в Тулуне -11,1°C 728 mmHg прогноз погоды вс., 24 ноября 2024 04:54 Курс валют $ 102,58 € 107,43 ¥ 13,94

Материя для духа

Новости Тулуна > Материя для духа
Религиозные организации ждут возвращения храмов

Министерство экономического развития РФ подготовило законопроект, согласно которому все конфессии, зарегистрированные в России, получат в собственность имущество, изъятое у них после революции: культовые здания и сооружения с земельными участками, а также религиозные книги, архивные документы и т. д. Документ еще находится в стадии проекта, но его обсуждение в СМИ уже началось. Аналитики рынка недвижимости предполагают, что в случае вступления в силу закона церковь, в первую очередь православная, превратится в крупнейшего собственника. Так ли это на самом деле, и на какие здания в Иркутске и области могут претендовать религиозные организации? Газета «Областная» попыталась разобраться в этом вопросе.

Реституция или только акт доброй воли?

К сожалению, сам законопроект пока нигде не опубликован. Общую канву документа можно представить только по комментариям экспертов, участвующих в его создании. Подготовка концепции закона началась в 2007 году, и с тех пор его обсуждение периодически обостряется и выплескивается на страницы газет и журналов. В частности, так и не достигнут консенсус по главному моменту – реституция (восстановление в прежнем правовом, имущественном положении. – Авт.) это или нет? Дело в том, что данное понятие имеет более широкое юридическое толкование, нежели просто акт доброй воли государства.

Что касается других ключевых моментов законопроекта, то они уже не столь принципиальны: религиозная организация должна будет поддерживать имущество в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы по его содержанию. При этом новый собственник не может в течение десяти лет изменять назначение возвращенного имущества и передавать его третьим лицам. Кроме того, передача зданий и сооружений религиозного назначения осуществляется только после решения о предоставлении расположенным в них учреждениям других помещений. Нововведения не коснутся только особо ценных исторических объектов – памятников из списка всемирного наследия ЮНЕСКО.

Основные дискуссии происходят в столице, но и провинция не стоит в стороне. Представители различных конфессий обсуждают проект закона и предполагают дальнейшее развитие событий.

Получить имущество и… стать беднее

Так как Российская православная церковь является доминирующей конфессией в стране, то ее законопроект касается в большей степени. Логично, что именно с этой стороны больше всего замечаний и предложений.

– Православные храмы в большинстве своем находятся в бессрочном безвозмездном пользовании. Лишь на незначительную их часть – в основном это новострой – идет оформление права собственности, – рассказал протоиерей, настоятель Князе-Владимирской церкви отец Алексей Середин.

Показательна в этом смысле история Князе-Владимирского храма. Он строился в 1888–1895 годах на средства купца первой гильдии Василия Литвинцева. После смерти мецената богоугодное дело продолжила его сестра. Сначала это была приходская церковь, затем вокруг нее возник просветительский мужской монастырь, в который входили несколько строений и парковая зона. Управление и развитие монастыря было продумано до мелочей – на его счете в банке лежало 400 тыс. рублей золотом. С процентов от этой суммы содержались храм, богадельня, велась учебная программа в учительской семинарии, выплачивалась зарплата педагогам, шли текущие строительные работы…

Советская власть со священниками не церемонилась, пропагандируя атеизм и утверждая, что «религия – опиум для народа». В 1928 году все постройки были освобождены от монахов и использованы для нужд революционного класса – пролетарии разместили в церкви кавалерийский полк НКВД. По мнению историков и краеведов, для удобства чекисты неподалеку обустроили расстрельный полигон. После того как всех «врагов народа» победили – сослали или убили, – на территории храма осели геологи. Оказалось, что это удобное место для лаборатории предприятия «Сосновгеология», вход в которую шел прямо через алтарь.

Когда в конце XX века храм был передан православной церкви, он представлял весьма печальное зрелище – опрокинутые купола, разбитые звонницы, деревья, проросшие на крыше, и повсеместно горы отработанной породы. Немного больше «повезло» другим строениям монастыря – в бывшем доме настоятеля разместилась детская спортивная школа. Бывшая учительская семинария, в которой преподавали монахи, сейчас просто заброшенное здание, лишь частично используемое.

– Если мы говорим о реституции, то здесь есть две стороны вопроса. С одной стороны, это восстановление исторической справедливости, акт доброй воли любого уважающего себя государства. Но есть и другая сторона – в каком состоянии будет передано церковное имущество, 90 лет эксплуатировавшееся не по назначению, которое сейчас находится в критическом состоянии, не проводился капитальный ремонт. Встает закономерный вопрос: на чьи плечи ляжет бремя восстановления зданий? На церковь? В 1990-е годы мы уже пережили первую волну возвращения храмов и более десяти лет были вынуждены заниматься несвойственной, малопонятной священникам деятельностью – восстанавливать разрушенные святыни. Очередной возврат имущества свалит на церковь такую гору проблем, что она и голову поднять не сможет для своей настоящей деятельности – спасения бессмертной души. А в народе нашем щедрых «богатырей веры» что-то не очень видно. Кроме этого, как быть с теми храмами, которые были стерты с лица земли? И с той землей, на которой они раньше стояли? Если не решатся эти вопросы, новый закон будет исключительно популистским, – считает отец Алексей.

