в Тулуне -11,1°C 718 mmHg прогноз погоды пт., 15 ноября 2024 17:59 Курс валют $ 99,02 € 104,5 ¥ 13,66

Лайнер с пушками

Новости Тулуна > Лайнер с пушками
Лайнер с пушками
Как будет выглядеть российский антипиратский корабль
Тяжелое вооружение антипиратскому кораблю не нужно
Командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал Константин Сиденко сообщил в пятницу, что в России в ближайшие годы будет построен специализированный корабль для борьбы с пиратами. По его словам, корабль войдет в состав ТОФ, в зоне ответственности которого находятся Аденский залив и в целом Индийский океан. Газета ВЗГЛЯД попыталась разобраться, как может выглядеть такой корабль и какие конкретно обязанности на него могут быть возложены.

Специализированный корабль для борьбы с морскими разбойниками будет построен в России в ближайшие годы, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на командующего Тихоокеанским флотом вице-адмирала Константина Сиденко. Оставив в стороне вопросы о необходимости такого корабля, попробуем рассмотреть его возможный облик и характеристики.

«В России в ближайшие несколько лет будет построен как минимум один специальный корабль для борьбы с морским пиратством. Он войдет в состав Тихоокеанского флота РФ», – приводит агентство слова командующего ТОФ.

«Морской разбой сильно измельчал и к середине 19-го века приобрел, в основном, те формы, которые мы видим сегодня»

«С учетом того, что Аденский залив и в целом Индийский океан входят в зону ответственности нашего флота, вполне естественно, что такой специальный корабль для борьбы с пиратами войдет в его боевой состав», – отметил Сиденко.

Очевидно, что подобное заявление связанно с недавним актом захвата танкера «Московский университет» с российским экипажем на борту. Он был освобожден на следующий день в результате краткосрочной силовой операции, проведенной моряками с большого противолодочного корабля (БПК) «Маршал Шапошников».

Однако не «жирно» ли гонять целый БПК (иначе – фрегат океанской зоны) против фактически горстки рыбацких «самотопов»?

С тех пор, как существует морской разбой, существуют и противопиратские корабли. В те времена, когда пиратство приобрело наибольший размах, особой разницы между торговым и военным кораблем еще не просматривалось. Так, испанский галеон был равно приспособлен как для боя, так и для перевозки колониальных товаров. Знаменитые пиратские бригантины – не что иное, как вооруженные быстроходные торговые суда. Когда же военные корабли стали больше и тяжелее, пиратские, напротив, стали меньше, быстрее и маневренней. Тем не менее, в парусную эпоху, когда корабли были вооружены гладкоствольными орудиями, наступательные возможности разбойников и тех, кто их ловил, были если не одинаковыми, то сходными.

Все изменилось в эпоху пара, брони и нарезных пушек. Против окованного толстым железом быстроходного парового авизо любое вооруженное торговое судно было бессильно, а построить аналогичное никакому береговому братству было не по карману. Морской разбой сильно измельчал и к середине 19-го века приобрел, в основном, те формы, которые мы видим сегодня у берегов Восточной Африки или в районе Южных морей. Правда, масштабы его довольно длительное время оставались не в пример больше сегодняшних, но с проблемой в основном удалось справиться.

В особо опасных районах крупные торговые компании часто вооружали свои пароходы легкими скорострельными пушками, превращая их в канонерки или вспомогательные крейсера. Наличие одного такого судна было достаточной гарантией от посягательств людей Веселого Роджера, да и командам в те времена не возбранялось иметь при себе и применять оружие.

Проблема вновь обострилась в 1960-е годы. Тогда на карте мира в результате национально-освободительных войн и революций появилось множество новых государств, «гордых, но бедных». Населению, часто лишенному средств к существованию, не осталось иного выхода, чем взяться за прежнее ремесло. Удивительно, но примерно в то же время на международном уровне был принят ряд решений, жестко ограничивающих возможность иметь оружие в арсенале торговых судов: «прогрессивная общественность» опасалась, что под видом оружия самообороны винтовки и автоматы попадут в неспокойные регионы. А вооруженная охрана есть не что иное как «дикие гуси», наемники, готовые при первой возможности вмешаться во внутренние дела тех самых национальных демократий. И история пошла по новому кругу.

