в Тулуне -17,3°C 721 mmHg прогноз погоды пн., 2 декабря 2024 19:58 Курс валют $ 107,74 € 114,31 ¥ 14,72

ВЕСЬ МИР СЛЕДИЛ ЗА ПОСАДКОЙ МАРСОХОДА БЛАГОДАРЯ РОССИЙСКОМУ СЕРВЕРУ NGINX

Новости Тулуна > ВЕСЬ МИР СЛЕДИЛ ЗА ПОСАДКОЙ МАРСОХОДА БЛАГОДАРЯ РОССИЙСКОМУ СЕРВЕРУ NGINX
За судьбой американского исследовательского аппарата Curiosity («Любопытство») следит весь мир. Специалисты NASA позаботились не только об успешном приземлении марсохода, но и о том, чтобы все желающие смогли посмотреть трансляцию с поверхности Марса.

Как передавали корреспонденты различных изданий из Нью-Йорка, сотни людей собрались на Таймс-Сквер, чтобы наблюдать за посадкой Curiosity на огромном экране. Миллионы остались дома, чтобы увидеть все через Интернет.

NASA так и рассчитывала, что трансляцию посадки Curiosity будут смотреть миллионы людей, и заранее позаботилась о том, чтобы сайт космического агентства не «рухнул» от внезапного наплыва посетителей. Как сообщил ресурс gigaom.com, решение, выбранное NASA, проверяла на устойчивость компания-тестировщик медиа-сервисов SOASTA.

Она же тестировала сайт london2012.com, которому приходится обрабатывать огромное число обращений в период Олимпиады.

Для обеспечения устойчивой работы своего сайта на время трансляции NASA выбрала сервер Nginx — это российский продукт, разработанный программистом Игорем Сысоевым в 2004 году, и на сегодняшний день известный по всему миру.

Nginx — третий по популярности (после веб-сервера Microsoft и Apache) веб-сервер в мире, на котором в настоящее время работают более 70 млн серверов и почти 30% из тысячи самых нагруженных мировых сайтов. В России 58,8% всех серверов использует ПО Nginx. Facebook, Zynga, Instagram, Netflix, Groupon, Vkontakte, Yandex, LivingSocial, Hulu, Twitpic, TechCrunch, Dropbox и WordPress работают с российским веб-сервером.

О том, почему американское космическое агентство, готовясь к трансляции одного из самых значимых в истории освоения «красной планеты» события, выбрало веб-сервер, созданный в России, в интервью BFM.ru рассказал генеральный директор компании Nginx Максим Коновалов.

— Для чего NASA использовало решение Nginx?

— У NASA была задача — обеспечить трансляцию для большого числа зрителей. Ожидалось, что это будет очень масштабное событие, которое посмотрят в онлайне около 100 миллионов человек. Оценка вполне нормальная, ведь посадка марсохода — событие редкое, может, даже более интересное, чем Олимпиада.

К такой нагрузке в NASA готовились заблаговременно: они построили некую тестовую инфраструктуру, чтобы оценить, насколько их реальная продакшен-инфраструктура потянет такое число просмотров. Впоследствии они, вероятно, расширили эту тестовую инфраструктуру, в которой использовался и наш веб-сервер, для трансляции самого события.

С нами космическое агентство ни о чем не договаривалось — мы узнали об этом постфактум. Это вполне естественно, Nginx — это веб-сервер с открытым кодом, с бесплатной моделью распространения. То есть любой человек или организация может взять и начать бесплатно его использовать для своих нужд.

С NASA была ровно такая же ситуация — они откуда-то знали про Nginx и решили его использовать. По крайней мере, я так предполагаю. Вполне вероятно, инженеры NASA имели какой-то опыт работы с этим сервером и знали, что он заточен на высокие нагрузки и задачи, похожие на ту, с которой столкнулось агентство.

— То есть, для вас новость о том, что Nginx тестировали в NASA — такой же сюрприз, как и для всех остальных?

— Ну, в общем, да. Ничего плохого в этом нет — на сегодняшний день Nginx используется на 70 млн серверов во всем мире. И если бы каждый владелец сайта у нас о чем-то спрашивал, мы бы, наверное… Нам бы было непросто.

