ГИБДД больше не сможет караулить в темноте
Прислано Irinka на Февраль 08 2010 08:40
Вступили в силу поправки МВД РФ в административный регламент, определяющий порядок несения службы дорожной милицией.
Расширенные новости
Вступили в силу поправки МВД РФ в административный регламент, определяющий порядок несения службы дорожной милицией. Текст документа опубликован в пятницу в "Российской газете".

Защитники прав автомобилистов отмечают в новой редакции документа положительные стороны, однако сомневаются в эффективности некоторых положений, а отдельные пункты считают прямым нарушением Конституции страны.

Особый интерес автолюбителей и профессиональных водителей вызвали ограничения, наложенные на инспекторов ГИБДД.

В регламенте особо прописано, что отныне автоинспекторам запрещено вести скрытое патрулирование, то есть подкарауливать нарушителей из "засады".

В частности, нельзя будет прятать милицейскую машину или средства наблюдения за движением в кустах или в затемненном месте.

"В условиях темного времени суток и ограниченной видимости сотрудникам ДПС предписано не только нести службу на освещенных участках дороги, но также иметь при себе светящийся жезл и светоотражающее снаряжение", - говорится в новых правилах.

Любые попытки скрыть окраску машины и установленные на ней спецсигналы будут рассматриваться как нарушение со стороны инспектора.

Исключение из этого правила допускается лишь в ситуации, когда видео или фотонаблюдение ведется в условиях видимости, "ограниченной естественными переломами рельефа, поворотами и элементами обустройства улично-дорожной сети". Другими словами, следить за дорогой из-за укрытия для пассажиров на автобусной остановке не возбраняется.

Утвержденный документ мало что изменит и даст возможность автоинспекторам "продолжить игру в прятки", делает вывод лидер движения автомобилистов "Свобода выборов" Вячеслав Лысаков. "Они просто будут прятаться за рекламными щитами или изгибами дороги", - предположил он в интервью bbcrussian.com.

Противоречие закону

Первоначально регламент, вступивший в силу 1 сентября прошлого года, наделял сотрудников ГИБДД полномочиями по использованию "естественных и искусственных укрытий при контроле за дорожным движением".

Это положение вызвало недовольство многих депутатов Госдумы и генерального прокурора Юрия Чайки. Они аргументировали свое несогласие тем, что это противоречит федеральному закону "О противодействии коррупции", согласно которому деятельность органов государственной власти должна быть публичной и открытой.

С этим мнением согласился и начальник Департамента обеспечения дорожного движения МВД РФ Виктор Кирьянов, который назвал главной задачей ГИБДД "предотвратить нарушение, а не ловить нарушителей".

Кроме того, водители, даже нарушившие правила дорожного движения, отныне не обязаны подчиняться требованию остановиться, если оно исходит от милицейского наряда на машине без специальной окраски.

Патрули без опознавательных знаков обязаны взаимодействовать со стационарными постами ДПС или нарядами ГИБДД, имеющими на бортах автомобилей ведомственные знаки.

Прокурорский иммунитет

В результате вмешательства генпрокурора поправки, внесенные российским МВД в автодорожный регламент, делают прокуроров, следователей и судей практически неприкасаемыми для инспекторов ГИБДД.

Юрий Чайка, а также представители других правоохранительных органов, выступили в защиту "иммунитета" своих коллег.

Об этом стало известно неделю назад на Нажать заседании Верховного суда РФ, рассматривавшего жалобу сотрудника Следственного комитета при прокуратуре (СКП) из Владивостока Антона Кассихина.

Следователь оспаривал пункты регламента, дающие инспектору ГАИ право подвергать наказанию нарушающих дорожные правила работников прокурорского ведомства.

По мнению истца, регламент 1 сентября 2009 года фактически приравнял прокуроров и судей к рядовым водителям, что противоречит закону о прокуратуре. Согласно этому правовому документу, привлечение сотрудника прокуратуры к административной ответственности, в том числе за нарушение правил дорожного движения, является прерогативой только вышестоящего прокурора.

Однако на заседании Верховного суда выяснилось, что межведомственному конфликту положило конец само министерство внутренних дел.

МВД идет на уступки

Представитель МВД Гайк Марьян сообщил в суде, что в связи с протестом генпрокурора 31 декабря в действующий регламент внесены изменения, которые были утверждены Минюстом.

Прежняя версия регламента предусматривала, что автоинспектор, остановивший на дороге пьяного прокурора или судью, мог составить положенный в таких случаях протокол и отправить нарушителя на медицинское освидетельствование.

Новый вариант инструкции позволяет инспектору лишь написать рапорт о случившемся в органы прокуратуры, а выпившему за рулем прокурору – предложить уступить водительское место трезвому человеку.

Вячеслав Лысаков считает лишение инспекторов права применять меры в отношении нетрезвых прокуроров самым несовершенной частью нового регламента.

По его словам, "сейчас ситуация такая же, какой была много лет на российских дорогах: если из-за руля вываливается абсолютно пьяный водитель и он принадлежит к силовым структурам или является судьей, то его отпускают".

"Эта редакция неправильная, она нас не удовлетворяет", - добавил Лысаков. - Но если этот внутриведомственный документ не соответствует закону о прокуратуре, то надо менять закон о прокуратуре, потому что он не соответствует Конституции".

"По Конституции все равны перед законом, а здесь получается, что прокуроры, судьи и следователи "равнее". Мы собираемся подавать в Верховный суд иск на МВД России", - добавил лидер "Свободы выбора". Он убежден, что это положение регламента ставит под угрозу безопасность других участников дорожного движения.

Осмотры и досмотры

Заодно МВД решило ограничить действия дорожной милиции в отношении не только судей и прокуроров, но также иностранных дипломатов, депутатов, сенаторов, кандидатов на их посты, членов избирательных комиссий, кандидатов на пост президента, уполномоченного по правам человека.

Автоинспектор сможет осмотреть транспортное средство такого привилегированного водителя, только если получит ориентировку от начальства. Но даже и в этом случае ему запрещено "предъявлять требования, которые могут быть расценены, как обыск или досмотр (открыть капот, багажное отделение и иные)", приводят российские СМИ выдержку из приказа, подписанного главой МВД.

К тому же документ предусматривает разницу между понятиями "досмотр" и "осмотр".

Даже сверка номеров кузова, двигателя или идентификационного номера - это уже досмотр, который, в отличие от осмотра, должен проводиться в присутствии понятых и с составлением соответствующего протокола.

© Би-Би-Си

http://news.babr.ru