Ребёнок и телевизор: неравный дуэт.
Форум Тулуна > Полезные советы > Наши детки > Ребёнок и телевизор: неравный дуэт. |
Irinka | 03 фев 2009 09:03 | |
Администратор Сообщений: 2149 Откуда: Тулун Зарегистрирован: 17.05.08 |
Часть 1. Телевизор в законе В миру бытует шутливое изречение: хозяин в доме тот, у кого в руках пульт от телевизора. Телевизор давно стал и привычным предметом домашней обстановки, и радикальным средством от скуки и тишины, превратившись практически в члена семьи. Но не всё так просто и ясно в отношениях с этим «говорящим ящиком». Пугает то, что многие из нас безоглядно доверяют телевизору воспитание своих детей, перекладывая на него почти все обязанности домашнего педагога. «Я думаю, что все мы в какой-то степени жертвы телевидения, точнее, жертвы своей зависимости от него. Мы приходим домой с работы и первым делом включаем телевизор – и ведь не для того, чтобы узнать новости, прогноз погоды или результаты спортивной игры, а просто потому, что привычный звук, льющийся с экрана, каким-то невероятным образом заглушает хор ежедневных неумолкаемых проблем, орущий у нас в голове. Уж лучше я буду слушать о переживаниях какой-нибудь Хуаниты из бразильского или мексиканского сериала или даже подпевать очередной безголосой полуголой нимфетке, кривляющейся на экране, чем в сотый раз прокручивать в голове неприятный утренний разговор с главным бухгалтером или анализировать причину постоянного недовольства шефа. Выбор в пользу телевизора – это вынужденное предпочтение злу более меньшему, чем вечные тревожно-горькие думы о моей работе. Умом я понимаю, что нельзя так часто и бездумно включать телевизор дома, даже не так: нельзя жить с постоянно включённым телевизором, нужно найти другое средство амнезии от своих рабочих проблем, чтобы не втягивать сына в эту безумную телеманию, но сделать ничего конкретного не могу. Или не хочу?» «Я последнее время стал замечать, что ничто меня так не раздражает, как разговоры о телезависимости и вреде влияния телевидения на человека. Каждый второй считает своим гражданским долгом немедленно навесить ярлыки: телевизор – вселенское зло, просмотр передач - оглупляет и превращает людей в послушных роботов. Но ведь семья добровольно приобретает сей предмет на собственные средства и тратит на эту покупку не такие уж смешные деньги. Ещё ни разу я не слышал историй о том, что якобы к кому-то злоумышленники ворвались в квартиру и насильно оставили в ней принесённый с собой новенький плазменный телевизор, и после этого жизнь у бедолаг-хозяев пошла насмарку, в общем, все умерли». «Странная сейчас какая-то наблюдается тенденция – стало чуть ли не хорошим тоном постоянно ругать телевидение или жаловаться на него. В моём кругу считается едва ли не извращением смотреть телевизор самому и позволять делать это ребёнку. Все норовят завести разговор о лауреатах букеровской премии, о разведении лилий на прикоттеджном участке или о посещениях фитнес-клуба. А стоит мне хотя бы заикнуться о какой-нибудь воскресной программе, как на меня начинают смотреть как на носителя опасной и неизлечимой инфекции. Снобизм какой-то. Наверняка ведь все без исключения смотрят ежедневно так презираемый ими «ящик», только признаться в этом боятся, имидж свой оберегают». Взгляд назад Вспоминая собственное детство, я радуюсь, что моё поколение не было таким телезависимым. Да и зависеть, собственно, тогда было не от чего. Еженедельная пятничная программа «В гостях у сказки» с тётей Валей Леонтьевой, вечерняя культовая передача «Спокойной ночи, малыши», пара выпусков «Ну, погоди!» или сказка «Аленький цветочек» в выходной день – вот и весь небогатый ассортимент телепродукции, предлагаемый к просмотру детям 70-80-х годов прошлого века. В квартирах наших родителей стояли чёрно-белые ламповые телеприёмники, по которым транслировались два канала, называемые не