в Тулуне -20,8°C 722 mmHg прогноз погоды чт., 12 декабря 2024 16:55 Курс валют $ 103,27 € 108,56 ¥ 13,85

Небо как призвание

Новости Тулуна > Небо как призвание
«Он любит тесноту кабин — и в этом весь Вениамин» — в этой шутливой строке содержится намёк на самую большую страсть пилота первого класса Вениамина Проклина — на авиацию. Он пролетал на разных типах гражданских самолетов более 40 лет и провёл в небе свыше 24 тысяч часов.

Вениамин Иванович начинал свой путь в авиацию после войны и ушёл на пенсию, когда из-за кризиса в 90-е годы обанкротилась региональная авиакомпания. Он возил золото из Бодайбо и работал в санавиации, его пассажирами на Ту-154 бывали и звёзды эстрады, и космонавты. А однажды его самолёт пытался захватить террорист. Рассказывая о жизни, Вениамин Проклин предпочитает вспоминать о хорошем и не без горечи отмечает, если бы не обстоятельства, смог бы ещё полетать — здоровье позволяло.

Самолёт — любимая игрушка

— Когда вы решили стать лётчиком?

— В раннем детстве, году в 1944. Мне тогда шесть лет было, и самой любимой игрушкой стал не автомобиль, а самолётик.

— Ваши родители были железнодорожниками, почему же вы не стали продолжателем династии, а пошли в авиаторы?

— Ну, лётчик — это тоже по транспорту, только ещё выше …(улыбается. — Ред.) Помню, когда строилась Иркутская ГЭС, мы с приятелем чистили Курминский залив. Брали участок с гектар, вырубали там лес перед затоплением, за это получали деньги. Как-то сидели мы у костра, самолёт над нами летал. Я и сказал: «Сел бы он здесь, хоть посмотреть, что из себя самолёт представляет». А друг мой Володя посоветовал — иди в ДОСААФ, в аэроклуб, может, и станешь лётчиком. Но аэроклуб прекратил свою работу с началом войны.

Несколько позже узнал, что на авиазаводе на базе авиамодельного кружка работает планерная секция. Я туда помчался. Примерно год ездил из Глазково, где жил с родителями, в Иркутск-2. С ребятами из кружка мы таскали на берег Ангары планер в разобранном виде, собирали его и осваивали на нём подлёты.

А весной 1956 возобновил свою работу аэроклуб в областном комитете ДОСААФ. Лето я полетал и в сентябре уехал учиться в Бугурусланское авиационное училище.

— На каком самолёте вы начинали летать?

— В училище на По-2, затем на Як-12. Когда приезжал на каникулы в Иркутск, то отправлялся в аэроклуб. На аэродроме в Оёке мы прыгали с аэростата. Окончив училище, летал на Як-12.

На службе у медицины

— На Як-12 вы в санитарном звене работали. Много тяжёлых вылетов было?

— По-разному. Хотя есть те, которые запомнились. К примеру, из Усть-Уды был вызов. Я прилетел, в самолёт загрузили молодого парня, на которого во время рубки леса упало дерево. Прилетели в Иркутск, нас уже на полосе ждала машина с медиками из областной больницы. Санитары сказали парню: «Ты перелазь на наши носилки и поедем». Я возмутился, говорю: «Он же не может сам встать! Вы зачем его заставляете? Не хотите сами, давайте я помогу его переложить». Помог. Уехали они. А назавтра мне рассказали, что парня даже до больницы не довезли.

Другой раз в Тулун оказался вызов. Случай тяжёлый, из Иркутска сразу врач полетел за больной. Поместили женщину в самолёт. Врач две большие подушки кислородные с собой приготовил. Летим. Смотрю, одна подушка уже закончилась. А на трассе облачность снизу пошла. Я думаю, пусть мне талон вырежут за нарушение, но больную надо довезти. Снизился и летел под облаками, довёз женщину. Она потом поправилась и доктору сказала, что обратно домой только самолётом полетит. Поверила в авиацию.

Агитбригаду перепутали с зеками

— А были какие-нибудь комичные истории?


