Крылья Европы
Прислано igor на Декабрь 13 2009 16:22
Состоялся первый полет среднего военно-транспортного самолета Airbus A400M
Расширенные новости
Крылья Европы
Состоялся первый полет среднего военно-транспортного самолета Airbus A400M 12 декабря 2009, 10:08

Airbus A400M, поднявшийся в воздух в пятницу, - это первый военно-транспортный аппарат XXI века, не являющийся результатом модернизации уже существующих самолетов. Кроме того, это детище одного из самых продолжительных и дорогих проектов в истории европейского авиастроения. В перспективе A400M составят конкуренцию как российким транспортникам Ил-76, так и американским Lockheed Martin C-130 Hercules. Газета ВЗГЛЯД предположила, чем Россия сможет ответить Европе.

Полет продолжительностью 3 часа 45 минут происходил в районе испанского города Севилья. Самолет показал себя с наилучшей стороны, отметил второй пилот Игнасио Ломбо (Ignacio Lombo). «Я получил настоящее удовольствие в полете. A400M очень легкий в управлении, он очень точно исполнял все задания, очень мобильный при маневрировании», - приводит его слова РИА «Новости».


«Я получил настоящее удовольствие в полете. A400M очень легкий в управлении, он очень точно исполнял все задания»

Ломбо сообщил, что в течение полета удалось испытать в действии все системы. «Все системы функционируют отлично, не было ни одного сбоя и ни одной, даже самой мелкой проблемы. Мы очень довольны полетом», - заявил Ломбо.


Как считают европейцы, А400М должен заменить как американские четырехмоторные военно-транспортные самолеты (ВТС) С-130 Hercules, так и европейские двухмоторные Transall C-160.


Параметры


А400М сможет вместить 116 военнослужащих с амуницией или бригаду из 25 медиков и 66 носилок. Максимальная грузоподъемность по проекту составляет до 37 тонн, в том числе военный вертолет NH90 или CН-47 Chinook, или одновременно два БТР Stryker. С него можно сбрасывать на парашюте до 16 тонн груза и до 116 десантников. Максимальная высота десантирования грузов составляет 4 км, потолок самолета – 12 км.


Ожидается, что самолет получит сертификаты как для гражданского, так и военного применения.

Российский ответ


«Не стоит ожидать, что в ближайшие годы самолет будет иметь большой коммерческий успех вне Европы»

В активе имеется очень неплохой российско-украинский «грузовик» Ан-70, по комплексу летно-технических характеристик практически не уступающий военному «Эрбасу». Этот самолет, разработка которого началась еще в СССР, поднялся в воздух раньше европейского аналога и в настоящий момент проходит испытания. Одно время Ан-70 предлагался европейцам как альтернатива «Эрбасу»: правительство Украины и АНТК предлагали адаптировать машину под требования НАТО при условии стабильного финансирования. Предполагалось оснастить самолет двигателями западного производства SNECMA М138 или Rolls-Royce BR.715ТР. Однако европейские прагматики не захотели финансировать «варягов» с Востока, предпочитая дождаться «местного» продукта.


К сожалению, этот проект является заложником непростых двусторонних отношений Москвы и Киева. Россия то объявляла о приостановке своего участия в проекте, то вновь возвращалась в него. Согласно последним заявлениям главкома ВВС Зеленина, наша страна все-таки заинтересована в антоновском транспортнике, проявило к нему интерес и МО Украины, обещав профинансировать строительство, как минимум, двух таких самолетов. Тем не менее, в известных программах строительства ВВС РФ на среднесрочную перспективу этот самолет не значится.


С другой стороны, существует договоренность с Индией, о совместной разработке перспективного среднего ВТС. Создана и с 2007 функционирует межправительственная комиссия по данному вопросу. По всей вероятности, речь идет о машине на базе проекта Ил-214, известного также как МТС – «многоцелевой транспортный самолет». Но эта двухмоторная машина находится в классе грузоподъемности до 24 тонн.


Заметим, что создавая А400М, европейские авиастроители рассчитывали заменить им сразу две машины среднего класса: более легкий двухмоторный С-160 грузоподъемностью до 16 тонн и более тяжелый, четырехмоторный С-130 класса до 20 тонн, и - отчасти - тяжелый ВТС (к слову, отсутствующий в Европе как класс, кроме тяжелых самолетов Ан-22 и Ан-124), снизив потребности в закупках очень дорогих тяжелых ВТС Boeing C-17A Globemaster III. Фактически, А400М – это такой вариант «три в одном», точнее даже «два с половиной» в одном.