сегодняшними броскими аббревиатурами (ОРТ, НТВ, СТС), а по-советски конкретно и скромно: первая и вторая программа. Пиком ежедневного вещания были, разумеется, новости. Вот одно из моих самых ярких воспоминаний детства: дедушка смотрит на циферблат старинных настенных часов, прерывает разговор и бежит к телевизору с восторженным криком: сейчас будут передавать последние известия! В ту пору я своим наивным детским умом неосознанно боялась слова «последние», оно представлялось мне унылым, тоскливым и обречённым. Казалось, что если мы сейчас не узнаем, о чём вещает диктор с телевизионного экрана, случится неминуемая катастрофа: мы все умрём от информационного голода или другой напасти. «В моём детстве по радио транслировалась передача «Радионяня», может, кто и помнит. И мы её слушали и учились, потому что учиться больше было не у кого, как у радиопередачи, по телевизору одни новости показывали да производственные фильмы про выполнение плана. А сегодняшний телевизор – это и няня для ребёнка, друг, и сосед, и домашнее животное, и учитель, и даже папа с мамой, когда те заняты на работе». Внимание, опасность! Но сейчас любые теленовости льются широкой мутной рекой мимо наших ушей без остановки, только успевай подставлять мозги и память для заполнения нужной и не очень информацией! И не только новости: телевизор задыхается от напиханных в него боевиков, ужастиков, сериалов и реалити-шоу и так и норовит поскорее избавиться от них, плюнув ими в первого, кто нажмёт на кнопку пульта. И для нас как для родителей очень важно проследить за тем, чтобы этими «первыми встречными», а зачастую и основными поклонниками телевизора не становились наши собственные дети. «Я подготовила сообщение о вреде телевидения и выступила с ним на родительском собрании. Оказывается, американские учёные-психонейрологи обнаружили: у детей, смотрящих телевизор, правое полушарие работает в два раза интенсивнее левого, а такая ситуация способствует выработке в мозгу ребёнка гормонов эндофринов, которые структурно идентичны опиуму, что является причиной выработки физической зависимости от просмотра. Результаты проведённых исследований показывают, что у ребёнка, прилипшего к экрану, кора и подкорка мозга практически не функционируют, а периферийная нервная система, наоборот, активизируется. Такое распределение нагрузки на мозг характерно для низших животных, которые не способны отличать реальность от её отображения. В итоге ребёнок реагирует на события, происходящие на экране, настолько остро и болезненно, как будто всё, что он видит, случается с ним на самом деле». «У нас дома нет телевизора: я выбросила на помойку этого домашнего вампира четыре года назад, причём выбросила на помойку в прямом смысле: наняла соседа, чтобы тот оттащил сего монстра к мусорным бакам. И четверти часа не прошло, как телевизор обрёл новых хозяев, ну что можно сказать о таких людях: несчастные, да и только». «К сожалению, сейчас немало показывают и третьесортных программ, резко выделяющихся на общем фоне ярких, зрелищных, развлекательных и познавательных передач. Вопрос качества телепродукции – это уже другой вопрос, не относящийся к полезности или вреду телевизора, и решать его должны не родители или учителя, а владельцы каналов и создатели фильмов». От словаря и до учебника Конечно, я, как и любая мать, радуюсь короткой передышке от неумолкаемого потока дочкиных рассказов и вопросов, возможность воспользоваться которой мне услужливо предоставляет голубой экран. И мне тоже очень сложно не поддаться соблазну обманчивой лёгкости и удобства, предлагаемым «телевизионным» воспитанием и развитием ребёнка. Несомненно, просмотр телепрограмм способствует овладению ребёнком родным языком, обогащению его словарного запаса, учит правильному построению фраз и предложений. Моя семилетняя дочка частенько спрашивает меня о значении новых