в Тулуне -7,1°C 721 mmHg прогноз погоды чт., 5 декабря 2024 07:56 Курс валют $ 104,24 € 110,2 ¥ 14,26

Есть ли у нас антикризисный план

Новости Тулуна > Есть ли у нас антикризисный план
В Иркутской области всем хорошо не будет, но некоторым помогут.

Расширенное заседание правительства в четверг затянулосьболее чем на три часа, и значительная часть этого времени была посвящена антикризисной программе правительства области.

Резервы и сферы

Губернатор Игорь Есиповский сообщил, что падение валового регионального продукта, по прогнозу правительства, может составить 20 процентов. Губернатор, видимо, в этот момент отметил, как изменились лица приглашенных, потому что сразу напомнил, что наряду с этим у области имеются существенные незадействованные резервы.

- Основной задачей антикризисного плана, - отметил губернатор, - должно стать создание эффективных условий для стабилизации социально-экономического положения в регионе. Мы должны изыскать и задействовать все имеющиеся резервы.

Глава области предупредил, что правительство не будет брать на себя решение всех проблем и осуществление всех обещаний, но выберет те сферы, в которых, в меру своей компетенции и возможностей, сможет решить важнейшие проблемы. О конкретных пунктах плана министрам напомнил заместитель председателя правительства Александр Ведерников.

Стоит только захотеть

Для начала вице-премьер признался, что он и его коллеги по финансовому блоку правительства совершили большую ошибку: налог на прибыль предприятий, заложенный в областной бюджет в размере фактически собранного в 2008 году, по итогам трех месяцев оказался на 75 процентов меньше плана. А по результатам года дефицит консолидированного бюджета по одной только этой статье может превысить 8 млрд рублей. Если, оговорился Александр Ведерников, правительство не займется оптимизацией расходов или повышением доходов.

Во второй вариант верится слабо, а в первом, кажется, область уже достигла дна - больше сокращать нечего, кроме численности аппарата правительства. Но это, как все понимают, святое.

Собственно антикризисный план разрабатывался и принимался при участии депутатов Законодательного собрания, предпринимателей и общественных объединений. Если учитывать, что успехом, как правило, делятся неохотно, то можно предположить, что веры в качество плана у заместителя губернатора не много, и он в данном случае напоминал всем: творчество коллективное, отвечать за неисполнение будем вместе.

План разрабатывался по образцу из правительства Российской Федерации и базируется на четырех "точках опоры": социальная защита населения; сохранение промышленного и технологического потенциала; поддержка малого бизнеса и снижение административного давления; проведение взвешенной бюджетной и межбюджетной политики. По информации Александра Ведерникова, Иркутская область в последние несколько лет была в Сибирском федеральном округе лидером "по некоторым видам выплат". А по остальным не была, скажет читатель. И как тут делать выводы без точных цифр?

Александр Ведерников сделал! Он заявил, что "сохранение этих дополнительных, не прописанных в федеральном законодательстве мер социальной поддержки и есть антикризисная мера". То есть тех мер, которые были разработаны предшественниками нынешнего правительства и существовали в благополучные годы, должно хватить и сегодня, и когда кризис (что не исключено) усугубится.

Если следовать логике Ведерникова, то неимущим жителям области буквально повезло, что разразился кризис, - если бы не это, Александр Ведерников предложил бы урезать те меры социальной поддержки, которые он называет "дополнительными".

Область в этом случае вернулась бы на уровень социальных расходов, который существует в соседних регионах, зампред правительства мог бы отрапортовать о существенной экономии (по выплатам на содержание детей и по оплате услуг ЖКХ малоимущим - по 100 млн) на бедных, а бедные... Ну, это не проблемы Ведерникова. Главное, что идею он сформулировал.

Осторожно постукивая по деревянному...

Областная служба занятости сумела защитить в федеральных ведомствах региональную программу содействия занятости, так что на эти цели в регион поступят 200 млн рублей. Месяцем раньше речь шла о 800 млн, но это по нынешним временам неосуществимо: многие регионы программы вообще не защитили, соответственно, ничего и не получат.

За каждым заместителем премьера и министром закреплена действующая в области финансово-промышленная группа, с которой чиновник постоянно ведет переговоры по двум вопросам - своевременная выплата заработной платы и "невысвобождение персонала". По-русски правильнее и изящнее было бы сказать "сохранение рабочих мест", но из речи заместителя губернатора слова не выбросишь.

Сохранение промышленного потенциала - пожалуй, наиболее сложная часть антикризисного плана правительства. Если с социальными обязательствами все просто - финансово-экономический вице-премьер сначала пообещал не подвергать секвестру расходы по социальным статьям, а потом либо сдержал слово, либо нет, то с промышленностью все гораздо сложнее.

Приведенный Ведерниковым пример Байкальска, где правительство только и сумело, что своевременно поставить на учет всех сокращенных, положительным назвать трудно. Да, минувшую зиму области удалось финансировать работу ТЭЦ, а что дальше? Сколько еще Байкальсков выдержит бюджет? Правительство области сумело включить некоторые градообразующие предприятия области в федеральные списки на оказание помощи, но многое зависит от того, как будет развиваться кризис и что федеральное правительство сможет сделать.

Несмотря ни на что правительство области будет поддерживать инвестиционные проекты, существующие на территории области (комбинат биотехнологий, нанотехнологический кластер, домостроительный комбинат и т.д), в надежде, что впоследствии каждый из проектов даст многократное увеличение налоговых отчислений и рабочих мест.

