в Тулуне -15,1°C 720 mmHg прогноз погоды пт., 13 декабря 2024 10:39 Курс валют $ 103,95 € 110,48 ¥ 13,96

В старшей школе обязательными будут не два, а десять предметов

Новости Тулуна > В старшей школе обязательными будут не два, а десять предметов
В старшей школе обязательными будут не два, а десять предметов
Фото: архив "КП"

Публикуем тезисы выступления министра образования и науки Андрея Фурсенко в среду на заседании Госдумы

Александр МИЛКУС — 09.02.2011

Про новый закон «Об образовании»

1 декабря 2010 года по поручению президента Российской Федерации на соответствующем сайте был опубликован проект закона «Об образовании в Российской Федерации» для его открытого общественного обсуждения и создана Комиссия для рассмотрения замечаний и предложений, поступивших в ходе его обсуждения, которую возглавил советник Президента Российской Федерации В.Ф. Яковлев.

Главный вывод, который можно сделать по итогам дискуссии, – законопроект об образовании получил заметный общественный резонанс. Общее число комментариев – около 11000. Если обратиться к тематике положений законопроекта, которые получили наибольшее число комментариев, то это, безусловно, права обучающихся и педагогов.

Пока не будут выработаны консолидированные решения по основным концептуальным положениям законопроекта, министерство не будет форсировать его принятие.

Про качество образования

Совместно с Рособрнадзором проделана большая работа по совершенствованию процедур государственного контроля качества образования. Итогом этой работы стал принятый осенью минувшего года Федеральный закон по совершенствованию контрольно-надзорных функций в сфере образования.

Были существенно обновлены процедуры государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, а также процедуры осуществления государственного контроля качества образования.

Усилены роль и значение общественной (общественно-профессиональной) аккредитации, ее результаты в обязательном порядке рассматриваются при проведении аккредитационной экспертизы.

Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2011 года, с учетом этого практика и результаты его применения появятся в конце этого года.

Про ЕГЭ

В прошлом месяце Федеральным Собранием РФ был принят Федеральный закон по совершенствованию Единого государственного экзамена.

Этот закон, не затрагивающий в целом основных действующих механизмов проведения ЕГЭ, позволяет закрепить общественно значимые правовые аспекты организации ЕГЭ.

В 2010 г. по данным ВЦИОМ по изучению общественного мнения по введению ЕГЭ число тех, кто считает, что ЕГЭ действительно является процедурой, упрощающий поступление в вузы, выросло на 9% по отношению к 2009 году (с 22% до 31%).


Еще в начале 2010 года мы уделили самое серьезное внимание Федеральному закону № 83 о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений, понимая, что для качественного образования финансово-хозяйственная самостоятельность и гибкость в принятии управленческих решений – непременные условия.
Применительно к сфере образования и науки был создан специальный интернет-ресурс для разъяснения основных положений закона. В целях оказания методической помощи регионам министерством проведены совещания во всех федеральных округах.

О научных разработках

Еще один важный закон, предоставивший возможность вузам и научным организациям развивать и капитализировать свои научные разработки – Федеральный закон № 217. Он позволил создавать хозяйственные общества на базе образовательных и научных учреждений.

Первые результаты такие: только за 2010 год в соответствии было создано более 700 хозяйственных обществ. Причем основная часть - в вузах. Главным образом, это небольшие коммерческие организации численностью от 5-10 до нескольких десятков человек, но именно они предлагают широкий спектр технологий для возможного коммерческого использования.

В то же время практика применения в 2010 году Федерального закона № 217 выявила необходимость совершенствования ряда правовых аспектов деятельности этих хозяйственных обществ. Сейчас на рассмотрении Государственной Думы находятся два законопроекта, которыми предлагается урегулировать соответствующие вопросы.
Первый из них, направленный на предоставление права учредителям сдавать имущество в аренду данным обществам без проведения конкурсных процедур, был вами рассмотрен сегодня. Второй законопроект направлен на снятие запрета предоставления хозяйственными обществами третьим лицам прав использования результатов интеллектуальной деятельности, которые были внесены в их уставной капитал.


Об образовательных стандартах

Практически завершена работа по утверждению новых образовательных стандартов:
- утверждены и в большинстве своем введены в действие стандарты по всем уровням профессионального образования, по начальной и основной (9-летней) школе;

- с 1 сентября 2010 г., как и планировалось, началось поэтапное внедрение всех новых стандартов (сейчас около 200 тыс. первоклассников учатся по новым стандартам, пилотное внедрение стандартов в основной школе начнется с 1 сентября 2012 г.).

Проект образовательных стандартов старшей школы представляет собой документ, принципиально новый для отечественной школы. Он предоставляет ребятам не только возможность выбора предметов, которые они бы хотели изучать на том или ином уровне, но и позволяет их подготовить к такому выбору. Последнее, в свою очередь, должно быть обусловлено качественным и максимально полным обучением детей в основной школе.

Мы понимаем, что предложенный РАО стандарт старшей школы еще предстоит обсудить и доработать. Обязательно должен быть найден баланс между предметами по выбору, которые позволят ребятам сориентироваться при выборе вуза или техникума, и необходимыми предметами для получения полноценного общего образования.

