в Тулуне -12,1°C 716 mmHg прогноз погоды чт., 14 ноября 2024 22:03 Курс валют $ 99,02 € 104,5 ¥ 13,66

Подводный импорт

Новости Тулуна > Подводный импорт
Подводный импорт
Россия впервые за многие десятилетия рассматривает возможность покупки за рубежом технологий производства подлодок 10 сентября 2009, 21:25
Фото: korabli.ucoz.ru
Текст: Геннадий Нечаев

Минобороны рассматривает вопрос о возможности лицензионного производства в нашей стране дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) немецкого проекта 212/214. При этом Россия располагает несколькими проектами ДЭПЛ нового поколения, обладающими лучшими характеристиками, чем у германских кораблей. Газета ВЗГЛЯД постаралась понять, являются ли эти заявления предпродажным давлением на отечественного производителя или дела в подводном кораблестроении действительно настолько плохи.

«Министерство обороны России рассматривает возможность лицензионного производства подлодок немецкой разработки проекта 212 для обновления флота дизель-электрических субмарин ВМФ», − заявил РИА «Новости» источник в военном ведомстве.

«Целесообразность покупки за рубежом неядерных субмарин при наличии собственных кораблей не поддается объяснению»

Такое решение объясняется тем, что строительство отечественных неатомных подлодок пока идет с отставанием от графика, а немецкие субмарины аналогичного класса сегодня считаются лучшими в мире.

Нельзя не отметить, что субмарины по германским проектам строились в России еще перед войной. Так, довольно удачные лодки типа «С» («средняя»), построенные в 1936−1948 годах в количестве 41 экземпляра (из 56 заложенных) и принимавшие активное участие в Великой Отечественной войне, спускались под воду по немецкому проекту фирмы IvS.

В те времена это было вынужденное решение, призванное ликвидировать вопиющее отставание СССР именно в этом классе кораблей – средних океанских подводных лодок (ПЛ). И надо заметить, к концу производства проект был значительно переработан, пусть и не до неузнаваемости. После войны в составе ВМФ СССР служили несколько трофейных немецких субмарин, включая так называемые «электрические» ПЛ XXIII серии, оказавшие заметное влияние на развитие послевоенного мирового подводного кораблестроения.

Однако с тех давних пор прошло изрядно времени, и в СССР, а потом и в России появилось немало удачных проектов ДЭПЛ. Более того, с появлением атомных субмарин линия развития «дизелюх» в нашей стране не пресеклась, в отличие от США. Вопрос о прекращении производства ДЭПЛ поднимался неоднократно, но с одной стороны СССР должен был снабжать подводными кораблями своих союзников, которые по статусу и согласно договорам не могли иметь АПЛ, а с другой им нашлось место в структуре отечественного ВМФ.

Такие субмарины незаменимы в противолодочной обороне побережья, кроме того, они страхуют атомных собратьев при выходе из баз. Меньшая автономность тут имеет второстепенное значение: базы расположены недалеко от районов патрулирования.

Более того, по ряду параметров современные ДЭПЛ мало уступают АПЛ, например, по параметрам скрытности или по оснащению современной электроникой. А благодаря появлению анаэробной силовой установки, способной работать под водой без доступа атмосферного воздуха, дизель-электрические подводные лодки выйдут на совершенно новый уровень автономности.

При этом продуктами деятельности химического реактора будут дистиллированная вода и водород, который теоретически тоже может использоваться для производства энергии.

«По ряду параметров современные ДЭПЛ мало уступают АПЛ, например, по параметрам скрытности или по оснащению современной электроникой»

Отметим, что многоцелевые ДЭПЛ проекта 877 «Палтус», являющиеся самыми малошумными российскими субмаринами, успешно продаются и на экспорт под обозначением проект 877ЭКМ (для Индии) или 636 «Варшавянка» (для прочих стран). На смену им должны были прийти лодки проекта 677 «Лада» (экспортный вариант − «Амур-950»). Первый корабль этого проекта Б-585 «Санкт-Петербург», заложенный в 1997 году, спущенный со стапелей 28 октября 2004 года, в 2005 году готовился к испытаниям. Принятие на вооружение планировалось в 2006 году, но позднее было перенесено на декабрь 2007 года и далее на 2010 год. Кроме того, на стапелях находятся еще два корабля этого проекта: Б-586 «Кронштадт» (заложен 28 июля 2005 года) и Б-587 «Севастополь» (заложен 10 ноября 2006 года).

