в Тулуне -5,3°C 722 mmHg прогноз погоды пт., 1 ноября 2024 03:42 Курс валют $ 97,44 € 105,84 ¥ 13,64

Геннадий Нестерович: С бюджетом, как с бомбой, надо обращаться осторожно

Новости Тулуна > Геннадий Нестерович: С бюджетом, как с бомбой, надо обращаться осторожно
«Областная газета» от 03 февраля 2016

Автор:Олег Гулевский
Фото:Алексей Головщиков

Тема эффективности бюджетных трат стала доминирующей для комиссии по контрольной деятельности Законодательного Собрания и работающей с ней в связке областной КСП. Каждая проверка, как рассказал председатель комиссии Геннадий Нестерович, вскрывает все новые факты нерационального использования областной казны, и так больной дефицитом.

– Приведу один, но весьма характерный пример. Хорошо известно – доходы местных бюджетов невелики, и подавляющее их число дотируется из областного бюджета. А на что эти дотации тратятся? Как выяснялось в ходе неоднократных проверок аудиторов, деньги уходят в основном на содержание раздутых административных аппаратов. Зачастую туда попадают не по знаниям, а по родственным связям с главой поселения: сват, брат, кум… Какое там решение социальных вопросов, когда не на что даже лампочки купить. Доходит до абсурда: в Тайшетском районе обнаружилось село, в котором никто не живет, но есть глава поселения, который исправно получает зарплату.

– А кто устанавливает штаты? Где-то прописано? Или сама местная власть решает?

– Нормативы, конечно, есть, и КСП именно на них опирается, проводя контрольные проверки. Но как показывает практика, в них много перекосов, и требуется постоянная работа по их совершенствованию. Именно на создание четких и жестких нормативных рамок направлена наша совместная с КСП работа. Понятно, что при нормативном распределении средств будет меньше нарушений и больше ответственности.

– А почему бы не слить мелкие поселения, и тем самым избежать непроизводительных денежных трат?

– Да, такой вывод напрашивается сам собой, но 131-й закон не позволял производить объединение поселений. Только сейчас, после принятия в федеральное законодательство поправок, это стало возможным. Этим правом как раз и воспользовался Ангарск, взявший под свое крыло соседние поселения и принявший статус городского округа. И депутаты, прежде всего члены нашей комиссии, говорят: пора заняться этой проблемой. Правительству области повести анализ сложившейся ситуации, и там, где назрела необходимость, провести работу по укреплению поселений. Таким образом, мы сэкономим немалые деньги.

– Но как на это посмотрят сами местные чиновники? Вряд ли они будут в восторге.

– Согласен, это большая работа. Мало убедить и глав поселений, и местных депутатов в целесообразности таких объединений. Кто-то уже сейчас согласен, кто-то сопротивляется. И будет сопротивляться, если мы пойдем привычным путем: сократим штаты, а вместе с ними заберем и деньги, идущие на их содержание. А вот если мы их оставим районам и поселениям, пустим на их развитие, то от этого предложения, как вы понимаете, трудно отказаться. Поэтому сейчас нужна программа таких административных преобразований, способствующая повышению управляемости.

– Как вы сейчас оцениваете уровень компетентности местного самоуправления?

– Честно говоря, он невысок. Ведь большинство нарушений, выявленных КСП, происходит из-за незнания законов бюджетного финансирования и правильного учета. Главами поселений избираются зачастую люди, не обладающие в достаточной мере знаниями и практическим опытом. Нужно научить их пользоваться законами, поднять их эрудированность, как можно чаще проводить обучающие семинары в районах.

– Одно из предложений КСП – передать исполнение бюджета для поселений, где население не превышает 500 человек, на уровень районов. Это, по их мнению, будет способствовать как более грамотной работе с бюджетом, так и экономии денежных средств.

– Я бы воздержался от централизации, она, по моему мнению, лишь способна парализовать инициативу глав поселений по изысканию дополнительных доходов. А эти доходы, поверьте, есть в каждом поселении. Взять тот же налог на имущество, который зачисляется в местный бюджет. КСП по нашему поручению проверила и выявила, что имущество во многих случаях числится, но не работает, не приносит в бюджет ни копейки. То его сдают знакомым коммерческим структурам, не требуя платы за аренду, то оно давно уже пришло в негодность. Давайте досконально разберемся с имуществом: сколько получаем, сколько теряем. А теряем немало, сотни миллионов рублей.

– А вот некоторые мэры, как выявили аудиторы КСП, весьма изобретательны в изыскании дополнительных доходов, но в личный карман. Им начисляют надбавки и за выполнение особо сложных и напряженных заданий, и за работу с секретными документами. Причем каждый месяц.

