Таёжная диспропорция
Новости Тулуна > Таёжная диспропорция
Прибыль от заготовки сибирского леса уходит на сторонуАвтор: Георгий КУЗНЕЦОВ
Иркутская область рубит деревьев больше всех в России. Мы – единственный субъект Федерации, ведущий счёт ежегодно вырубаемому лесу десятками миллионов кубометров. В прошлом году, к примеру, заготовили немногим более 20 миллионов кубометров древесины. Но бывало, что и под 25 миллионов кубов за год вырубить успевали. Даже красноярцы от нас далеко отстали. Мы – чемпионы! И хотя расчётная лесосека области (по утверждению лесопромышленников) позволяет заготавливать древесины в два и даже в три раза больше, чем сегодня, у меня лично лесорубное чемпионство вызывает тревогу вместо гордости.
Фото: Николай БРИЛЬ
Не получается у меня гордиться миллионами срубленных деревьев, потому что, во-первых, живой лес, в том числе и старый, перестойный, формирующий естественную природную среду, я люблю гораздо больше срубленного. Во-вторых, потому что расчётная лесосека – величина «лукавая» уже по самой своей природе. А если принять во внимание, что лесоустройство в последние десятилетия проводилось в нашей области лишь на некоторых локальных участках, а потом полученные результаты экстраполировались на все 60–70 миллионов гектаров лесопокрытых земель, то станет понятно, что расчётная лесосека области – величина, скорее, прикидочная. Её можно использовать как приблизительный ориентир, но не как руководство к прямому действию.
Можно перечислять ещё и «в-третьих», и «в-десятых», но главное то, что покидающие область эшелоны с лесом и лесопродукцией не вызывают у меня бурной радости, потому что большую часть нашей тайги вырубают... чужие. Нет, с бензопилой у пня стоят пока ещё наши (хотя гастарбайтеры к тайге уже присматриваются), но командуют в лесосырьевых базах и владеют спиленными деревьями – чужие. Поэтому образующаяся от вырубки, а где-то и от переработки древесины прибыль бурными финансовыми потоками утекает в Москву, в Питер, в Китай, на Кипр и прочие экзотические острова.
Нам остаётся, правда, немного (по сравнению с вырубками) налогов и некоторые обязательные платежи. Но этих денег не хватает на полноценное, беспроблемное ведение лесного хозяйства и обеспечение достойной жизни лесоводов. Может быть, ещё и потому, что объёмы остающихся финансовых средств зависят не только от действующего законодательства, но и от наличия совести у хозяев?
Владимир Шкода, руководитель агентства лесного хозяйства Иркутской области, мою тревогу и чувства по отношению к живому лесу понимает, но не вполне разделяет.
– Вы не хуже меня знаете, что Россия следует принципу неистощимого использования лесов, – говорит он. – А это значит, что сколько леса из природы мы изъяли, столько же обязаны восстановить.
– Это только декларация, – замечаю я.
– Нет. Не только, – возражает Владимир Николаевич. – Крупные лесозаготовители, арендующие леса на полвека, восстанавливают всё, что вырубили. Наш отдел воспроизводства лесов очень чётко отслеживает количество изъятого леса, организует и контролирует его восстановление. Посадочного материала в области достаточно. Есть запас семян. В этом плане мы обеспечены полностью. Правда, мы теряем лесные площади при пожарах. Их «закрыть» бывает очень сложно.
Чтобы «закрыть» выгоревшие лесные площади, чтобы провести наконец-то тотальное лесоустройство и посчитать, чего, где именно и сколько конкретно у нас к настоящему времени осталось, чтобы вовремя и в полном объёме проводить весь комплекс лесохозяйственных работ, не приносящих сиюминутной прибыли, нужно много денег. Но про экзотические офф-шорные острова, которые беззаветно любит российский бизнес и накачивает их «деревянными рублями», речи нет. Там финансовые потоки то ли испаряются на жаре, то ли теряются в песках, как некоторые реки в пустынях. Отыскать и тем более извлечь оттуда сибирские деньги – затея гиблая. Другое дело Москва, в которую впадают главные зауральские финансовые потоки. Соединяясь, они образуют в столице мощный финансоворот, в котором с большим удовольствием купаются «люди, принимающие решения». Из этого финансоворота в Сибирь возвращаются слабенькие ручейки субвенций, в том числе и на реализацию полномочий по ведению лесного хозяйства, переданных регионам с федерального уровня в соответствии с новым Лесным кодексом.
