в Тулуне -10,3°C 722 mmHg прогноз погоды сб., 16 ноября 2024 02:42 Курс валют $ 100 € 105,71 ¥ 13,8

Будьте толерантными и нетерпимыми

Новости Тулуна > Будьте толерантными и нетерпимыми
Шведские педагоги представили необычный проект для школьников.

Психологи давно твердят: разговаривайте с подростками! Во-первых, узнаете много интересного. Во-вторых, во время разговора (а лучше дискуссии) наконец сработают все ваши воспитательные приемы. Главное — общаться на равных. Эту простую истину снова доказали шведы, представив на последней книжной выставке Non/Fiction необычный проект для школьников «Имеет значение». Он объединяет в себе обучение толерантности и нетерпимости, социальной активности и ответственной пассивности. Шведы опробовали методику на своих тинейджерах, и первая страна, куда ее повезли, — Россия.

Премьер слушает радио

В 1997 году тогдашний премьер-министр Швеции услышал по радио, что многие шведские подростки понятия не имеют о Холокосте. Премьер ужаснулся и повелел создать просветительскую организацию, которая бы занималась памятью о холокосте и воспитывала в новом поколении толерантность и нетерпимость к расизму. Так в Швеции появился форум «Живая история», которому сразу придали правительственный статус.

Спустя 10 лет в рамках этого форума возник проект «Имеет значение» (по-шведски Spelar Roll — «Играет роль»). Отталкиваясь от исторических примеров геноцида, его авторы переносят проблематику в нынешние реалии и говорят со школьниками о пассивности и ее последствиях. Главный персонаж тут — Наблюдатель, который либо вмешивается в ситуацию, либо остается в стороне.

Участники проекта проводят семинары для учителей (в первую очередь истории и обществознания), чтобы уже те донесли мысль до своих учеников. Для этого долго собирали и отрабатывали учебный материал: книги, видео¬фильмы, упражнения… На родине программа охватила довольно много школ, а в Россию попала по инициативе посольства Швеции. «Нас впечатлило, что в концепции проекта заложено не стремление давать оценки, выносить суждения о людях и их поведении, а стимуляция рефлексии у ребенка», — поясняет координатор культурных проектов посольства Швеции Лидия Стародубцева.

Сначала в ЦДХ провели семинар для московских учителей. Руководитель проекта Кристина Гамсторп рассказывала, что основная задача — помочь ученикам анализировать свое действие и бездействие. Для этого вспоминают близкие им жизненные ситуации и вместе их прорабатывают. А на следующий день на тренинге Кристина встретилась лицом к лицу с российскими подростками.

О людях и собаках

Началась дискуссия с того, что Кристина высказывала утверждения, а ребята соглашались или нет. Для этого на входе каждому выдали зеленую и красную карточку. Объяснили: голосовать руками, как мы привыкли, — не пойдет. Нужно, чтобы все подняли руку с карточкой и при этом не видели, как голосует сосед. «Если все будут что-то делать, я тоже буду делать это вместе со всеми»: красно-зеленый лес рук — мнения разделились. «Если я бездействую во время преступления, я становлюсь его соучастником»: многие поднимают сразу две карточки — значит, сомневаются.

«Надо же, вы голосуете совсем не так, как шведские школьники!» — поражается Кристина и просит как можно точнее переводить ей то, как дети объясняют свое решение. Потом приводит простейший пример: «Если на улице два человека бьют другого человека, далеко не все свидетели вмешаются. А если два человека будут бить собаку — каждый выразит протест. Почему так получается?». Осмелев, девочка лет 14: «А может, кто-то сам себя ведет или так выглядит, что провоцирует агрессию!». «Да, человеку свойственно перекладывать вину на жертву», — вздыхает Кристина и рассказывает о реальном событии, которое из-за своей кошмарности вошло в учебники по социальной психологии как пример губительного массового равнодушия. В 1964 году в Нью-Йорке рано утром на улице маньяк убил девушку по имени Китти Дженовезе. Нападение продолжалось 30 минут, и тому было 38 свидетелей. Ни один из них не вмешался и не вызвал полицию.

Жизнь как треугольник

— А сейчас, пожалуйста, назовите причины, по которым мы НЕ вмешиваемся в происходящее!

Старшеклассники пишут на бумажках слова, и клеят их на рисованный силуэт человека: «страх», «эгоизм», «равнодушие», «безжалостность», «интерес: а что будет дальше?». Кого-то в задних рядах осеняет: «Когда мы смотрим жестокие видеоролики в YouTube, получается, что мы — наблюдатели. Значит, тоже, как бы, участвуем?».

Днем ранее на семинаре для учителей Кристина объясняла: быть наблюдателем — нормально. Но только если ты сам это осознаешь. То, как даже один человек может изменить ход событий, она показывает на примере треугольника: «Жертва — Преступник — Наблюдатель». Все мы по очереди оказываемся в каждой из этих ролей и решающая роль — у Наблюдателя. Именно от него зависит, в какую сторону повернется ситуация.