слов, услышанных ею в телевизоре: «Что такое намёк?» или «Что означает этикет?» Иногда она забавляет нас неожиданностью формулировок или сравнений: «Сон – это почти что мультик. А сегодня мне приснились целых три сна: жених, сырок и куколка». Или обескураживает вопросом: «Ведь мы должны всегда помнить о чувстве такта, не правда ли?» И я понимаю, что не смотри она свою детскую передачу, она бы не радовала меня такими филологическими или почти философскими перлами. Невербальные навыки Помимо помощи в развитии речи, телевизионные программы знакомят ребёнка и с самыми простыми элементами несловесного поведения. Малыш, наблюдая за героями детских фильмов, учится различным знакам, подаваемым собеседниками друг другу, их жестам, а также обращает внимание на выражение их лиц. Моя дочка предлагает мне: «Хочешь посмотреть, какой я могу сделать тебе знак рукой? - и смешно вертит ладошкой и шевелит пальчиками, как будто пытаясь набрать полную щепотку соли или поймать пролетающую муху. – Вчера в мультике Брунгильда точно так же махала из окна башни своему любимому! – поясняет малютка и немедленно выдаёт продолжение. – А ещё она потом так красиво для него танцевала, я тоже так умею, смотри!..» Литературный минимум Увы, поколение наших детей уже не поклоняется книгам в той степени, как когда-то это делали мы. Они предпочитают просмотр фильма прочтению книги. А может, это не так уж и плохо? Пусть они прочтут меньшее количество книг, чем прочли мы, зато самостоятельно определятся с выбором тех произведений, какие стоит им прочитать. И сделать такой выбор им поможет телевизор, как ни странно это может показаться на первый взгляд. «У кого из нас в школе не сводило зубы судорогой от необходимости читать классику? Месяцами с нами мучились несчастные школьные учителя, прививая любовь к Фёдору Михайловичу и Льву Николаевичу, а мы лишь вынужденно листали предписанные программой романы, изнывая от скуки и совершенно не разделяя и не понимая в силу своих счастливых и сытых шестнадцати лет терзания Раскольникова или сомнения Безухова. А телевизор может показать фильм, снятый по роману, и, если и не раскроет до самого донышка глубину чувств главных героев, то хоть сориентирует в эпохе, теме, идее, образах и художественных особенностях произведения. И зритель сам поймёт, стоит ли ему продолжать знакомство с названной книгой и дальше или лучше и честнее сразу бежать от неё за семь вёрст. Так не бывает, что какая-то книга нравится абсолютно всем читателям, пусть даже это книга признанного маститого автора или нобелевского лауреата. А может, читатель просто пока не дорос до неё, и ему не стоит давиться и плеваться над её страницами, а нужно подождать пару-другую десятилетий, чтобы дорасти до шедевра и в полной мере насладиться его красотой? Вот в этом и состоит бесценная роль телевизора: пропаганда произведений литературы и искусства с целью дальнейшего их изучения зрителем уже в той мере, в какой захочется именно ему. И в основном это касается наших детей. Я приветствую тенденцию современных продюсеров экранизировать русскую классику. Недавний новый фильм по «Преступлению и наказанию» мы смотрели вместе с сыном. Я не большой поклонник Достоевского (надеюсь, старик не будет за это на меня в обиде), но совместный просмотр фильма и мне, и сыну доставил удовольствие, которого я даже не ожидала. Сама атмосфера старого Петербурга, каким его знал автор бессмертного романа, удивительно удачно подобранные актёры, их тонкая игра - этого было достаточно, чтобы решиться на глубокое, неторопливое прочтение книги, которая в школьные годы почему-то вызывала стойкое отторжение. Но удивительно и особо ценно для меня было не только это: мой сын, поклонник Аксёнова, Пелевина и Лукьяненко, опередил меня в моём порыве: он первый достал тиснёный том с книжной полки и углубился в изучение русской классики». Продолжение следует... Автор: Елена Белова |
