в Тулуне -20,7°C 724 mmHg прогноз погоды сб., 30 ноября 2024 05:53 Курс валют $ 107,74 € 114,31 ¥ 14,72

Великий китайский истребитель

Новости Тулуна > Великий китайский истребитель
Великий китайский истребитель
Соединенные Штаты предсказывают: Пекин представит самолет пятого поколения уже через восемь лет
Действующий китайский истребитель J-10. Именно на его базе отрабатываются элементы китайского самолета нового поколения
Американские разведчики заявили, то Китай построит свой истребитель пятого поколения к 2018 году. Сможет ли он противостоять российским и штатовским аналогам, пока неизвестно. Техническое описание китайского самолета весьма смутное, но есть основания предполагать, что он будет создан на базе J-10. Газета ВЗГЛЯД попыталась представить, на что может быть похож этот истребитель и можно ли будет его в полной мере отнести к «пятому поколению».

Истребитель пятого поколения появится в Китае к 2018 году, заявил в четверг официальный представитель американского Национального военно-воздушного и космического разведывательного центра (National Air and Space Intelligence Center) Уэйн Алмэн.


Выступая на слушаниях, проведенных членами комиссии конгресса США по американо-китайским отношениям в сфере экономики и безопасности, Алмэн признал, что собирать разведывательную информацию в Китае очень сложно. По его словам, США еще предстоит разобраться, сможет ли новый китайский истребитель противостоять на равных F-22, сообщает ИТАР-ТАСС.

Годом раньше министр обороны США Роберт Гейтс сообщал, что Китай будет располагать прототипом аналогичной машины не ранее 2020 года и «лишь горсткой» – к 2025-му», напоминает его слова Reuters. Видимо, несмотря на озвученные «трудности со сбором информации», американская разведка получила какие-то сведения, позволившие скорректировать прогноз.

Впрочем, возможно, сложности несколько преувеличены: китайцы порой не очень дисциплинированны в вопросах режима информационной безопасности. Так, в 1995 году один из инженеров, работавших над проектом истребителя J-10, поссорился с начальством и после ухода из проекта разместил в Интернете довольно подробные сведения о самолете, за что и получил семь лет заключения. А два года спустя продувочная модель истребителя «засветилась» в одной из передач китайского телеканала на заднем плане, в кабинете директора 601-го исследовательского института (головная организация по проекту) во время его встречи с руководством КНР.


Кроме того, возможный облик китайского истребителя пятого поколения довольно активно обсуждается в китайском Интернете, причем не только на китайских форумах (которые являются в большинстве своем премодерируемыми), но и на тайваньских. Нет сомнения, что соответствующие структуры в США (и не только, надо полагать) внимательно мониторят эти ресурсы.

Истребитель J-10 не случайно упомянут в заметке в связи с перспективной машиной пятого поколения: похоже, что многие его элементы отрабатываются именно на «десятке». Не исключено, что и сам новый самолет будет построен на ее базе путем последовательного совершенствования исходного образца. Весьма китайский путь развития, и не только технического.


Так, например, на самолете типа J-10A бортовой «1029» появился воздухозаборник с удлиненной, заостренной нижней «губой», который позднее перекочевал на немногочисленные пока серийные J-10B. Такая форма «губы» экранирует от радаров противника первую ступень компрессора двигателя, которая считается одной из самых «светящихся» в радиодиапазоне частей самолета.

Кстати, еще в 2008 году в докладе «Китайская военная мощь» (China Military Power) американские специалисты отметили, что в ходе очередных учений радиолокационная сигнатура J-10 значительно упала, в 4–5 раз!

Еще более «стелсовым», как предполагается, станет палубный вариант J-10, трехмерная модель которого в начале года была размещена на одном из китайских военных форумов. Это двухмоторная машина имеет двухкилевое оперение с характерным развалом килей в стороны и элементами защиты одних частей планера другими от радиолокационного облучения. Многим облик палубной модификации напоминает облик американского F-35, но с некоторыми упрощениями.

Предположительно, создание китайского истребителя пятого поколения поручено 611-му исследовательскому институту. В прошлом году во Всемирной паутине промелькнули кадры любительской съемки некоей двухмоторной машины, похожей на маериканскую F-22, но сохранившей при этом переднее горизонтальное оперение. По этим кадрам было практически невозможно сказать, что это было: реальный полноразмерный макет, прототип, технологический демонстратор или фейк, элемент дезинформации, призванной убедить противника, что работы по пятому поколению ведутся в Китае нарастающими темпами? Надо сказать, что согласно последним заявлениям – убедили.

«Разве это не ужасно, что к 2020 году США будут иметь всего лишь в 20 раз больше продвинутых истребителей-невидимок, чем КНР?» – вопрошал Гейтс 8 мая, выступая в президентской Эйзенхауэровской библиотеке в Абилене, Канзас. Однако опасения американцев, как кажется, сильно преждевременны.

Похоже, что китайский самолет, поскольку создается только национальными силами, окажется «пятым поколением» лишь отчасти. Китайские специалисты, создав со сторонней помощью J-10, доказали способность авиапрома Поднебесной строить планеры с современной аэродинамикой. Но пока «десятка» все еще оснащена российскими двигателями и российской (по другим сведениям – итальянской) РЛС. Создать свою копию российского мотора АЛ-31, обладающего сколько-нибудь заметным ресурсом, они пока не в состоянии, хотя работы идут полным ходом. А между тем мотор следующего поколения – еще более сложный и свершенный, обладающий повышенными характеристиками. Это пока не под силу даже России: Т-50 получит свою «родную» силовую установку только в серии, лет через пять в лучшем случае.

То же и с РЛС с активной фазированной решеткой – просто скопировать изделие такого уровня невозможно, даже получив полный доступ к документации: нужна национальная научная школа, создающаяся десятилетиями.

В том, что самолет в конце концов создадут, вряд ли можно сомневаться. Но сложно поверить в то, что это будет полноценная машина поколения «5» по всем параметрам. Скорее – некое компромиссное решение, сочетающее черты обеих поколений, по крайней мере – на первом этапе существования.

http://vz.ru/society/2010/5/21/404166.html
0 Комментариев · · Для печати
Новость добавлена: igor, Май 24 2010 09:06
Нравится
Комментарии
Нет комментариев.

Добавить комментарий

Для того чтобы добавить комментарий Вам необходимо авторизироваться

Рейтинги

Рейтинг доступен только для авторизованых пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.

Другие новости