– Это, мягко говоря, грамотные главы поселений (смеется). Они читают законы, смотрят, где можно эти законы обойти. У меня, когда я в прошлом созыве был заместителем председателя Заксобрания, имелся оформленный допуск к секретным документам, но я помню, что они не так часто попадали ко мне в руки. А уж в поселениях я просто не могу представить, с какими секретными документами они могут работать. Тем более каждый месяц. Такие люди приходят во власть только ради того, чтобы получать хорошие деньги. А интересы населения им побоку. Это самое печальное. Поэтому необходимы проверки и контроль, чтобы пресекать подобные «инициативы».

– Неоднократно на заседаниях вашей комиссии всплывал вопрос о целесообразности закупки сельскохозяйственной продукции для школ, детсадов и социальных учреждений у местных сельхозпроизводителей. Что мешает это делать?

– Как ни странно, но 94-й федеральный закон, требующий проведения тендера: у кого дешевле – у того и покупаем.

– Но ведь это же разумно.

– Это было бы разумно, если бы, опять же, не находились лазейки. Например, на торги в Усольском районе вышло несколько фирм, но снижения стартовой цены, как ожидалось, не произошло. А все потому, как выяснила КСП, что все они аффелированные, принадлежат одной структуре, только вывески разные. Какая может быть при этом конкуренция?

– А есть способ пресечь эту практику?

– Есть. Взять, к примеру, мясо. Его можно закупать или глубокой заморозки, так называемое блочное, или охлажденное. Блочное без костей, но какого оно качества? Может, там одни жилы, никто ведь не знает. А именно им зачастую и торгуют, оттесняя наших фермеров, у которых мясо и выше качеством, и дешевле. Как изменить ситуацию? Достаточно выработать технические условия закупки. Если там будет записано: только охлажденное мясо, то уже никому не удастся продать какую-нибудь кенгурятину из Австралии. Охлажденное мясо может поставить только местный фермер. Точно также и с молоком. Если технические условия запретят пичкать детей или больных консервантами, тогда появится возможность поить их свежим молоком, прямо из-под коровы.

– Настораживает разброс цен закупаемых продуктов питания. Порой они превышают магазинные. Разве нельзя установить какую-то единую планку?

– Можно. Я в свое время изучал опыт зарубежных стран по производству пищевых продуктов в Европе: Франции, Австрии, Германии. Там каждый день публикуется ценовая политика на текущий день закупки молока, мяса и других продуктов. Почему бы нашим министерствам – здравоохранения, соцразвития, образования – не вести подобный ценовой мониторинг и доводить его до сведений своих учреждений? Они бы знали, что сегодня в области цена на мясо такого-то качества, такая-то и такая. Тогда бы не получалось, как это происходит сейчас, когда в районе, где выращивают картофель, цена на него разнится в два-три раза.

– Вы предложили КСП оценить эффективность подсобных хозяйств при социальных учреждениях. Считаете, они способны обеспечить более дешевые поставки сельхозпродукции?

– Они уже сейчас обеспечивают. И могли бы производить намного больше, но им, как выясняется, не хватает техники: тракторов, комбайнов, сеялок. Давайте создадим программу, которая бы учитывала их потребности, дадим им нужную сельхозтехнику. Нагрузки на нее будут невелики, тот же комбайн прослужит 10, а то и более лет. Корма будут заготавливать, скот выращивать, продавая излишки другим учреждениям социальной сети. Производством своей сельхозпродукции могли бы заниматься и школы. Мы в свое время с удовольствием работали на школьном участке, обеспечивая себя на зиму овощами. Да и сейчас этот опыт не забыт, достаточно побывать в школе поселка Харик Куйтунского района, чтобы в этом убедиться. Прекрасно развитое подсобное хозяйство позволяет кормить ребят дешевыми и сытными обедами.

– Компетенции вашей комиссии хватает, чтобы не только выявить нарушения, но и пресечь их?

– От нашей комиссии одними обещаниями не отделаешься. Даем срок на исправление – и опять проверяем. Можем и прокуратуру подключить. Если возникают вопросы, требующие вмешательства правительства, пишем письма губернатору. Одно из них, например, касалось результатов проверки целевой программы «Точка опоры» по профилактике социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Выяснилось, что ряд объектов в детской деревне в Тулунском районе брошены недостроенными, то есть это элементарное распыление бюджетных средств. В результате нашего вмешательства в этом году выделено 7,6 млн рублей на их достройку. Помогли мы и противопожарной службе, оставшейся с пустым фондом оплаты труда. Им с нашей помощью было перечислено 36 млн рублей. Как видите, мы защищаем не только интересы бюджета, но и интересы людей.
0 Комментариев · · Для печати
Новость добавлена: AlexHo, Февраль 03 2016 17:41
Нравится
Комментарии
Нет комментариев.

Добавить комментарий

Для того чтобы добавить комментарий Вам необходимо авторизироваться

Рейтинги

Рейтинг доступен только для авторизованых пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.

Другие новости