывов, компании Чилингарова кровь из носу требуется как-то подогреть интерес к своей, не побоимся этого слова, глубоководной афере, однако спекуляция на мифе о колчаковском золоте явно выходит за рамки приличий.

Вообще, сам факт вывоза белой армией почти всего золотого запаса бывшей Российской империи произвел настолько неизгладимое впечатление на обывателей, что практически в каждой сибирской деревне по сей день бытуют легенды, так или иначе связанные с этим золотом. Стоит лишь завести речь о гражданской войне, как обязательно найдется старожил, совершенно точно знающий, что где-то тут, буквально за околицей, в 1919 году проходил "золотой обоз", и где-то вон там, под горой, изнемогающие от голода и болезней колчаковцы и спрятали все золото.

Более того – даже отдельные дипломированные историки пытаются подвести научный базис под идею "спрятанного" золота и зачастую указывают совершенно "точное" его местонахождение. Правда, в зависимости от источника и уровня его необразованности исследователей, место захоронения золотого запаса колеблется "гуляет" в широком диапазоне Транссиба – от Омска и до Сковородино, периодически делая виражи то в Тунку, то на Зею.

Существенно подстегивает воображение как обывателей, так и историков беллетристика советских времен, подробно и "достоверно" описывающая разнообразные приключения, связанные с тем самым золотом. Да и фильм "Золотой эшелон", хотя и снятый несколько не о том, и являющийся стопроцентным вымыслом, тоже напропалую цитируется практически всеми "исследователями".

Отбросим, однако, досужие фантазии, и разберемся, а есть ли вообще предмет дискуссии, то есть имелось ли то самое золото? И что ищет г-н Чилингаров на дне Байкала – а, главное, зачем?

До начала Первой мировой войны золотой запас Российской империи был крупнейшим в мире и составлял 1 миллиард 695 миллионов золотых рублей. При содержании золотого рубля в 0,774235 грамм золота, золотой запас представлял собой 1312 тонн чистого золота (напомним, сейчас в России в среднем в год добывается 120 тонн золота). Золотой запас представлял собой преимущественно золотые монеты, выпущенные со времен Екатерины II и вплоть до 1914 года. Хранение золота в монетах было очень удобно, так как позволяло легко считать требуемые суммы, кроме того, российский золотой рубль высоко ценился на мировом рынке.

Нельзя не сказать о том, что Первая мировая война, в которую Россия так бездарно ввязалась, существенно подкосила ее золотой запас. Николай II, будучи неспособным перенаправить собственную промышленность на военные рельсы, щедро тратил золото в обмен даже не на само вооружение, а на гарантии банковских кредитов, которые брались для закупки вооружения. Кредитовала Россию преимущественно Англия. В результате в британских банках за весь период Первой мировой войны осело 637 миллионов золотых рублей, а золотой запас России, с учетом добытого за годы войны золота, сократился до 1 миллиарда 101 миллиона рублей.

Основной валютный резерв страны до 1915 года был рассредоточен по крупнейшим банкам основных городов России. В 1915 году, ввиду быстрого наступления немецких войск и угрозы захвата золотого запаса (в первую очередь в Петрограде) золото было вывезено на восток. Большая часть золота оказалась в подвалах банка Казани. После Февральской революции 1917 года, решением Временного правительства, в Казань и Нижний Новгород был вывезен золотой запас и из других городов, а после Октябрьской революции все российское золото естественным образом перешло в руки большевиков.

Ввиду страшной неразберихи и отсутствия надежного транспорта большевики, однако, так и не сумели вывезти золотой запас из Казани и Нижнего Новгорода в Москву. 5 августа 1918 года войска полковника Каппеля захватили Казань, к 7 августа наголову разбили войска большевиков и взяли золотой запас. Бежавшие в спешке большевики успели прихватить с собой лишь 4 с половиной тонны золота. Белым досталось около 750 миллионов рублей в золотой и серебряной монете, слитках и других ценностях.

Золото сначала перевезли в Самару, потом в Уфу, а затем, после передачи всей власти в "белой России" вице-адмиралу Колчаку в ноябре 1918 года (то есть после фактического военного переворота), все захваченное золото было перевезено в Омск, где и поступило в полное распоряжение колчаковского правительства.

