в Тулуне -5,3°C 722 mmHg прогноз погоды пт., 1 ноября 2024 03:41 Курс валют $ 97,44 € 105,84 ¥ 13,64

Водный голод в середине века

Новости Тулуна > Водный голод в середине века
Иркутские ученые призывают экономить «источник жизни»

«Вода – источник жизни» – к сожалению, мы редко задумываемся над этой старой как мир истиной. Между тем научная общественность бьет тревогу: нехватку воды сегодня испытывает 40% населения земного шара. К 2025 году, по прогнозу экспертов, две трети жителей планеты будут страдать от водного голода. В Иркутской области имеются колоссальные запасы озерной и речной воды. Мы входим в пятерку ведущих регионов в стране по водноресурсному потенциалу. И статус этот с годами будет только расти, так как вода станет основным фактором, определяющим развитие экономики и социальной сферы. По мнению ученых, готовиться к водному кризису надо уже сейчас, а начинать следует с формирования культуры бережного отношения к ценнейшему природному ресурсу.

Компромиссы водного царства

В современном обществе у воды двойственная роль. С одной стороны, это жизненная потребность человека, с другой – ресурс, без которого невозможно производство. Соответственно водоснабжение делится на питьевое и хозяйственное. Обеспечить равный доступ к воде всем ее пользователям – энергетикам, речникам, промышленным предприятиям, садоводствам, жителям – задача не из легких. И лежит она на плечах Росводресурсов. В нашем регионе эта федеральная служба представлена Иркутским территориальным отделом водных ресурсов Енисейского бассейнового водного управления.

– Крупнейшее озеро планеты Байкал, бассейны рек Ангары, Лены, Нижней Тунгуски – именно этот богатый природный квартет снабжает Иркутскую область водой, – рассказал начальник отдела Михаил Людвиг. – И объемы потребления постоянно растут. Так, в 2008 году в регионе было забрано 1,3 млрд. кубометров воды, что на 11% больше, чем в 2007-м.

Однако воду государство просто так никому не дает. Все пользователи платят так называемый водный налог, а с 2007 года введена плата за водопользование. За прош-
лый год Иркутская область с их помощью пополнила федеральную казну на 895 млн. рублей. По словам Михаила Людвига, сумма эта каждый год колеблется в зависимости от числа водопользователей и их потребностей в водных ресурсах:

– С 5 сентября была остановлена работа одного из крупнейших наших налогоплательщиков – Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. От этого общая сумма водного налога серьезно «похудела». За последние два года мы потеряли более 100 водопользователей, сейчас их у нас осталось порядка 370. Причин много: предприятия распадаются, более мелкие – объединяются, происходят многочисленные реорганизации, смена форм собственности и т. д. Более 70% наших экс-водопользователей занимались сельским хозяйством, остальные работали в пищевой промышленности и ЖКХ.

Благополучие водоснабжения в Иркутской области во многом зависит от эксплуатации водохранилищ Ангарского каскада ГЭС. Для того чтобы мы не страдали от дефицита воды в засушливый год и от ее избытка – в многоводный, нужно постоянно вести расчет полезных запасов в трех наших водохранилищах, соблюдать минимальные и максимальные отметки их наполнения, регулируя режимы сбросов ГЭС.

– Режим регулирования уровня воды озера Байкал и Иркутского водохранилища ограничен отметками – 456 и 457 м. Они были утверждены Правительством РФ в 2001 году, – пояснил Михаил Людвиг. – Безусловно, одного метра для удовлетворения интересов всех водопользователей очень мало. У энергетиков, транспортников, речного, рыбного и сельского хозяйства разные требования по уровню воды. Чтобы никого не обидеть, мы каждый год на заседаниях межведомственной рабочей группы ищем «водный» компромисс.

Деньги на воду

Любой водный объект – это живой организм, который требует заботы и внимания, а в случае их отсутствия начинает капризничать. Реки, например, размывают берега и подтапливают, а то и стирают с лица земли населенные пункты.

