в Тулуне -3,5°C 718 mmHg прогноз погоды чт., 25 апреля 2024 05:18 Курс валют $ 92,13 € 98,71 ¥ 12,67

Почему дорожают бензин и авиабилеты

Новости Тулуна > Почему дорожают бензин и авиабилеты
Федеральная антимонопольная служба начала борьбу за справедливые цены

Евгений БЕЛЯКОВ — 27.07.2009

На автозаправках после полугодового затишья снова растут цены на бензин. Повод традиционный. Цена на нефть, мол, сильно выросла за последние несколько месяцев - пора автолюбителям и честь знать. Но есть ли реальные причины для такого повышения? Ведь даже когда нефть подешевела на 80%, цены на бензин снизились лишь на 20%. Авиакеросин упал в стоимости более чем на треть, но авиабилеты ничуть не подешевели. Крупные компании опять разводят простых потребителей на деньги?

ГОРЮЧЕЕ БЬЕТ ПО КАРМАНУ

- Мы нефтяным компаниям и суду просто покажем, как они пересматривали цены в период растущих цен на нефть, - бушевал на днях глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. - И как не падала стоимость бензина, когда нефть стала дешеветь. Очень наглядные графики. Ясно, что это были злоупотребление и попытки поживиться за счет потребителя.

Еще в начале года в интервью «КП» глава ФАС говорил, что справедливая цена бензина в России - в среднем 11 рублей за литр. Но до этого уровня она так и не опустилась. А теперь снова стала расти. Лишь за третью неделю июля цены на горючее прибавили 1%. В среднем по стране 92-й бензин стоит 21,2 рубля, а 95-й - 22,8 рубля. Для сравнения: летом 2005 года, когда цена на нефть была примерно такой же, как и сейчас, 92-й бензин в среднем по стране стоил 16,8 рубля, а 95-й - 18 рублей. Почему такие диспропорции?

Эксперты объясняют это общей инфляцией в стране - в среднем по 10% в год. Кроме того, доля нефти в общей стоимости бензина невелика - почти 60% приходится на налоги и акцизы (см. график), поэтому точно следовать за изменениями цены на «черное золото» на автозаправках не могут. Как не могут нефтяные компании и сэкономить ни на налогах, ни на тарифах.

- Прикол в чем. Вы можете заставить нефтяников снизить цены, - говорит Максим Шеин, глава аналитического отдела инвестиционной компании «Брокеркредитсервис». - Но что они будут делать? Станут добывать меньше нефти или пускать больше на экспорт. В итоге получим дефицит бензина. Другой вопрос: куда ФАС смотрела, когда разрешила «Роснефти» скупить все нефтеперерабатывающие заводы в Сибири и на Дальнем Востоке? Да и в Центральной части ситуация с конкуренцией не лучше.



Высокие цены на бензин в России - это последствие. А причина в том, что в нашей стране нет конкуренции: работают всего 9 нефтяных компаний, которым принадлежат все 28 нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Для сравнения: в США действуют почти 200 НПЗ, работающих по новых технологиям и реально конкурирующих друг с другом. Поэтому, как объясняют эксперты, деваться большинству российских заправок, которые работают независимо от нефтяных компаний, некуда. Привезли им бензовоз по определенной цене - приходится покупать.

- Оптовые цены на 92-й бензин с начала года выросли на 135%, а на 95-й - на 55%, - говорит Виталий Крюков, аналитик ИФД «КапиталЪ». - При этом розничные прибавили всего 10%.

Объяснение простое: снижать цены и повышать свою эффективность нефтяным компаниям, владеющим НПЗ, нет смысла, ведь бензин и так расхватывают на ура. Конечно, если бы не ФАС, то повышение было бы куда больше. Но насколько такая мера ручного регулирования нужна?

- Должна быть эффективная политика государства, а не угрозы и регулирование цен, - считает Максим Шеин. - Снизьте налоги, не повышайте на 20% в год тарифы на прокачку нефти - вот цены на заправках и станут ниже. У нас неэффективное налогообложение: легко сидеть и пошлины выставлять, это и ребенок сможет. Нужно налоги рассчитывать, исходя из себестоимости нефти, а не спекулятивной мировой цены, и стимулировать компании строить новые НПЗ.