Поддержка некоторых отраслей промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета, аккумулированных в специальных фондах, - широко известен, например, Фонд содействия реформированию ЖКХ (ФСР). Работа правительства в данном случае заключается в том, чтобы получить эти средства и привести их на территорию области.

Первый транш ФСР в размере почти 1 млрд рублей область уже получила, сейчас ожидают второй, но, подчеркнул заместитель губернатора, работа это непростая: из фонда в федеральный бюджет было отозвано 80 млрд рублей, и теперь каждая копейка из него достается регионам после сложных и долгих переговоров. Тем не менее Александр Ведерников, "осторожно постукивая по деревянному", выразил осторожную уверенность в том, что все получится.

Феодальный кризис

Поскольку проблема поддержки малого и среднего бизнеса стала вечной темой на всех совещаниях, где собирается больше трех чиновников, а на этом заседании правительства в повестке дня стояла отдельным вопросом, Александр Ведерников сразу перешел к любимой теме правительства - межбюджетным отношениям.

Борьба за доходы развернулась нешуточная: за каждым заместителем премьера закреплена не только конкретная ФПГ, но и конкретный вид доходов. Этот "кризисный феодализм" считается хорошим способом персонификации ответственности. Хотелось бы верить, что, если будет доказана вина конкретного заместителя в снижении конкретной доходной статьи, виновного снимут с вещевого довольствия и лишат хлебной пайки, но, боюсь, это фантастика.

Александр Ведерников еще раз расписался в бессилии своего блока в правительстве и предупредил, что министерство финансов не справляется с "таким количеством разновекторных задач". Интересно, что предшественники Ведерникова никогда не жаловались, а бюджет вырос в два раза за два года...

Не приводя примеров успешности изобретенной им тактики - периодически собираться рабочими группами и обсуждать текущие вопросы, - Александр Ведерников заявил, что эта практика должна быть распространена на муниципальные образования, а заодно подверг критике членов правительства, среди которых есть как "звездочки", так и халтурщики, ни разу не собиравшие рабочую группу.

Интересно, за какой вид доходов может отвечать, например, министр образования? Взятки налогом не облагаются, а с дополнительными услугами в школах правительство Игоря Есиповского борется беспощадно.

Можно, конечно, измерять эффективность работы конкретной группы, сравнивая цифру в прогнозе бюджета и фактически полученные доходы, - но если автор прогноза с самого начала ошибался (в чем он уже и признается, не краснея)?.. Министры должны понимать, что у них есть шанс ответить за чужую ошибку.

Товарищи ученые, доценты с кандидатами...

Самую обнадеживающую часть своего доклада Александр Ведерников приберег на финал. В правительстве будет создана рабочая группа по проведению административной реформы, состоящая из пяти комитетов: по повышению эффективности административных регламентов, по информатизации, по оптимизации административно-хозяйственных расходов, по оценке эффективности деятельности органов власти, по оптимизации организационной структуры.

Последнему комитету предстоит самая интересная часть работы - исключить дублирующиеся и избыточные функции в работе министерств, так что скоро мы станем свидетелями либо разделения министерств - например, на отдельные ведомства для транспорта, связи и ЖКХ, либо исчезновения из сферы декларируемой заботы правительства отдельных направлений - науки, например. И то сказать: чем наши министры могут помочь ученым?

В идеале сокращение расходов на государственный аппарат планируется довести до федерального стандарта - правительство Владимира Путина сумело, как известно, урезать собственные расходы на 22 процента. Скромность областного правительства похвальна, но это не тот случай, когда нужно останавливаться на достигнутом. Александр Ведерников, похоже, и не собирается - он обещал, в частности, ликвидировать некоторые областные государственные учреждения, потому что "мы уже сами в них слабо ориентируемся".

Работа по административной реформе ведется в антикризисном режиме и должна быть завершена к моменту принятия нового устава области, то есть к 1 июня 2009 года. Для оптимизации расходов предлагается создать (наконец-то) единую службу для осуществления госзакупок по единой цене.

А теперь можно расслабиться!

Завершая изложение плана, заместитель губернатора поведал печальную новость: принятое в прошлом году решение о перераспределении части налогов в пользу областного бюджета не оправдало себя, ибо муниципалитеты стали "люмпенизировать, ссылаясь на пожар, кошмар и кризис". Недолго думая, министерство финансов изобрело принципиально иной подход к межбюджетным отношениям: финансовая помощь будет оказана тем, кто в кризисный год сумеет увеличить доходную часть своего бюджета. Большинство мэров, похоже, могут расслабиться и забыть о помощи. Вообще...

По предложению губернатора антикризисный план принят с оговоркой: каждое предложение, высказанное на следующих заседаниях рабочей группы, будет вписано в план, и он станет, таким образом, уникальным расширяющимся и вечнорастущим документом правительства.


Борис Самойлов

© Байкальские Вести
http://news.babr.ru
0 Комментариев · · Для печати
Новость добавлена: Irinka, Апрель 06 2009 08:57
Нравится
Комментарии
Нет комментариев.

Добавить комментарий

Для того чтобы добавить комментарий Вам необходимо авторизироваться

Рейтинги

Рейтинг доступен только для авторизованых пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.

Другие новости