Чем же вызвана столь огромная задержка в принятии на вооружение корабля, уже насколько лет существующего в металле? По наиболее распространенной версии – нестыковкой программного обеспечения, примененного в боевой информационно-управляющей системе корабля (БИУС). Проще говоря: центральный компьютер «не видит периферии» или видит не полностью. И «дописать» софт некому, либо за это заламываются нереальные цены.

Кстати, похожие проблемы преследовали субмарину пр. 877ЭКМ. «Синдувиджай», модернизированную на «Звездочке» по заказу ВМФ Индии путем установки БИУС Club-S − аналога, установленного на лодках, предназначенных для нашего флота. На индийских кораблях компьютер отказывался «дружить» с изделиями 3М54-Э – под этим шифром скрываются крылатые ракеты BraMos. На российских кораблях проблемы с программным обеспечением, по сведениям газеты ВЗГЛЯД, преследуют также уникальную гидроакустическую станцию.

Есть и еще одна причина – неопределенность с ценой лодки. Официально заявленная стоимость ДЭПЛ пр. «Лада»/«Амур» заявлена в 2−3 раза ниже, чем германского корабля пр. 212/214. Но по неофициальным данным, один из представителей инозаказчика (предположительно – Малайзии), ознакомившись с реальным ценником, заявил, что его стране дешевле будет приобрести корабли в ФРГ или испано-французские Scorpena.

Вообще тенденция заказов кораблей за рубежом вызывает недоумение. Если заказ универсального десантного корабля во Франции (а теперь еще всплыл и голландский вариант) путем «натягивания совы на глобус» еще как-то может быть оправдан, то целесообразность покупки за рубежом неядерных субмарин при наличии собственных кораблей, по крайней мере, не уступающих немецким по ТТХ, не поддается объяснению даже этим нехитрым методом. Возможна лишь конспирологическая версия: покупка будет произведена в благодарность за содействие федерального правительства в продаже концерна Opel консорциуму Магна – Сбербанк.
Но не факт, что немцы нам продадут ДЭПЛ даже при всем желании с их стороны.
Если в кораблях типа «Мистраль» или их аналогах голландской постройки доля американских технологий сравнительно невелика, то лицензионная чистота немецких кораблей вызывает сомнения. Это может стать причиной американского запрета на продажу ПЛ в нашу страну.
Кроме того, продавец настаивает на продаже корабля в комплекте, куда входят: док, учебный центр, центр материально-технического обеспечения, защищенное укрытие плюс подготовка личного состава в Германии. Очевидно, что если не удастся договориться иначе, все это влетит в такую копеечку, что затраты на доводку проекта «Лада» покажутся семечками. Что при наличии своих технологий порождает законный вопрос: «а оно нам надо?»

http://www.vz.ru/top/

Комментирует:
Павел Салин
ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры

Я думаю, что это решение Минобороны ошибочно как минимум по двум причинам. Первое – согласно имеющейся информации создается такое впечатление, что российские проекты более конкурентоспособны и более дешевы по сравнению с германскими аналогами. Мышление военных характеризуется тем, что нужно как можно больше потратить и ничего не экономить. Чем больше потратишь, тем больше дадут в следующем году. Это традиционное мышление для всех бюджетополучателей.

Единственное, здесь покупка этого германского проекта может быть увязана с какими-то договоренностями между Россией и Германией, потому что у нас достаточно много общих интересов. Единственным оправданием здесь может служить размен – Россия аккредитует немецкую военную промышленность, а немцы в ответ делают для России еще что-то на международной арене или еще где-то.

Есть еще большой стратегический негатив. Он заключается в том, что все страны, которые претендуют на то, что они являются ведущими (это не только Соединенные Штаты Америки, но и прочие, условно говоря, G8), они все стараются разрабатывать свое оружие самостоятельно.

Дело в том, что когда какое-то оружие, особенно высокотехнологичное, продается от одной страны к другой, то та сторона, которая продает, она имеет возможность поставить закладки в электронику, и если между этими двумя странами вспыхнет конфликт, то против них уже нельзя будет использовать оружие.

http://www.actualcomment.ru/news/6124.html
1 Комментариев · · Для печати
Новость добавлена: igor, Сентябрь 11 2009 06:58
Нравится
Комментарии (1)
Аватар пользователя igor
Сентябрь 11 2009 07:02 igor
Конечно же мне нравится ездить на иномарках, смотреть японческие телики, пользоваться имплртной оргтехникой, ибо у нас этот сегмент в какашке. Но оборонка всегда же была на высоте! Военная техника одна из лучших в мире. Вот скажите нафига нам в таком случае "вражеские" подводные лодки?(((

Добавить комментарий

Для того чтобы добавить комментарий Вам необходимо авторизироваться

Рейтинги

Рейтинг доступен только для авторизованых пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.

Другие новости