Фото: Николай БРИЛЬ
На берега столичного финансоворота регулярно ездят руководители лесных регионов и их полномочные представители. Зауральские «ходоки» объясняют одному министру, что сосна – не морковка. Посеянная весной, она не успеет поспеть к осени. За сосной, чтобы правнуки могли прибыль получить, надо сто лет ухаживать. Надо беречь её от гуляющих по лесу идиотов со спичками, от прожорливого сибирского шелкопряда, а ещё больше – от расплодившихся хуже шелкопряда «чёрных» лесорубов. Другому чиновнику полпреды рассказывают, что для превращения срубленной сосны в денежный поток её как минимум надо вывезти из леса. А дороги стоят дорого, поэтому москов-ские, питерские и островные лесорубные начальники на строительство дорог не тратятся. Рубят лес за огородами, а там он уже кончается. Просят хоть чуть-чуть приоткрыть заслонку на ручейке субвенций, чтобы новой дорогой заманить лесорубов в тайгу поглубже.
Третьему, стряхивающему с волос прилипшие доллары, евро и юани, толкуют что-то про выгодность глубокой переработки древесины в местах её заготовки, а не в Китае, и что целлюлозой по мировым ценам торговать правильнее с места её производства, а не с Кипра.
Федеральные чиновники с региональными не спорят. С прописными истинами соглашаются. Обещают сделать хоть и не всё, что у них просят, но всё, что смогут. И слово держат так же крепко, как деньги, полученные от вырубки иркутских лесов.
На прошлой неделе, к примеру, федеральное правительство «смогло» внести на рассмотрение в Государственную Думу проект Закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». В случае его принятия общий объём средств, выделяемых на ведение лесного хозяйства страны (читай: на охрану, защиту и воспроизводство российских лесов)... сокращается(!) по сравнению с предыдущим годовым бюджетом, даже после внесения в него последних, сентябрьских поправок, примерно на 20 процентов. А совокупный объём лесных субвенций, направляемых в регионы для реализации отдельных лесных полномочий, переданных им из федерального центра в соответствии с новым Лесным кодексом, уменьшится, по кругу, на 15 процентов.
Усомнившись, что правильно разобрался с многозначными числами, попытался получить по телефону комментарии опытных людей: федеральных чиновников, депутатов Госдумы. До чиновников не дозвонился. Благодаря прочным заслонам из пресс-служб, на это могут потребоваться не часы, а недели. Но и ответившие на мои звонки депутаты не решились комментировать проект бюджета сходу, попросили время на изучение и осмысление новых сумм.
Гораздо оперативнее исполнительной и представительной власти оказалась, как всегда, «зелёная» общественность. Уже 30 сентября, в день внесения бюджетного законо-проекта в Государственную Думу, лесной форум Гринпис России «вывесил» на своём сайте (со ссылкой на сайт Министерства финансов РФ) интересующую меня информацию в систематизированном виде. При этом сослался, что «для сравнения взяты соответствующие показатели федерального бюджета 2009 года в редакции законопроекта № 255734-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», одобренного Советом Федерации 25 сентября 2009 года.
Предложенным на рассмотрение Госдуме законопроектом, по данным Гринпис, предполагается, в частности, сократить расходы:
– на выполнение функций подведомственными Рослесхозу бюджетными учреждениями – на 44,8%;
– на мероприятия по землеустройству и землепользованию – на 36,7%;
– на международное сотрудничество – на 61,4%;
– субвенции на реализацию отдельных полномочий в области лесных отношений сократить равномерно по всем субъектам Российской Федерации – на 15%.