Собственно, для нас это один из предметов гордости — программное обеспечение надежное, простое и эффективное, которое разрабатывалось сначала одним лишь Игорем Сысоевым, а теперь внутри нашей компании. В большинстве случаев никаких вопросов к нам при его развертывании не возникает.

— Наблюдали ли вы сами за трансляцией посадки Curiosity? Насколько качественной она была?

— И я сам, и многие мои знакомые смотрели в онлайне за посадкой. Благо, она не пересекалась по времени с началом трансляций с Олимпиады. Мне кажется, все внимание мировой общественности было приковано к посадке Curiosity. Конечно, трансляция была не прямо в онлайне, а с небольшой задержкой. Судя по моим наблюдениям и по тем отзывам, которые нам удалось собрать, инфраструктура справилась очень хорошо.

Чтобы было понимание, хочу еще раз уточнить, что речь не только об Nginx — там было задействовано очень большое количество «железа», работа внешних провайдеров. В том числе, CDN [Content Delivery Network, распределенные сети доставки контента]. Веб-сервер — лишь одна из составных частей этой огромной системы, но я уверен, что он сильно облегчил ей «жизнь».

— Поясните, как была организована трансляция.

Как можно понять из описания проведенных тестов, вся трансляция велась с одного компьютера Mac Pro, который стоит в лаборатории реактивного движения NASA в Пасадене, (Калифорния). Он раздавал видео в четырех битрейтах [250, 500, 750, 1,000 Кбит/сек ], чтобы пользователь мог выбрать то качество картинки, которое ему позволяет домашний канал. Дальше эти четыре потока принимались на один сервер, работающий с Nginx, и уже этот сервер раздавал на другие 40 серверов, тоже с Nginx, ну а они уже отдавали потоки пользователям. Вот такая простая, логичная, понятная архитектура, совершенно неизбыточная. Ее тестировали и на работу в случае каких-либо отказов — и все в итоге получилось и в тесте, и, судя по отзывам, в реальной трансляции.

— Как вы считаете, реально ли наладить такую трансляцию «марсианских хроник» на постоянной основе? Наверняка ведь найдутся любопытствующие.

— Я уверен, что это возможно. Более того, NASA продолжает эксперименты с трансляциями — наверное, они еще будут нас радовать каким-нибудь «кино».

— Помимо NASA, вы упоминали крупнейшие мировые и российские интернет-компании, которые используют Nginx. Как вам удалось пробиться?

— Первый релиз Nginx появился в «паблике» в 2004 году — 8 лет назад. С тех пор он распространялся исключительно по каналам «сарафанного радио». Никакого маркетинга, никакой рекламной поддержки. Он разрабатывался как свободное от лицензий открытое ПО одним человеком — Игорем Сысоевым. Тогда ни о какой компании, ни о каких заработках на этом проекте речи не шло. Это был такой проект-хобби. Человек его делал для собственного удовольствия, можно сказать.

Распространялся Nginx исключительно благодаря своим качествам. В первую очередь он получил известность в России, поскольку здесь не было языкового барьера — Игорь мог напрямую отвечать людям на вопросы. Но постепенно продукт нашел выход и в мировую часть Интернета.

У Nginx даже не было какой-то документации. В какой-то момент поклонники продукта перевели его описание на английский язык, сообщество пользователей привело документацию в какой-то «божеский» вид, ее стали дополнять, расширять, улучшать.

В последний год, как появилась компания, мы тратим большое количество времени и много усилий как раз на работу с документами. Уже удалось многое привести в порядок, но еще осталось немало работы.

— В прошлом году вы получили инвестиции в размере 3 млн долларов. На что они потрачены?

— Ну, во-первых, они еще не полностью потрачены. Действительно, в прошлом году три инвестора — международный фонд E-ventures, Runa Capital и инвесткомпания Майкла Делла [основатель и гендиректор компании Dell] — выделили средства. Деньги в настоящее время идут на покрытие затрат российского офиса, налаживание маркетинга и продаж в Америке.

Мы продолжаем развивать открытый веб-сервер Nginx — бесплатно раздаем исходные коды. Но на этом денег, понятное дело, не заработаешь.

Есть еще одно направление нашей деятельности, на котором мы и пытаемся зарабатывать — это техническая поддержка нашего же решения за деньги. Плюс мы, также за деньги, создаем некие коммерческие решения поверх open source Nginx — их мы пытаемся продавать крупным заказчикам.