— Однажды нам доверили проводить агитперелёты по всем районным центрам Иркутской области. В каждый райцентр прилетаем и два-три дня сидим, ждём, пока агитбригада выступает: лекции, концерты… В составе той бригады находился писатель Марк Сергеев, художник Виталий Рогаль. И вот подлетаем к Бодайбо, а нам с земли сообщают, что пионеры, которые должны бригаду встречать, ещё не приготовились, поэтому нас просят заходить на посадку по большому кругу. А позади нас шёл рейсовый самолёт, вёз заключённых. И пока мы время тянули, этот самолёт сел. Трапы подкатили. Пионеры построились, горны достали, торжественно встречают, а из самолёта ребята в наручниках выходят. Вот такой случился казус.

История с террористом

— Есть рейс, который вы могли бы назвать самым неприятным?


— Да, когда наш самолёт Ту-154 пытались угнать за границу. Помню, мы уже подлетали к Ленинграду, когда стюардесса записку принесла. Там говорилось, что самолет заминирован, и выдвигалось требование лететь в Шотландию. Стюардесса сказала, что записку передал ей в руки человек, сидящий в первом салоне. Мы доложили о происходящем на землю. А следом сообщили, что пока намерены лететь без снижения по прежнему маршруту. Через некоторое время бортпроводница приносит ещё одну записку, которую нашла на полу в туалете, с текстом аналогичным первому посланию. Террорист, видимо, первую записку написал и бросил, чтоб её нашли как бы ненароком. Но так не вышло. Тогда была написана вторая записка и передана нам уже через бортпроводницу. Мы обратили внимание, что записка на туалетной бумаге и написана печатными буквами. И стало очевидно, что товарищ жить хочет и не пойдёт на самоуничтожение.

— Как это вы определили?

— Раз печатными буквами пишет, значит, хочет, чтоб его не узнали по почерку. А поскольку записка на туалетной бумаге, значит, заранее не готовился. Это как-то убедило нас, что не будет он взрывать самолёт. Тогда второй пилот предложил побеседовать с человеком, чтобы объяснить, что до Глазго керосина у нас не хватит. Мы данную идею поддержали. Во время беседы второму пилоту удалось убедиться, что на самом террористе взрывчатки нет. В разговоре же он заявил, что его миссия — выдвинуть требования, что полёт контролирует английская разведка. Если же недостаточно горючего, то на дозаправку следует садиться только в западном государстве. В случае невыполнения требований через пять минут после посадки в России самолёт будет взорван. После этой беседы мы приняли решение имитировать полёт за границу. Нам повезло — облачность помогла. Удалось развернуть самолёт в облаках, и террорист этого не заметил. Приземлились. На земле нас уже ждали. Пассажиров стали эвакуировать по надувным аварийным трапам. И этот человек тоже пытался смешаться с толпой, но за ним наблюдал парень, бортпроводник, который и указал на террориста подоспевшим «особистам». И только тогда экстремист-неудачник понял, что самолёт сел не за границей. Экипаж сразу посадили в отдельный автобус, отвезли в депутатский зал, чаем напоили и с каждым членом экипажа стали беседовать по два следователя. Общались они с нами с часу до семи вечера.

Позже узнали, что этот человек, горе-террорист, был признан ненормальным и его поместили на принудительное лечение в психиатрическую больницу. Говорят, такое решение страшнее, чем тюремный срок.

— А за границей вам приходилось летать?

— Да, отработал две вахты по 4 месяца в Китае, были рейсы в Японию.

— Чтобы работать на этих линиях, нужно знать английский, в каком возрасте вы сели за его изучение?

— В 50 лет. В школе учил немецкий, но тут пришлось выучить английский, очень уж хотелось полетать и за границу.

— С лётной работы вы ушли по здоровью?

— Нет, я прошёл медкомиссию. Думал, ещё полетаю, но авиакомпания «Байкал» распалась и все квалифицированные лётчики остались без работы.

— Во сне летаете?

— Очень часто. Теперь наяву полетать удаётся только в аэроклубе в Оёке, и то с инструктором, у нас же нет допуска на самостоятельные полёты.

Вениами Проклин, даже выйдя на пенсию, не может оставаться вдали от самолётов. В настоящее время он работает контролёром службы аэроконтроля. И уверяет, что самолёт — самый безаварийный вид транспорта, а более безопасным может считаться разве что гужевой.


Алёна САБИРОВА
Фото из архива В. Проклина
0 Комментариев · · Для печати
Новость добавлена: AlexHo, Январь 31 2009 11:51
Нравится
Комментарии
Нет комментариев.

Добавить комментарий

Для того чтобы добавить комментарий Вам необходимо авторизироваться

Рейтинги

Рейтинг доступен только для авторизованых пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.

Другие новости