|
Irinka | 03 фев 2009 09:10 | |
Администратор Сообщений: 2149 Откуда: Тулун Зарегистрирован: 17.05.08 |
Часть 2 Телевизор способен научить ребёнка любоваться природой, восхищаться всем многообразием животного и растительного царства. Где же, как не на экране, можно увидеть в естественной среде обитания диких или редких животных: огромных вальяжных бегемотов, забавных весёлых кенгуру или гигантских жутких варанов? Особенно если в городе нет зоосада, и единственные «вживую» виденные ребёнком звери, помимо кошек и собак, это лошадка и ослик, катающие малышню по выходным дням в детском парке. Уроки истории и географии А волнующие передачи о заморских странах и далёких племенах темнокожих татуированных туземцев или древних руинах античных городов и роскошных современных мегаполисах! Кажется, как много знаний может дать просмотр телепередач ребёнку, преподнося ему на блюдечке интереснейшую информацию по самым разнообразным дисциплинам: русскому языку, литературе, истории, биологии, географии. Даже в школу скоро ходить будет необязательно… «В школе учительница постоянно хвалит моего Максима, он идёт вторым по рейтингу успеваемости в классе. Я вижу, что Вы с ним постоянно занимаетесь, – говорит мне она. – Максим очень эрудированный мальчик для своего возраста. Он так много знает о животных, традициях и обычаях разных народов, о всевозможных природных явлениях. Ведь тесты для ребят сейчас составляются таким образом, что на крепкую пятёрку уже недостаточно знания одного учебника, необходимы дополнительные занятия с родителями и репетиторами, чтение специальной литературы, просмотр учебных кинофильмов и передач. Вот именно, фильмов и передач, думаю я, старательно кивая головой в такт училкиным словам. Только одни телепрограммы и составляют весь спектр моей родительской заботы об образовании ребёнка. Я заплатила за установку кабельного телевидения, вот сын и гоняет ежедневно «Дискавери» и «Планету животных». Думала, время напрасно теряет, рассла[цензура]ется перед говорящим ящиком после трудного школьного дня, а он, оказывается, ещё умудряется что-то усваивать и запоминать». «Сейчас столько интересных передач о путешествиях, диких животных, редких растениях! Да ни один школьный учебник или энциклопедия не предоставит ребёнку столь полной и, главное, красочной информации! Именно телепередачи и являются мощным стимулом для учёбы ребёнка: увидит он красивый цветок или зверя и задумается о многообразии природы, будет внимательнее на уроках биологии и лишний раз возьмёт в руки учебник». Ходим парой Но это лишь одна сторона медали. На самом деле, для полноценного развития ребёнку необходимо общение с ровесниками и близкими людьми, которые должны и объяснить значение непонятных слов, и подкрепить полученные ребёнком знания в виде игры. Только тесный контакт маленького человечка с себе подобными любознательными друзьями или умными и терпеливыми взрослыми научит его правильно общаться, адекватно оценивать себя в этом мире и развивать целый мир в себе. Даже специализированные детские развивающие программы ребёнку лучше смотреть не в одиночку, а с мамой или папой, которые несколько лишних раз вслед за ведущим повторят для своего будущего вундеркинда, что гласный звук – это тот, который тянется или поётся, и потом целый час дуэтом будут петь друг для друга и всех соседей имеющиеся в русском алфавите гласные звуки. Такой телеурок, щедро сдобренный маминым участием или папиным вокалом, ребёнок запомнит надолго, да потом ещё и принесёт из школы заслуженную пятёрку по русскому языку. Поговори со мною, мама! Очень важно, просмотрев детскую передачу вместе с малышом, позже поговорить с ним об увиденном, причём круг родительских вопросов не обязательно должен напоминать экзаменационный список. Можно провести доверительную и искреннюю беседу: почему ты