Золото хранилось в Омске до октября 1919 года, то есть до наступления красный войск. По данным Сибирского временного правительства, на начало 1919 года хранившаяся в банке часть золотого запаса составляла уже 650 миллионов рублей (503 тонны), и золотые ценности, не входившие в официальный золотой запас. Из этих денег на обмундирование и вооружение колчаковской армии было истрачено 68 миллионов рублей. Еще 128 миллионов Колчак разместил в иностранных банках, и судьба этих денег неизвестна до сих пор. Напомним, что в это самое время жена Колчака Софья Омирова голодала в Париже без средств к существованию, и для того, чтобы накормить единственного сына Колчака, была вынуждена продавать боевые награды адмирала.

42 миллиона рублей прикарманил атаман Семенов, все время правления Колчака старавшийся держаться независимой (то есть прояпонской) позиции. В сентябре 1919 года Семенов захватил в Чите колчаковский эшелон с золотом, направлявшийся в США для оплаты вооружения. Из этих денег 29 миллионов Семенов честно потратил на армию, правительство и свои развлечения, а остальное предусмотрительно передал японцам для помещения в банк. Грызня за возвращение этих денег длилась аж до 1940 года, причем размах скандала достиг высшего руководства Квантунской армии (генералы хотели откровенно забрать деньги в карман Японии). В скандал была вовлечена и японская политическая оппозиция, стремившаяся устроить козу правительству и вернуть деньги русским. Впрочем, независимый японский суд мудро постановил, что, будь живы Романовы, им бы деньги вернули, а так – нет.

Вернемся, однако, в октябрь 1919 года. Здесь и начинается часть истории золотого запаса, имеющая непосредственное отношение к Сибири. На грани краха Временного Сибирского правительства, ввиду реальной угрозы захвата Омска и крайне неустойчивого положения колчаковской армии на фронтах, Колчак принял решение об экстренной эвакуации. Золото было погружено в вагоны и отправлено по Транссибу на восток. Все золото вместе с охраной размещалось в 40 вагонах. Еще в 12 вагонах ехал обслуживающий персонал.

Отвлечемся на минуту от золотого миража и представим себя в это время на месте Колчака. С запада на его собранную с бору по сосенке армию давят превосходящие силы красных. Внутри самой армии – разброд и шатания, бывшим крестьянам надоело воевать хуже горькой редьки, преданные делу офицеры не видят перспектив и сражаются только за голую идею – однако внутренне уже готовы к эмиграции или даже сдаче. Бывшие пленные чехи, взявшие под контроль весь Транссиб от Новониколаевска до Иркутска, вооружены до зубов и крайне неприязненно относятся к Колчаку, устроившему им серьезные репрессии сразу после своего прихода к власти. Чехи понимают, что присвоить золотой запас им никто не даст – однако понимают и то, что они держат руку на кнопке и могут в мгновение ока блокировать Транссиб и устроить белым "кузькину мать" – то есть позволить красным их догнать. Вместе с золотым запасом. А еще чехи очень хотят домой...

В этой ситуации неудивительно, что у Колчака попросту опустились руки. Конечно, в современном российском (простите, михалковском) кино это никогда не покажут – но современники говорят о том, что в конце 1919 года Колчак представлял собой совершенно раздавленного, безвольного человека, злоупотребляющего морфием и мечтающего сбежать куда глаза глядят.

27 декабря 1919 года эшелон с золотом и Колчак прибыли в Нижнеудинск, где представители бывших союзников России по войне вынудили адмирала подписать отречение и передать золотой запас под контроль чехов. Именно с Нижнеудинском связана часть легенд о золотом запасе – якобы, предвидя неизбежную сдачу, Колчак пытался либо сохранить часть российского золота для будущей монархии, либо, по версии более приземленных товарищей, попросту припрятать кое-что для себя. Представляется им это так – не доезжая до Нижнеудинска, эшелон останавливается посреди тайги, где-то в тайге копается яма (конец декабря!), и туда складируется часть золота. И ни один человек из более чем трехсот охранявших поезд солдат и офицеров и двухсот человек сопровождающего золотой запас персонала об этом ничего не помнит...

Сейчас, по прошествии 90 лет, вероятно, уже можно без эмоций оценивать поведение Колчака в этой ситуации. Фактически отдать большую часть российского золота иностранцам – вряд ли такой поступок можно назвать патриотичным и достойным русского офицера. Есть мнение, что проще было застрелиться...