При этом следует также понимать, что здесь вопрос состоит не только в подготовке правовой базы, но и в создании организационных и материально-технических условий для этого – подготовить новые образовательные стандарты в области педагогики, утвердить федеральные государственные требования к переподготовке и повышению квалификации учителей, организовать такие профпереподготовку и повышение квалификации.
Концепция проекта стандарта для старшей школы также предполагает и проведение профориентационной работы со школьниками – для этого необходимо включиться в эту работу и соответствующим психологам, и непосредственно специалистам различных отраслей экономики.

Об аспирантуре

В декабре 2010 г. принят инициированный министерством федеральный закон, увеличивший срок обучения в аспирантуре по востребованным экономикой страны техническим и естественно - научным специальностям.

Одновременно с этим, с 1 сентября 2011 года предусмотрено повышение стипендий аспирантам и докторантам до 2500 рублей и до 4000 рублей соответственно. А аспиранты и докторанты, подготавливающие диссертации по техническим и естественно - научным специальностям, с 1 сентября 2012 г. будут получать стипендии в размерах 6000 рублей и 10000 рублей соответственно.

О ведущих вузах

Одобрены программы развития 29 национальных исследовательских университетов и 7 федеральных университетов, а также 2-х крупнейших университетов страны - Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета. Таким образом, уже сейчас можно говорить о формировании в стране сети ведущих вузов, которые должны стать основой для новой эффективной высшей школы России.

Общий объем бюджетных средств, направляемых на реализацию программ развития ведущих вузов страны в 2010 – 2012 годах, составляет 69 млрд. рублей, из них:
32 млрд. рублей на реализацию программ развития национальных исследовательских университетов;
27 млрд. рублей – федеральных университетов;
10 млрд. рублей - Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета.

Создавая такую сеть, мы планируем открыто и комплексно анализировать работу ведущих вузов. Те вузы, которые не выполнят взятые на себя обязательства, лишатся присвоенного статуса.

В 2010 году образован первый национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», в котором сконцентрированы исследования в области ядерных технологий. В настоящее время рассматривается вопрос о создании сети НИЦ по каждому приоритетному направлению.

В прошлом году мы приступили к реализации системы мер развития инновационной деятельности вузов.

Первое – развитие кооперации вузов и предприятий реального сектора экономики. Впервые мы предоставили средства на разработку технологий не напрямую самим вузам, а предприятиям, которые готовы заказать им работы при 100%-ом софинансировании со своей стороны.

На сегодня поддержан 101 проект в объёме в среднем около 60 млн. рублей в год на создание высокотехнологичного производства. Предприятия, участвующие в этой программе, в качестве вузов-партнеров выбрали 76 российских вузов.

Второе направление поддержки инновационной деятельности в вузах – развитие инновационной инфраструктуры. Мы поддержали создание вузами малых инновационных предприятий, центров коллективного пользования, бизнес-инкубаторов и центров трансфера технологий. На реализацию программы развития инновационной инфраструктуры каждого из вузов-победителей выделены бюджетные ассигнования на срок до 3 лет с объемом финансирования до 50 млн. рублей в год.

Третий проект прямым образом связан с поддержкой и привлечением в вузы ведущих ученых. В соответствии с постановлением Правительства РФ №220 был проведен открытый публичный конкурс на проведение научных исследований, целью которого является формирование исследовательских лабораторий международного класса на базе российских вузов.

По итогам экспертизы было отобрано 40 победителей конкурса, среди которых как российские, так и иностранные учёные.

Общий объём средств федерального бюджета, который получат победители первого конкурса в 2010-2012 годах, составляет 5,33 млрд. рублей.
Мы продолжим этот конкурс в 2011 году.

Следует обратить внимание, что все ведущие вузы активно участвовали в конкурсных отборах в рамках указанных проектов.

Общий объем бюджетных средств, которые получат ведущие вузы страны в 2010 – 2012 годах, в рамках реализации указанных постановлений Правительства Российской Федерации, составит:
11,638 млрд. рублей - национальные исследовательские университеты;
2,118 млрд. рублей – федеральные университеты.

Кроме того, сейчас создаются программы инновационного развития 47 крупнейших государственных компаний, в которых примут участие не менее чем 100 вузов страны.

Предприятия совместно с вузами разработают общие исследовательские программы, продумают организацию подготовки и переподготовки кадров при участии работников предприятия. Важное направление сотрудничества – совершенствование систем управления, когда представители предприятий входят в состав наблюдательных советов вузов.

Про федеральную программу развития образования

Приступаем к реализации новой пятилетней Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы.

В ходе ее реализации мы планируем реализовать комплексные проекты поддержки всех уровней образования. В программе впервые появился механизм поддержки регионов через субсидии. Пятая часть программы – это субсидии, предоставляемые регионам на конкурсной основе (из 54 млрд. руб. федеральных средств программы – 10,5 млрд. расходуются на субсидии).

В числе мероприятий Программы следует назвать поддержку всех образовательных учреждений по введению новых образовательных стандартов. В области профессионального образования получат поддержку около 300 учреждений начального и среднего профессионального образования, будет серьезным образом обновлена материально-техническая база училищ и техникумов.
0 Комментариев · · Для печати
Новость добавлена: AlexHo, Февраль 09 2011 19:48
Нравится
Комментарии
Нет комментариев.

Добавить комментарий

Для того чтобы добавить комментарий Вам необходимо авторизироваться

Рейтинги

Рейтинг доступен только для авторизованых пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.

Другие новости