При этом благодаря высокоэкономичным двигателям, снабженным восьмилопастными пропеллерами с саблевидными лопастями и «умной» системой контроля за расходом топлива, экономичность четырехмоторного самолета в полетах с «недогрузом» не будет отличаться от таковой для двухмоторной машины. Снижению эксплуатационных расходов способствует тщательно «влизанная» аэродинамика самолета, а также продуманная система предполетного и послеполетного обслуживания.

Ил-214 теоретически призван заменить также сразу несколько типов самолетов: Ан-12, Ан-26 и Ан-72, то есть самолетов грузоподъемностью от 5 до 20 тонн. Таким образом, вопрос о среднем ВТС грузоподъемностью 40-50 тонн, который придет на смену морально стареющему Ил-76, остается открытым.

Собственно, претендентов на эту позицию два, а точнее, даже три. Кроме Ан-70 это чисто российские самолеты Ил-76МФ и его глубокая модернизация с иным крылом и авионикой Ил-476. Начало серийной сборки на «Авиастар-СП» запланировано на 2010 год, с 2012 года ульяновский завод должен выпускать ежегодно по десять самолетов типа Ил-76МФ. Первый опытный Ил-476 должен быть собран на «Авиастар-СП» в 2010-2011 годах, а к 2015 году эта машина должна полностью заменить старые версии «Илов». До 2015 года ОАК планирует собрать в Ульяновске не менее 25 Ил-476.


Однако проект развертывания сборки Ил-76 в России (в настоящий момент самолеты строятся на Ташкентском авиационном производственном объединении им. Чкалова) представляет собой сложную организационную и производственную задачу. Хотя Ил-76 - далеко не новая машина, на нее сохраняется высокий спрос. Более того, можно даже говорить о возникновении дефицита этих самолетов, ведь они используются не только в качестве транспортных, но и как платформа для воздушных заправщиков и самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления.


Чтобы освоить производство Ил-476, на «Авиастар-СП» с 2008 года начата масштабная программа технического перевооружения. На эту программу планируется выделить 8,5 млрд рублей. Средства получены как в рамках реализации федеральной целевой программы по развитию отечественного авиапрома, так и за счет привлеченных заемных средств с субсидированием государством процентных ставок по кредитам. Под программу техперевооружения для организации производства Ил-476 уже привлечен кредит Сбербанка в сумме 1,5 млрд руб. под 11% годовых.


И все же по сравнению с Ил-476 антоновская машина является более передовой - как в плане аэродинамики, так и общей компановки, несмотря на наличие спорных технических решений (прежде всего это касается задней грузовой рампы, которая, по мению некоторых критиков, излишне утяжеляет конструкицию самолета). Ильюшинский ВТС можно сопоставить с омоложенным «Супер Геркулесом» С-130J (первый прототип американского самолета поднялся в воздух в 1958 году).

Совместный Ан-70, вероятно, рассматривается сегодня как подстраховочный вариант. Кроме того, благодаря высокой тяговооруженности и особой аэродинамике, самолет обладает неплохими взлетно-посадочными характеристиками, что будет полезно прои проведении всякого рода спецопераций. Этот самолет, пусть и в небольших количествах, несомненно, найдет свое место в структуре воздушно-десантных войск.


Таким образом, если европейцы меняют на единый тип два типа средних транспортных самолетов (при том, что отличными легкими машинами класса 5-12 тонн они вполне обеспечены), то в нашей стране переходный от легкого к среднему транспортный Ил-214 должен заменить сразу три типа машин. С учетом легкого оперативно-тактического ВТС Ил-112, первый полет которого запланирован на 2011 год, в России выстраивается вполне логичная линейка самолетов военно-транспортной авиации: Ил-122 (до 6 тонн) – Ил-214 (до 20 тонн) – Ил-76МФ/Ил-476 (до 50-60 тонн) – Ан-124 (и оставшиеся в строю Ан-22, до 80 тон и выше). Плюс, возможно, небольшое количество Ан-70 в классе до 50 тонн для войск спецназначения.


Дело за малым – развернуть производство «Ильюшиных» в товарных количествах.

http://www.vz.ru/society/2009/12/12/358003.html