Дальнейшая судьба опального адмирала известна. А вот с золотом чехи поступили весьма предсказуемо – они начали торговаться. Торговля закончилась 7 февраля 1920 года – в обмен на 409 миллионов золотых рублей чехи получили от большевиков гарантии их беспрепятственного возвращения на родину. По 5 с лишним тысяч рублей за каждого чеха. Недорого.

5 миллионов рублей испарились в неизвестном направлении при транспортировке из Омска в Иркутск. Судьба этих денег загадочна, и именно она и вызывает слухи и домыслы о захороненном под Нижнеудинском кладе. Вместо 5 миллионов в опечатанных ящиках были обнаружены кирпичи – на каком этапе исчезло почти 4 тонны золота, совершенно непонятно. Есть, правда, мнение, что это золото было похищено чехами по пути эшелона из Омска в Иркутск – причем этого мнения придерживался и Сталин, официально обращавшийся в 1936 году к чешскому правительству в надежде его усовестить. Правительство отделалось молчанием.

Надо сказать, что процесс воровства золотого запаса на этом не закончился. Уже после передачи золота большевикам, при его транспортировке из Иркутска в Казань, в карманах охранявших эшелон красноармейцев бесследно исчезло 35 миллионов рублей. Нормальная советская утруска и усушка. Карманы оказались большими (или их было слишком много), раз смогли вместить 27 тонн золота...

Дальнейшая судьба золотого запаса имеет мало отношения к рассматриваемой теме. Однако нельзя не заметить, что большевики обращались с золотом куда более свободно, чем император или Колчак. По дополнительному протоколу к позорному Брестскому миру, Россия лишилась не только своих западных областей, но и подарила Германии 320 миллионов золотых рублей. Впрочем, большевики успели отправить за рубеж лишь чуть больше трети этой суммы – Германия проиграла войну, и дальнейшие выплаты были бессмысленны. Золото, доставленное в Германию из России, было передано во Францию. Кстати, уже в 1997 году российское правительство не только отказалось от претензий на эти деньги, но и выплатило Франции компенсацию в 400 миллионов долларов за французскую интервенцию России в 1918-1920 годах.

Ну, а кроме того, большевики подарили отделившейся Прибалтике в общей сложности 21 миллион золотых рублей. На новоселье, так сказать. И еще 30 миллионов – Польше. 260 миллионов рублей из золотого запаса молодая советская Россия потратила на закупку за рубежом паровозов. По свидетельству очевидцев, сумма закупки каждого паровоза превышала его официальную стоимость в 3-4 раза, а суммы откатов достигали 40-50%...

Но вернемся к Чилингарову. Как следует из изложенной выше и достаточно общеизвестной истории колчаковского золота, эшелон с золотым запасом никогда не продвигался восточнее Иркутска. А, значит, он никогда не был - и быть не мог! - на берегу Байкала. Поэтому никакого "золота Колчака", при всей нашей любви к тайнам и секретам, на дне Байкала тоже быть не может. А про состав, который там с такой помпой "нашли" Миры, было известно еще... короче говоря, ой, как давно. Состав, по словам иркутских историков, ушел под лед во время переправы через Байкал по пути, проложенному по льду. Задолго до революции.

Знает ли об этом Чилингаров? Конечно, знает. Он же нормальный образованный человек, и даже, как говорят, читает Интернет. Возникает вопрос – зачем заслуженный полярник дурачит общественность? Ведь с таким же успехом он может искать могилу Чингиз-хана где-нибудь в Ладоге.

Ответ очевиден. Примерно с той же целью наши поп-звезды генерируют слухи о своих разводах и любовных скандалах. Но Чилингарову-то должно быть стыдно. Он же не Киркоров, прости господи...


Дмитрий Таевский

© Информационный центр "БАБР.RU"
http://news.babr.ru
0 Комментариев · · Для печати
Новость добавлена: Irinka, Сентябрь 10 2009 14:40
Нравится
Комментарии
Нет комментариев.

Добавить комментарий

Для того чтобы добавить комментарий Вам необходимо авторизироваться

Рейтинги

Рейтинг доступен только для авторизованых пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.

Другие новости