– Жители 14 поселков Тайшетского района каждый год страдают от весеннего половодья и паводков. Особенно интенсивное и опасное для людей берегообрушение отмечено на реке Бирюсе в деревнях Соляная, Талая, Старый Акульшет, Тремино.

На реке Иркут в таком же положении находятся поселки Смоленщина, Максимовщина и Введенщина, – рассказал Михаил Людвиг.

Ежегодно на решение этих проблем Приангарье из федерального бюджета получает порядка 70 млн. рублей. В 2008-м больше половины субвенций мы потратили на расчистку русла реки Ии и строительство защитной дамбы высотой 4 м, которая в период паводка будет защищать Тулун.

Порядка 20 млн. рублей израсходовано на расчистку и углубление русел рек Иды в поселке Бохан и Куды в поселке Усть-Ордынский, в результате чего удалось серьезно увеличить пропускную способность этих водных объектов.

Кроме того, на федеральные деньги были выполнены проекты по расчистке русла реки Киренги и ее протока в створе села Казачинское, по берегоукрепительным работам на реке Олхе Шелеховского района, по выпрямлению русел двух рек в Усть-Ордынском округе – Заларинки в поселке Новонукутский и Иды в селе Заглик.

В этом году планируется завершить работу на реках Ие в Тулуне и Куде в поселке Усть-Ордынский, расчистить русло ручья Тиман в Зиме, выпрямить русло реки Уды и ее протока Застрянки у Нижнеудинска, выполнить проекты по расчистке русла реки Зуевский Ключик и ее притока в Тайшете. На эти цели, по словам Михаила Людвига, из федеральной казны мы получили 72 млн. рублей:

– К сожалению, часть наших крупных заявок из-за кризиса осталась без финансирования. В том числе расчистка русла реки Иркут и разработка проекта по берегоукреплению Бирюсы. Это самые проблемные водные объекты региона, и они требуют серьезных денежных вложений.

Приватизация водоемов

В эффективности «водных инвестиций» в Росводресурсах не сомневаются. Руководитель федеральной службы Рустэм Хамитов недавно заявил, что каждый рубль, направленный на охрану водных ресурсов, окупается в пять раз.

– Вкладывая средства в строительство защитной дамбы, мы снижаем риск экономических потерь, которые неизбежны в результате наводнений и паводков, – подтвердил Михаил Людвиг.

По его словам, еще большую эффективность «водному рублю» может придать частно-государственное партнерство в сохранении водных ресурсов. Так, природоохранными обязательствами – обустройством выгребных ям, очистных отстойников и т. д. – должно сопровождаться любое жилищное строительство в прибрежной зоне, а также приватизация водоемов, легализованная новым Водным кодексом РФ. Напомним, в России с 2007 года разрешается стать владельцем замкнутого водоема (не связанного с другими водными артериями), плату за пользование водой из приватизированного пруда частник устанавливает сам.

– Пока в Иркутской области не куплено ни одного водоема, хотя желающие были, – отметил Михаил Людвиг. – Интересовались, к примеру, прудом, расположенным в районе Балаганска, на вершине горы. Однако геологи подтвердили, что он питается не
осадками, а подземными водами, а значит, не подлежит приватизации. То же самое можно сказать и про обводненный карьер в Шелехове, который находится в пойме реки Иркут и имеет с ней гидравлическую связь. Вообще я крайний противник приватизации водных ресурсов. Ведь если приватизировать воду, можно приватизировать все что угодно, я имею в виду ее важность как источника жизни.

Американские танкеры с сибирской водой

К середине XXI века, по мнению ученых, вода станет более ценным природным ресурсом, чем нефть и газ.

– Наша страна занимает по речному стоку второе место в мире после Бразилии, – говорит заместитель директора по научной работе Института географии СО РАН Леонид Корытный. – Однако Россия неравноценно обеспечена водными ресурсами. Особенно остро проблема с водой стоит в промышленных городах, расположенных на юге и в европейской части страны.