Предварительно справившись, какого возраста в зале будут дети, Кристина приготовила фотографию, где изображены два повешенных негра и глазеющая толпа белых. «Это - линчевание…» — начинает она. Замешательство. Некоторым приходится разъяснять, что такое суд Линча. «Кто здесь жертва, кто преступник, а кто наблюдатель?» — спрашивает Кристина. И дети с удивлением обнаруживают, что роли преступника и наблюдателя соединяются в толпе зевак.

В конце дискуссии показывают видеоролики: вот мужчина в бассейне оскорбляет девушку, явно не шведку по происхождению: «Таким, как ты, в Швеции не место»; вот в Германии конца 1930-х выставляют на публичное осмеяние влюбленных немца и польку, поскольку контакты с поляками запрещены; вот в школе класс ни за что бойкотирует девчонку, а главные заводилы вытряхивают в коридоре ее портфель… И все вокруг молчат. Появляется титр: «Какую роль играешь ты?».

Из первого ряда парень в красной футболке тянет руку: «Я понял разницу между нами и шведами! В Швеции государство настолько заботится о своих гражданах, а граждане так доверяют полиции, что часто не вмешиваются, считая преступление делом полицейских. А у нас государство держит людей за быдло, поэтому в критический момент мы можем рассчитывать только на себя и помощь окружающих». Но шведская гостья, кажется, не совсем понимает, что именно он имеет в виду…

Кому свободу?

«Меня поразили необычная активность ваших ребят, их раскрепощенность в ответах», — говорит Кристина Гамсторп. Мол, их шведские сверстники высказывались осторожнее и сомневались, будут ли они вмешиваться в конфликт.

Что же дальше? Представители проекта «Имеет значение» попытаются оценить его возможности в России и будут искать партнеров, которые могли бы развивать его здесь. «Для нас актуальность проблемы наблюдателя очевидна, — говорит куратор специальных проектов ЦДХ и соорганизатор прошедшей дискуссии Татьяна Рябухина. — В России мало разговаривают с подростками, особенно на такие темы. Меня потрясло, что когда профессор МГУ Лариса Ретюнских проводила на Non/Fiction философскую игру «Что такое свобода?», дети-участники не смогли ответить на этот вопрос. Они не понимают, свобода — это хорошо или плохо и для чего она нужна?».

Ольга Тугунова, замдиректора по воспитательной работе и школьный психолог гимназии № 1567, считает, что подобный проект необходим нынешней российской школе: «Это другой взгляд на воспитание, обращение непосредственно к личности человека. У нас этим занимаются только психологи, и то выборочно. В России сейчас много говорят о нравственном воспитании детей, вспоминая пионеров и комсомольцев. Но кроме громких подвигов есть и повседневная жизнь. Вещи, с которыми мы встречаемся ежедневно и, может, поэтому не всегда обращаем на них внимание. Это как раз то, чему нужно учить в школе: человек должен быть не только вооружен знаниями по физике и химии — важны еще и взаимоотношения с людьми. Ведь с этим мы сталкиваемся гораздо чаще, чем с электропроводкой».


Мария Филиппенко



Под текст

Найдите отличия

В рамках проекта «Имеет значение» шведские старшеклассники рассказали о том, как они поступают в критический момент:

«Если кто-то говорит «черномазый идиот», а ты протестуешь, то над тобой начинают смеяться, и ты уже не вместе со всеми».

«Я делаю только то, что кажется мне важным. Я не хочу рисковать и не буду ничего предпринимать, если могу потерять больше, чем получаю».

«Когда компания парней над кем-то издевается, я не решаюсь ничего сделать, потому что для меня важнее, чтобы меня принимали в этой компании».

«Вмешаешься ты или нет — чаще всего это зависит от твоего статуса в школе. Если у меня много друзей, то я знаю, что никто мне ничего не сделает, если я вмешаюсь. Если кого-то дразнят, то мы просто берем его под защиту, и все успокаиваются».

«Трудно сделать первый шаг вперед и обратить на себя внимание. Легче вмешаться, если первый шаг делаешь не ты».

После дискуссии на тему действия и бездействия наши школьники тоже похватали фломастеры и писали свои впечатления:

«В идеальных условиях мы все знаем, что такое хорошо и что такое плохо, но, реально оказавшись в стрессовой ситуации, еще неизвестно, как мы поступим. И это не вопрос честности, а вопрос неоднозначности мироздания. Так что, на мой взгляд, заявленная тема априори не имеет смысла».

«Считаю, что пассивный наблюдатель — более страшный человек, чем преступник».

«Не стоит бояться выглядеть нелепо».

«Роль стороннего наблюдателя подходит каждому. Но и идет ли? Правда, зачем вмешиваться? А зачем тогда жить или учиться в школе? Есть такое слово — «надо», но порой «хочу» или «не хочу» берет верх».

«Да, страшно. Да, опасно. Есть родственники, которым ты нужен живым. Да, есть коллектив. Но этому человеку хуже, чем тебе».

15.01.2009

© Новая газета
http://babr.ru
0 Комментариев · · Для печати
Новость добавлена: Irinka, Январь 16 2009 08:05
Нравится
Комментарии
Нет комментариев.

Добавить комментарий

Для того чтобы добавить комментарий Вам необходимо авторизироваться

Рейтинги

Рейтинг доступен только для авторизованых пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.

Другие новости