в Тулуне -16,2°C 725 mmHg прогноз погоды сб., 30 ноября 2024 00:39 Курс валют $ 107,74 € 114,31 ¥ 14,72

Российский бизнес кует монеты и в кризис

Новости Тулуна > Российский бизнес кует монеты и в кризис
Рис. Николая ВОРОНЦОВА.
Население экономит на деликатесах и развлечениях, но не жалеет денег на Интернет и пиво

Александр ЗЮЗЯЕВ — 17.04.2009

Финансовый кризис - рентген для бизнеса. Не нужно большого ума развивать предприятие при высоких ценах на нефть. Если денег в стране много, то и покупатель найдется. А пересохла река нефтедолларов - и сразу стало видно, кто чего стоит: утонувшие в кредитах компании просят о помощи, а трезвомыслящие бизнесмены пользуются кризисом для «наращивания мускулов».

ДИСКОНТЫ НАБИРАЮТ СИЛУ

В тучные годы розничная торговля считалась перспективным занятием: рынок поднимался в среднем на 10% в год. Это неудивительно. Экономика была на подъеме. Доходы россиян росли ощутимо быстрее инфляции. Истосковавшиеся по хорошей жизни люди покупали бытовую технику, электронику, модную одежду...

А пришел кризис - бутики, автосалоны и точки торговли «кудрявой жизнью» опустели. Где народ? В продовольственных магазинах, рассчитанных на не самый взыскательный карман.

- От кризиса выиграли магазины-дисконты, которые становятся все популярнее, - делится наблюдениями редактор аналитического интернет-сайта RETAIL.RU Елена Кадочникова. - Кризис подтолкнул к выходу на российский рынок крупнейшую розничную сеть мира Wal-Mart, которая славится низкими ценами.

Осенью 2008 года, когда стало известно, что кризис ощутимо ударил по доходам россиянам, Wal-Mart зарегистрировал в России дочернюю компанию, а сейчас торгуется за контрольный пакет крупной питерской торговой сети.

Насколько бойко идет торговля в дискаунтерах? К примеру, одна из крупнейших сетей недорогих магазинов России за первый квартал 2009 года увеличила продажи на 14%, а размер среднего чека вырос на 13,7%. С каждым месяцем приток новых клиентов в магазинах увеличивается: если в последнем квартале 2008 года количество покупателей выросло на 0,17%, то в начале нынешнего года уже на 0,4%.

ПИВО ВМЕСТО ГАЗИРОВКИ

Финансовый кризис изменил продовольственную корзину среднестатистического россиянина. Мы все чаще отказываем себе в новомодных продуктах, переходя на более традиционные. К примеру, популярность йогуртов падает, а продажи творога и круп идут в рост. Но некоторым аномалиям спроса даже эксперты с трудом находят объяснение.

- Мы сравнили объемы потребления семей в январе - феврале нынешнего года с теми же месяцами 2008-го. В январе те семьи, которые покупали пиво для домашнего потребления, тратили на него в среднем на 36%, а в феврале на 64% больше денег, чем год назад, - говорит гендиректор компании «Ромир Панель» Андрей Федотов. - По-видимому, пиво начинает понемногу теснить другие напитки.

Стирального порошка хозяйки покупают на 15 - 25% больше, чем год назад. Возможно, это попытка сделать запас. Но как объяснить рост продаж шампуня на 13,8% и дезодорантов на 30%?

- Можно, конечно, сказать, что соискатели новой работы чаще моют голову и пользуются дезодорантом, - шутит Андрей Федотов. - Но, скорее всего, эти товары стали чаще покупать в подарок вместо более дорогих сувениров.




СЕМИНАРЫ В МОДЕ

Риск потерять работу и сбережения подталкивает население к повышению квалификации. Рынок откликнулся на спрос. В какую газету ни глянь - рекламный раздел пестрит десятками предложений пройти тренинг. Семинары на любой вкус: от занудных лекций, «как сохранить и приумножить», до мистических практик. Доходы организаторов семинаров неизвестны - рынок непрозрачный, «тренером» может выступить любой человек. Но доход тренинги приносят весомый.

- В кризис пришлось расширяться: переехали из офиса на Котельнической набережной в помещение на Китай-городе, - хвастался на одном из последних семинаров Биржевого университета тренер Игорь Федосенко. - Грузчики удивлялись: кризис заставляет компании из центра бежать на окраину Москвы, мы же и так в центре располагались, а теперь вовсе перебрались к самому Кремлю.

Поднялся спрос на услуги коллекторских агентств. Кризис спровоцировал рост просрочки по выплате кредитов. Банки вынуждены все чаще обращаться в специализированные компании. По данным Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств, рынок взыскания долгов вырос в два раза. Агентства вынуждены были объявить массовый набор новых сотрудников. Но «вышибалам» не до жиру.

- Спрос на услуги коллекторских агентств у банков вырос, - подтвердил статистику руководитель Агентства по возврату долгов Станислав Федоровичев. И сразу же оговорился: - Но нужно учитывать, что финансовое положение людей и компаний тоже ухудшилось. Платежеспособность населения сокращается. Некоторые коллекторские агентства работают на грани рентабельности.

По мнению эксперта, подъем рынка просроченных кредитов продолжится до конца года, а затем пойдет на спад. На это повлияют две тенденции. Первая - люди, которые оформили заем еще до кризиса, проблемы с выплатой уже испытали или почувствуют в ближайшие месяцы. Вторая тенденция - в кризис банки выдают деньги только надежным заемщикам.

- Уже осенью некоторым коллекторским агентствам придется уволить часть сотрудников, - прогнозирует Станислав Федоровичев.

КНИЖКИ КАЧАЕМ ИЗ СЕТИ

Опросы общественного мнения свидетельствуют: россияне еще перед Новым годом поняли, что нынешний кризис - это серьезно. И кардинально урезали расходы. «Под нож» в первую очередь пошел бюджет на рестораны и развлечения. Более-менее стабильная ситуация только на рынке фаст-фуда: в дирекции недорогих ресторанов говорят, что объем продаж с прошлого года практически не изменился. Реализация книг упала на 15 - 20%, а популярность кинотеатров обвалилась еще ниже. Но это не значит, что население не отдыхает. Просто мы более рачительно распоряжаемся деньгами. По оценке экспертов, интернет-сайты, торгующие электронными версиями книг, с января подняли продажи на 50 - 60%.

Вслед за интересом в Интернет перебирается и реклама. Большинство экспертов Виртуальной сети оптимистично смотрят на свои перспективы.

- В 2009 году интернет-рынок вырастет примерно на 20%, - заявил директор по развитию компании MediaNet Михаил Смышляев.
0 Комментариев · · Для печати
Новость добавлена: AlexHo, Апрель 17 2009 13:16
Нравится
Комментарии
Нет комментариев.

Добавить комментарий

Для того чтобы добавить комментарий Вам необходимо авторизироваться

Рейтинги

Рейтинг доступен только для авторизованых пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.

Другие новости