Вопрос восстановления и содержания храмов поднимается не случайно. Церковь существует исключительно на пожертвования прихожан. Но как показывает сегодняшнее время, большинство из них сами нуждаются в помощи – тысячи людей оказываются на улице, многим не выплачивается зарплата, сокращаются рабочие дни… Поток добровольных пожертвований идет на убыль, и это при том, что, по мнению аналитиков, финансово-экономический кризис еще не достиг своего апогея.

– Закон должен быть доведен до логического конца, – убежден отец Алексей. – Нужно быть последовательными, а не принимать половинчатые решения.
Не только справедливым, но и мудрым

Более сдержанны в своих комментариях представители других религий. Считая обсуждаемый вопрос прежде всего политическим, они стараются избегать резких оценок, ограничиваясь осторожными высказываниями.

– Обсуждаемый закон справедлив на 100%. Но это еще и очень деликатный вопрос. Нужно быть не только справедливыми, но еще и мудрыми, понимая, что в зданиях, когда-то отобранных у религиозных организаций, сейчас находятся социальные объекты, – считает главный раввин Иркутска и Иркутской области Аарон Вагнер.

Про социальные объекты раввин вспомнил неслучайно – в настоящее время в здании бывшей еврейской школы, построенной на средства религиозной общины, находится общеобразовательная школа.

– Я не хочу сейчас поднимать этот вопрос, чтобы не сложилось впечатление, что мы требуем немедленно вернуть это здание. В настоящее время у нас ведутся конструктивные переговоры с администрацией Иркутска, и мы надеемся, что вместо этого здания мэрия предложит нам что-то другое.

Здание синагоги, которому в марте исполняется 130 лет, в настоящее время является собственностью общины. Как и православные церкви, многие десятилетия ее помещения использовались не по назначению. Право владения храмом было оформлено еще в начале 1990-х годов, право собственности на землю – совсем недавно.
Раввин подчеркнул, что для общины движимое имущество не менее важно, чем недвижимость:

– В книгах, свитках и других документах душа общины. Мы знаем, что в областном архиве хранится архив раввина – его переписка с разными людьми, списки членов общины и т. д. Есть сведения, что в иркутских библиотеках есть книги, на которых стоит печать Иркутской синагоги…

На вопрос «На какое недвижимое имущество в Иркутске и области может претендовать община в случае принятия закона?» Аарон Вагнер ответил категорично:

– Давайте не будем употреблять слово «претендовать»! У людей может появиться необоснованный страх – мол, придут иудеи и все отберут. Так можно дойти до абсурда. Очень важно, как этот закон будет преподнесен общественности, чтобы не получилось раскола между религиозными общинами и обществом, чтобы это не стало почвой для конфликта. В данном случае речь идет только о восстановлении исторической справедливости. Другое дело, что чиновники разных уровней должны знать, что такой закон обсуждается и рано или поздно он будет принят. И если мы приходим обсудить какой-то вопрос, нас не следует отфутболивать. Что касается недвижимости, то я слышал, что в области наша община владела несколькими зданиями. Но до сих пор я плотно этим вопросом не занимался. Я в Иркутске работаю пять лет, и в последнее время основной упор мы делали на восстановление здания синагоги после пожара.

Умные люди всегда найдут компромисс

С большой заинтересованностью отнеслись к проекту закона иркутские представители католической церкви. В случае его принятия объектом пристального внимания станет здание римско-католического прихода Успения Богородицы в Иркутске, известное горожанам как Польский костел. В 1938 году этот храм, построенный на средства католиков, был закрыт для богослужений. В нем, следуя утверждению вождя мирового пролетариата «из всех искусств для нас важнейшим является кино», разместилась Восточно-Сибирская студия кинохроники.

После реставрации в 1978 году здание было передано филармонии – в костеле установили орган, началась концертная деятельность. Ежедневные литургии возобновились лишь в 1991 году, но не в главном зале, а в часовне, расположенной на первом этаже.

Вопрос о передаче здания храма в единоличную собственность католической церкви поднимался уже неоднократно. В свое время консенсусом в споре стало строительство Кафедрального собора Непорочного сердца Божией Матери. Аргументом светских властей против передачи костела католикам был тезис о невозможности демонтажа органа и переноса его в другое здание.

– Имеются неоднократные примеры, когда более старинные инструменты перевозились в другие города и страны, – говорит генеральный викарий католической епархии св. Иосифа в Иркутске отец Владимир Сек. – Передача храма католикам вовсе не означает крестовый поход против культуры. У нас в Кафедральном соборе тоже есть орган, постоянно проходят концерты. Если в настоящее время нет отдельного помещения для установки музыкального инструмента, я считаю возможным совместное использование прихода и для богослужений, и для культурной деятельности. Умные люди всегда могут найти компромиссный вариант.