— Если сейчас многие крупные сайты уже работают на вашем бесплатном ПО, то зачем им за ваше же решение платить?

— Резонный вопрос. Вот и мы над этим сейчас думаем. Дело в том, что каким бы замечательным ни был наш веб-сервер, есть определенный, достаточно ограниченный набор функций, которые он выполняет. Довольно часто возникают запросы, когда какой-то компании нужно реализовать что-то уникальное. Ну, или что-то очень узкоспециализированное. В этом случае мы рассматриваем их запрос и пытаемся определить, можем ли мы сделать из этого коммерческий продукт. Если его можно реализовать и перепродать нескольким клиентам, мы за это беремся. Таких запросов довольно много — Интернет богат различными нюансами.

— Можете привести пример?

Одна из таких историй, которой мы гордимся, но о которой, почему-то, никто из российских СМИ не написал, — это наш проект с Netflix [один из крупнейших онлайн-видеосервисов США]. Эта компания изменила модель потребления видео в Америке: начав, как обычная компания по прокату DVD, она стала крупнейшей видеоплощадкой в Интернете. Теперь типичный американец смотрит видео в Netflix: этот сайт генерирует более 30% всего интернет-трафика в Соединенных Штатах.

В мае этого года Netflix объявила, что построила собственную сеть по доставке контента (CDN). Мы в этом проекте очень серьезно поучаствовали — почти год мы работали со специалистами Netflix, и в этой CDN решение Nginx играет ключевую роль — через наши веб-серверы фильмы доходят до пользователей.

История на самом деле в том, что за такую же коммерческую CDN, которую Netflix арендовала у другой компании, ей приходилось платить огромные деньги — десятки, может даже сотни миллионов долларов в год. В какой-то момент они решили, что им стоит построить такую сеть самостоятельно и воспользовались нашими услугами.

Это был один из наших крупных коммерческих проектов, и я думаю, мы будем и дальше сотрудничать с Netflix — проект развивается, они только начали переводить трафик с коммерческой сети на собственную. Предполагается, что это даст им значительную экономию средств.

— А с российскими видео-ресурсами вы не работали?

— У нас есть ряд проектов, о которых я пока не могу рассказывать. Скажу лишь, что мы пытаемся сейчас работать с известными крупными российскими компаниями в этом же ключе — обеспечение инфраструктуры для высоконагруженных сайтов.

В России нам и проще, и сложнее. С одной стороны, нас знают, нет никаких барьеров. С другой, очень большое проникновение Nginx, много специалистов, которые знают, как с ним обращаться, как его настраивать, даже дописывать что-то под собственные нужды. Получается, такая высокая конкуренция за свой же продукт. Но это нас ни в коей мере не расстраивает — мы ориентируемся на большой, пока не освоенный мировой рынок.

— Планируете открывать новые офисы?

— Сейчас у нас есть офис в Москве, в котором работают 11 человек и один человек, выполняющий функции community manager в Америке. До конца года, думаю, будет еще два человека в Штатах.

— Какие у Nginx планы дальнейшего роста?

— Выйти на второе место по популярности в мире после Apache, вытеснив откуда возможно веб-сервер Microsoft.

— Нуждаетесь ли вы в дополнительных инвестициях?

— Стандартная практика, когда у компании случается не один и не два раунда финансирования. Наш план — в следующем году выйти на самоокупаемость, а дальше, возможно, выйдем на второй раунд финансирования. Чтобы вывести компанию уже на новый уровень. Обычная модель для технологической компании.

— Nginx — это российская компания или уже международная?

— У нас полноценный российский офис со стопроцентно российским инженерным составом. Мы хотим быть интернациональной компанией и делать бизнес не только в России. Мы ориентируемся на мировой рынок. То, что Nginx — стопроцентно российский продукт — абсолютная правда. Но в итоге, конечно, мы хотим быть глобальной компанией. Кстати, сейчас наш технический директор Игорь Сысоев работает над второй версией Nginx.

"Байкал24"

впервые опубликовано на
BFM
0 Комментариев · · Для печати
Новость добавлена: AlexHo, Август 21 2012 11:17
Нравится
Комментарии
Нет комментариев.

Добавить комментарий

Для того чтобы добавить комментарий Вам необходимо авторизироваться

Рейтинги

Рейтинг доступен только для авторизованых пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.

Другие новости