Сибирь в этом смысле занимает выгодное положение. И конкретно Иркутская область, которая входит в пятерку ведущих регионов по водноресурсному потенциалу: объем речного стока составляет 310 кубических километров в год.

По словам ученого, до некоторых стран и российских регионов водный кризис уже добрался. Доказательство тому – массовое использование бутилированной воды и опресненной морской. Есть водный голод и в Иркутской области. Так, Черемховский, Куйтунский и ряд районов Усть-Ордынского округа сегодня испытывают дефицит воды. Крайне тревожит ученых и тот факт, что порядка 10% жителей области пользуются привозной водой.

Но главной проблемой Приангарья является загрязнение водных объектов, прежде всего Ангары и ее водохранилищ, ведь по объему спускаемых туда без должной очистки сточных вод они уступают только Волге.

– Нехватка качественной воды совсем скоро может стать одним из основных факторов, лимитирующих развитие экономики и социальной сферы. И чтобы нам оставаться в числе перспективных регионов, нужно в корне поменять свое отношение к воде, – считает Леонид Корытный. – Ко мне в прошлом году обращались американские фирмы с просьбой оценить возможность использования водных ресурсов Сибири и Дальнего Востока для снабжения чистой водой США. Представляете, иностранцы даже готовы пускать сюда танкеры для забора воды!

Ученый уверен, что противостояние водному кризису нужно начать с формирования культуры бережного отношения к ценнейшему природному ресурсу:

– Мы не умеем экономить воду – забываем вовремя закрыть кран, починить протекающий бачок. Вместо того чтобы пенять на кризис и бездействие властей, человек должен задуматься над тем, что он делает для счастливого будущего своих детей и внуков, которое во многом зависит от воды.


Общая вода – общие возможности

В России Международный день воды 22 марта отмечается с 1995 года. Его цель – заострить внимание людей на проблемах рационального использования и охраны водных ресурсов, сохранения и восстановления водных объектов и экосистем водных бассейнов.

Период 2005–2015 годов Генеральная Ассамблея ООН объявила Международным десятилетием действий «Вода для жизни», что должно способствовать развитию международного сотрудничества в решении актуальных проблем, связанных с водой. День воды в 2006 году прошел под девизом «Водные ресурсы и культура». Тема праздника в 2007-м – «Решение проблемы дефицита воды».

В 2008-м его лозунг – «Водные ресурсы и санитария».

Девиз нынешнего Дня воды – «Общая вода – общие возможности». Это значит, что особое внимание будет уделяться трансграничным водам. По данным экспертов, сегодня 263 озерных и речных бассейна затрагивают территории 145 стран и охватывают почти половину поверхности нашей планеты. Огромные резервуары пресной воды бесшумно пересекают границы в подземных водоносных горизонтах.

За последние 60 лет было подписано более 200 международных соглашений по воде, в том числе между правительствами России и Китая о рациональном использовании и охране трансграничных вод. Документ появился после чрезвычайного происшествия двухлетней давности на реке Амур. Тогда жители Хабаровского края массово перешли на бутилированную воду, так как водозабор, снабжающий их питьевой водой, был загрязнен химическими сбросами предприятий Поднебесной.

В Иркутской области тоже есть трансграничные водные объекты. Помимо озера Байкал в их число входят реки Ангара, Нижняя и Подкаменная Тунгуски (их мы делим с Красноярским краем), Лена (с Республикой Саха (Якутия), Иркут, Китой, Витим (с Республикой Бурятия), Чара (с Забайкальским краем).

Оксана Хлебникова
Фото: Лариса Федорова
0 Комментариев · · Для печати
Новость добавлена: AlexHo, Март 20 2009 11:19
Нравится
Комментарии
Нет комментариев.

Добавить комментарий

Для того чтобы добавить комментарий Вам необходимо авторизироваться

Рейтинги

Рейтинг доступен только для авторизованых пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.

Другие новости