Похожая ситуация сложилась в Красноярске, где также в здании католической церкви был установлен орган. Там региональные власти уже договорились с религиозной организацией о возвращении храма, а для музыкального инструмента изыскивается другое помещение.

– В Иркутской области нас этот закон не сильно затронет. В других субъектах РФ, входящих в состав нашей епархии, ситуация более сложная, – считает викарий. – В Хабаровске в бывшем католическом храме сейчас находится кожно-венерологический диспансер. В Чите – право-
славная церковь. Такая же ситуация в Благовещенске – в бывшем здании католической больницы разместилось Епархиальное управление русской православной церкви. Я считаю, что нам нужно быть предельно деликатными, чтобы, отстаивая свои законные права, не оскорблять чувства православных братьев-христиан. Я очень осторожно отношусь к этому вопросу. Когда я был настоятелем в Благовещенске, мы пытались получить обратно наш храм.
Но сложилась очень сложная ситуация – и мы отступили. Зачем получить здание, но при этом проиграть в отношениях?!

Несколько лет назад в собственность католической епархии был передан храм в селе Вершина Боханского района. С тех пор как в годы советской власти здесь перестали вестись богослужения, здание стояло бесхозным. Когда в 1990-е годы католичес-
кая конфессия была официально зарегистрирована в России, местные власти сначала разрешили проводить в церкви литургии, а позднее передали здание в собственность.

– Этот законопроект не вызывает у нас особых эмоций, потому что он не принесет глобальных изменений. В свое время для нас самым важным был Указ Бориса Ельцина, на основании которого многие католические общины в России получили здания в собственность. Мы будем надеяться, что после принятия закона сможем решить давние спорные вопросы. Но этот закон не стоит у нас в приоритете – жизнь церкви будет продолжаться вне зависимости от его принятия.

Госпиталь, швейный цех и овощной склад

Строительство мусульманской мечети в Иркутске начали братья Шафигулины в 1898 году. Они купили участок земли, построили дом, в котором обустроили молельную комнату. Одновременно велось строительство каменной мечети. В 1939 году храм был отобран у общины. В годы войны здесь размещался госпиталь, затем – швейный цех и жилые комнаты. Полностью здание было возвращено мусульманам в 1990-х годах.

– Когда 12 лет назад я пришел сюда, здесь был овощной склад. Но я это сразу прекратил, потому что мечеть должна использоваться только по прямому назначению, – рассказывает руководитель централизованной религиозной организации мусульман «Байкальский муфтият», имам-хатыб Иркутской соборной мечети Фарид Мингалеев. – Сейчас здание находится в областной собственности. С 2004 года областная администрация через Центр сохранения историко-культурного наследия выделяет средства на восстановление мечети как памятника истории и архитектуры. Большая работа была проведена в цокольном этаже – подключено центральное отопление, отремонтированы помещения. Теперь внизу тоже есть молитвенный зал.

До прихода к власти большевиков в области было несколько мечетей – в Усолье-Сибирском, Тулуне, Заларинском и Чунском районах, селе Пивовариха Иркутского района… Все они впоследствии были разрушены.

– В нашей мечети сохранилось много книг – они написаны на арабском и татарском языках, наверное, поэтому их никто не брал. Что касается другого движимого имущества, то в мечетях нет икон или какой-то специальной церковной утвари. У имама были журналы, в которые он записывал акты бракосочетания, смерти, кто где похоронен. Вот их интересно было бы найти, – считает Фарид Мингалеев.

Вместо послесловия

В начале прошлого века в Иркутске с населением 150 тыс. человек только православных церквей было более 40. Успехи молодой советской республики в борьбе с религией налицо – на сегодняшний день в областном центре 26 православных приходов, и не каждый из них имеет свой храм.

Наверное, неслучайно восстановление исторической справедливости и возвращение к духовным ценностям пришлись на неспокойное время финансово-экономического кризиса. Возможно, государство для повышения социальной устойчивости ищет дополнительную опору. В этом ракурсе возвращение храмов конфессиям отнюдь не бескорыстно.


В России действуют 234 мужских и 244 женских православных монастыря, 16 тыс. православных приходов и 4 тыс. 696 воскресных школ. В ведении Римско-католической церкви находится 220 приходов. Также действует более 4 тыс. мечетей и около 70 синагог.

Газета «Областная»
0 Комментариев · · Для печати
Новость добавлена: AlexHo, Март 14 2009 13:29
Нравится
Комментарии
Нет комментариев.

Добавить комментарий

Для того чтобы добавить комментарий Вам необходимо авторизироваться

Рейтинги

Рейтинг доступен только для авторизованых пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.

Другие новости