Любопытно, что проект нового бюджета, по предложенной Гринпис выборке, предлагает оставить без изменения расходы на содержание центрального аппарата Рослесхоза, находящегося в Москве, но сократить их на 6,7% для территориальных органов, разбросанных по необъятным лесам России. Впрочем, в дискуссии на лесном форуме сотрудник Гринпис признаётся: «Если быть совсем точным, то расходы на содержание центрального аппарата Рослесхоза тоже сокращаются... на 500 рублей, или 0,0013%. Я просто округлил слегка, но, думаю, это не существенно. Повторюсь: это по сравнению с бюджетом 2009 года и с учётом ожидающихся в ближайшие дни поправок. Если сравнивать с действующей версией бюджета 2009 года, то цифры будут немного другими, но именно немного».
Есть в предлагаемом на будущий год «лесном» бюджете, к счастью, и один отрадный факт: расходы на среднее профессиональное образование предлагается не сократить, а увеличить на 60,3%! Дело в том, что за годы бесконечных и непродуманных реформ государственного управления лесами, начавшихся в 2000 году ликвидацией самостоятельной Федеральной службы лесного хозяйства, которая существовала в разных ипостасях и при разных общественных строях примерно 200 лет, огромное количество специалистов-лесоводов ушло в другие отрасли. В том числе и в лесную промышленность, где работа спокойнее, но платят несопоставимо больше. А к управлению лесами, в том числе и на федеральном уровне, всё чаще приходят «чужие». Такие слова, как «экосистема», «среда обитания» (если она не относится к их личным коттеджным участкам, конечно), для них не более чем «зелёные сопли». И сибирская тайга – в их понимании – не более чем крупнейшее на северном полушарии планеты... месторождение брёвен. Ничем другим я не могу объяснить бесконечное стремление государства вырубать леса как можно больше, а тратить денег на поддержание его в живом состоянии – как можно меньше. Не получается рассмотреть в этом принципа неистощимого использования лесов.
Ещё недавно мы на полном серьёзе строили коммунизм. Каждый гражданин в отдельности понимал, что это хоть и красивая, но откровенная ложь, а все вместе делали вид, что в коммунизм верим, что коммунизм строим. Сказать иное было бы «кощунством» и «политической близорукостью» с соответствующими организационными, а порой и с судебными выводами. Теперь, особенно после ликвидации в 2000 году самостоятельных Федеральной службы лесного хозяйства и Госкомприроды, принято считать, что Россия ведёт рациональное и неистощимое природопользование.
Новость добавлена: AlexHo, Октябрь 07 2009 07:59
Добавить комментарий
Для того чтобы добавить комментарий Вам необходимо авторизироваться
Рейтинги
Рейтинг доступен только для авторизованых пользователей.
Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.
Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.
Нет данных для оценки.
Другие новости
- ?Чтобы новогодние приготовления не принесли разочарования, а деньги на подарки... Вчера, в 18:40
- ?На номер 122, где сейчас работает горячая линия по энерготарифам за 3 дня уже... Вчера, в 16:45
- ?25 декабря с 13:00 до 17:00 из-за отключения электроэнергии на насосной... Вчера, в 16:35
- ? С 19 по 22 декабря в г. Шелехов прошел Межрегиональный турнир по боксу, в... Вчера, в 16:35
- К ребятам Подготовительного отделения Тулунской ДХШ постучалась новогодняя сказка,. Вчера, в 15:42
- Услуги городского транспорта станут дороже. Вчера, в 14:05
- Дорогие Тулунчане! Мы обращаемся к вам за помощью! Вчера, в 13:36
- Женский клуб. Подведение итогов года Вчера, в 13:10
- В Тулуне состоялась важная информационная встреча! Вчера, в 13:10
- Ярмарка вакансий в СИЗО № 5 г. Тулуна Вчера, в 13:09
- В г. Тулуне и Тулунском районе прошла ярмарка вакансий АО "РН-РемСтройИнжиниринг" Вчера, в 13:07
- Тулунская межрайонная прокуратура проверила исполнение законодательства о противодействии коррупции. Вчера, в 12:42