выбрал именно этот фильм? Чем тебя привлекают его герои? Как ты думаешь, мы всей семьёй могли бы тоже отправиться в путешествие по горам? А ты запомнила, какие замечательные туфли на каблуках были у принцессы, может, мы и тебе купим такие? Обсуждая с родителями фильм или передачу, ребёнку будет легче понять смысл увиденного, извлечь для себя уроки, задуматься о сложности и важности человеческого общения. "С тех пор, как дочка подросла и начала увлекаться телевидением, мне пришлось выучить наизусть поимённо всех героев её любимых мультсериалов, мы даже частенько играем с ней в девушек-шпионок или весёлых собачек. «Сегодня меня будут звать Кловер, и я быстрее всех съем овсянку!» - бросаю я утренний клич, зазывая ребёнка на завтрак. «Нет, я – Кловер, а ты будешь Саманта», - попадается на мою удочку хитрая девчонка, за пять минут уплетая тарелку каши, совершенно позабыв о том, что кашу она не любит, а хочет не каши, а колбаски, чипсов и мороженого. За мир и дружбу Но, к сожалению, иногда даже детские передачи бывают переполнены излишней агрессией, и нам приходится с недоумением наблюдать, как наш ребёнок смеётся над тем, как сильный и большой герой обижает маленького и слабого. Вероятно, лучшее, что можно предпринять в такой ситуации, это не выключать сразу же телевизор и не ругать малыша, а предложить ему попытаться оценить увиденное им с другой стороны: пожалеть пострадавшего, каким бы нелепым или некрасивым он ни казался, и осудить победителя, добившегося первенства в нечестной схватке. И в будущем обязательно контролировать, какие именно мультфильмы и передачи смотрит ребёнок, не полагаясь на всеядность вещания, а ещё лучше – смотреть телевизор вместе. «Большинство мультфильмов вообще не выдерживают никакой критики, причём это относится не только к новым иностранным анимационным сериалам, но и к старым советским фильмам для детей. Сплошное насилие и агрессия! Волк обидел щенка, заяц обманул волка, мальчики дразнят девочку – примитивные сюжеты, но опасные именно своей неприметностью и внешней простотой, они действуют на подсознание ребёнка и как бы говорят ему: вот как нужно поступать, если хочешь, чтобы тебя приняли в это общество, чтобы с тобой дружили. В иностранных мультфильмах герои постоянно воюют, и для меня неважно, в чём причина их разборок, будь то делёжка пирога или спасение мира от инопланетян. Мне не нравится, что они постоянно размахивают руками и ногами, встают в боевые стойки и выкрикивают боевые команды. Они подают неправильный пример ребёнку, призывая его к необоснованным военным действиям и пропагандируя силовое превосходство в противовес духовным ценностям. Вот так, навскидку, я не могу назвать ни одного доброго, хорошего мультфильма, который бы могла разрешить смотреть своему ребёнку. Многие мультфильмы рекламируют антисоциальное поведение героев, когда один из них, бездельник и лоботряс, отвлекает другого, трудолюбивого, но инертного, от занятий общественно полезным трудом. И ведь вся логика построения сюжета такова, что наибольшего успеха в своём деле, а именно в помехах созидательному труду, добивается лодырь, проныра и лентяй. Зрителям мультфильмов навязывается идея не честного заработка, а кратковременных усилий для достижения одной-единственной цели: найти клад и разбогатеть. Именно случайный и не всегда законный доход и провозглашается главным смыслом существования героев». Рекламные сети Обсуждая с малышом мультфильмы и детские программы, необходимо не обойти вниманием и рекламные ролики, пытаясь научить маленького человечка правильной реакции на назойливость и внешнюю непогрешимость рекламы. Важно суметь объяснить ребёнку, что у него всегда есть право сделать собственный выбор: выбор покупать или не покупать тот или иной продукт, выбор самостоятельно оценивать его качество и, самое главное, выбор смотреть или не смотреть телевизор. «На