В связи с измельчанием пиратских флотилий посылать против них сколь-нибудь крупные боевые корабли сродни стрельбы по воробьям главным калибром линкора. Как правило, для борьбы со всевозможными доу (небольшие суда, используемые сомалийскими пиратами) или быстроходными катерами (используются пиратами Юго-Восточной Азии), вооруженными автоматами, или, в крайнем случае, гранатометами, достаточно лишь небольшого превосходства в огневой мощи и оснащенности. С этим легко справится вооруженный тральщик или буксир. Даже катера береговой обороны против этой публики – это много. Но такие малоразмерные корабли могут применять лишь близкорасположенные к районам действия пиратов государства.


А как быть нашей стране? Районы действия пиратов находятся очень далеко от наших берегов, российских баз там нет, сторожевой катер или подобный корабль базировать негде. И хотя экономический ущерб государству от действий разбойников стремится к нулю (посылка кораблей в эти районы обходится много дороже), политический престиж страны может пострадать. А приобрести от решительных действий по защите своих и иностранных граждан можно несравненно больше. Только сделать это желательно, не сильно разоряя казну.

То есть, противопиратский корабль должен быть максимально дешевым как в постройке, так и в эксплуатации. Для обеспечения хорошей мореходности и большой автономности и дальности плавания он должен иметь большое водоизмещение. В качестве силовой установки можно представить дизель, работающий на сравнительно недорогой солярке, с режимом экономного хода для патрулирования и форсажем для преследования, возможно – вспомогательной газотурбинной установкой. На корабле должно быть достаточно помещений для команды, штурмовых групп, возможно – для спасенных и пленных. Такого пространства должно быть много еще и с тем, чтобы обеспечить полноценных отдых моряков в длительном походе. Поскольку при силовых акциях возможны раненые, корабль необходимо снабдить достаточным количеством госпитальных коек и хорошо оборудованной медсанчастью, где можно было бы проводить сложные операции прямо в открытом море.

В обязательном порядке такой корабль должен иметь ангар и площадку для одного, а лучше – двух вертолетов: поисково-спасательного и огневой поддержки. Совершенно необходимо наличие нескольких скоростных катеров с легким вооружением, для преследования пиратов и высадки досмотровых групп. Соответственно, катерам нужны устройства для максимально быстрого спуска и подъема катеров.

Достаточным вооружением будет одна 76-мм универсальная артиллерийская установка и 1–2 малокалиберные скорострельные установки. Нелишними будут и пара минометов – как на катерах погранохраны. Поскольку джентльмены удачи – ребята отмороженные, есть вероятность, что они захотят отомстить кораблю, поэтому необходим хороший комплекс противодиверсионного вооружения, возможно, даже усиленный по сравнению с основными боевыми кораблями.

Совершенно необходимо оснастить «антипирата» возможно лучшим комплексом наблюдения за окружающей обстановкой, в том числе и ночью. Хороший радар обзора поверхности, телевизионно-оптические системы, системы ночного видения, системы радиотехнической разведки позволят кораблю контролировать наибольшие акватории при минимальных собственных перемещениях.

Теперь о том, что кораблю не нужно. Например, для него совершенно излишни противолодочные возможности, поскольку службу он будет нести исключительно в мирное время, а субмарин у пиратов нет (они есть у латиноамериканских наркоторговцев, но это проблема США). Также излишни системы ПВО ввиду отсутствия у противника авиации. В крайнем случае, достаточно вооружить экипаж ПЗРК что в сочетании со скорострельными установками АК-630 полностью гарантирует корабль от гипотетических атак пиратов-камикадзе. Кроме того, поскольку речь идет о корабле мирного времени, есть возможность отказаться и от ряда иных боевых систем. Можно также снизить требования к живучести до норм гражданского кораблестроения.

Получается некий вооруженный круизный лайнер, довольно дорогой корабль, хоть и более дешевый, чем «настоящий», но при этом – абсолютно однозадачный: крейсер охраны судоходства. Максимум, что можно на него возложить из дополнительных задач в интересах, собственно, ВМФ – это ведение разведки. Роскошь, по нынешним, не очень-то тучным для флота временам. Впрочем, возможно командование ВМФ имеет на этот счет собственное видение: как на сам облик корабля, так и на возможные его применения.

http://vz.ru/society/2010/5/7/400096.html
0 Комментариев · · Для печати
Новость добавлена: igor, Май 08 2010 10:20
Нравится
Комментарии
Нет комментариев.

Добавить комментарий

Для того чтобы добавить комментарий Вам необходимо авторизироваться

Рейтинги

Рейтинг доступен только для авторизованых пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.

Другие новости