примере поведения своей дочки я наблюдаю, как телевизионная реклама навязывает ей несуществующие у неё потребности. Я тщательно слежу за питанием своего ребёнка и никогда не покупаю ей так называемый «пищевой мусор»: всякие чипсы, жвачки и сухарики. И никогда не пробовавшая этих продуктов малышка могла бы прожить всю жизнь в неведении о существовании подобной еды, но телереклама с непрекращающейся настойчивостью вновь и вновь рекомендует их употребление. И ребёнок, даже не зная, что это такое, уже просит меня купить рекламируемые «деликатесы». Мне не нравится, что телереклама формирует не только продуктовые, но и прочие вкусы моего ребёнка, будучи излишне категоричной и бесцеремонной: только то, что рекламируется, по-настоящему вкусно, полезно и модно, а всё остальное – полный отстой и пустая трата времени и денег. Меня пугает влияние телерекламы на процесс восприятия ребёнком самой жизни. Рекламные ролики демонстрируют детскому вниманию успешных, амбициозных, красивых героев, как бы говоря при этом: вот именно тот идеал, к которому ты должен стремиться. А неокрепшая детская душа, не выдерживая подобного натиска гламура, начинает мучиться комплексами собственной неполноценности и несовершенства, вызванными невозможностью иметь определённую вещь или просто несоответствием собственного внешнего облика облику рекламируемому, а значит, идеальному. В неискушённое детское сознание может закрасться абсурдная мысль: расположение окружающих людей полностью зависит только от наличия навороченного мобильного телефона последней модели или возможности управлять автомобилем-мечтой». Какие бы семикаратные бриллианты и автомобили ручной сборки ни призывала нас покупать вездесущая телереклама, пусть ребёнок понимает, что истинную важность в мире имеют только человеческие отношения. Подводя итоги Сам по себе телевизор не может быть ни врагом, ни другом ребёнка. Но он может стать одним из них, в зависимости от разных факторов: длительности просмотра, качества выбираемых программ и, конечно, нашего присутствия рядом с ребёнком и желания помочь ему правильно определиться со своей ролью в непростом дуэте отношений с телевизором. «Наш родительский запрет на право существования телевизора в доме – это не прихоть старшего поколения, а проявление настоящей родительской заботы и любви, которая является полной противоположностью гнусному суррогату телевизионной модели воспитания». «Бесспорно, нет предметов или достижений цивилизации абсолютно вредных и абсолютно полезных, в каждом из них наличествуют и плюсы, и минусы. И правильная оценка и использование этих плюсов параллельно с игнорированием либо сопротивлением этим минусам и характеризуют уровень умственного развития человека и его психического здоровья. И в первую очередь это касается отношений с телевизором: пора перестать видеть в нём только врага и вора личного времени, напротив, необходимо максимально постараться выжать из общения с ним все достоинства и обходить все острые углы таких отношений». Автор: Елена Белова http://www.myjane.ru |
|
Oksana | 04 фев 2009 18:27 | |
Пользователь Сообщений: 1967 Откуда: Москва Зарегистрирован: 14.08.07 |
эээ.... Сейчас детей (да и взрослых) зомбирует отнюдь не телевизор, а компьютер.... Изменил(а) Oksana, 04 фев 2009 18:33 |
|
Irinka | 05 фев 2009 10:11 | |
Администратор Сообщений: 2149 Откуда: Тулун Зарегистрирован: 17.05.08 |
Моего ребенка оттащить от телевизора сложнее, чем от компьютера (пока...) | |
Oksana | 05 фев 2009 14:50 | |
Пользователь Сообщений: 1967 Откуда: Москва Зарегистрирован: 14.08.07 |
Наверное, тут дело в территории проживания, так сказать. То есть, в больших городах тот же интернет быстрее, качественнее...соответственно, открываются большие возможности , например, для он-лайн игр , что очень затягивает особенно подростков (сама грешу чуток ). | |
Перейти на форум: |