Тем не менее, сколько бы наши нефтяники ни прибеднялись, список «Форбс» наглядно показывает, сколько они зарабатывают и на сколько могли бы быть ниже цены на российских автозаправках. Тем более что себе в убыток нефтяники еще никогда не работали.

В НЕБЕ ЗАПАХЛО КЕРОСИНОМ

Изменения цены на нефть побудили ФАС еще к одному расследованию. Напомним, в прошлом году из-за резкого роста цен на керосин (почти на 200%) произошел отраслевой кризис, который привел к банкротству нескольких авиакомпаний. После заявлений премьера Владимира Путина и угроз ФАС осенью прошлого года нефтяники пошли на снижение цен. Однако ответного удешевления билетов от авиаторов пассажиры так и не дождались.

- Цены на авиакеросин упали более чем на 30%, - говорит Игорь Артемьев. - Мы знаем, что 40% от цены билета составляет стоимость авиакеросина, поэтому логично было бы, если бы цена на билет снизилась примерно на 15%. Но этого не произошло.



- В прошлом году рост цен на керосин подтолкнул большинство авиакомпаний к покупке более экономичных иностранных самолетов, - объясняет Олег Пантелеев, начальник аналитического отдела отраслевого агентства «АвиаПорт». - Теперь им надо отбить инвестиции и покрыть убытки. Но даже в хорошие годы рентабельность авиационного бизнеса не превышает 3 - 4% из-за высокой конкуренции на рынке. Кроме того, летом во время сезонных продаж компании зарабатывают, а зимой расходуют полученные деньги. У авиакомпаний есть возможность продать билеты подешевле, но при этом загрузить рейс побольше. Или наоборот. Четкой привязки к себестоимости здесь нет.

Конечно, бизнес есть бизнес. Понять и авиаторов, и нефтяников можно. В кризис всем сложно, а зарабатывать хочется, как прежде. Но хитрость их тоже видна невооруженным взглядом. Самый свежий пример - в июле оптовые цены на керосин выросли на 10%. Авиакомпании отреагировали мгновенно: повысили расценки на билеты, а вместе с ними подорожали и турпутевки, столь популярные в летнее время, - в среднем на 30 - 50 долларов. А вот стоило цене в начале этого года упасть - столь молниеносной реакции почему-то не было. Так почему же мы должны переплачивать за билеты? Тем более когда многим из россиян сократили зарплату, но съездить в отпуск им все равно хочется.

Да и о какой справедливой цене на билет может идти речь, когда слетать в Европу или даже в Юго-Восточную Азию гораздо дешевле, чем на Урал?! Конечно, вместо того чтобы заниматься снижением издержек, российским компаниям гораздо проще залезть в карман к потребителю. Тем более что выбора у него практически нет. Во многие российские города можно попасть лишь транзитом через Москву или самолетами одной - максимум двух авиакомпаний.

- Такое ощущение, что авиакомпании держат нас за людей, которых доить надо, - считает Игорь Артемьев.

В ближайшее время и нефтяники, и авиаторы будут объяснять ФАС, почему цены на бензин и авиабилеты не снижаются. Посмотрим, что из этого получится.

Средние цены на топливо в разных регионах России (руб. за 1 литр)

РегионАИ-92АИ-95Дизельное топливо
Москва19,9721,9319,66
Санкт-Петербург20,0222,1418,77
Мурманск21,9824,2822,16
Волгоград20,3721,6216,97
Иркутск24,0926,0921,21
Киров20,3022,3018,55
Воронеж20,5621,6416,31v
Уфа21,1521,9419,00
В среднем по России21,0622,6218,42


По данным Росстата на 13 июля.
0 Комментариев · · Для печати
Новость добавлена: AlexHo, Июль 27 2009 12:02
Нравится
Комментарии
Нет комментариев.

Добавить комментарий

Для того чтобы добавить комментарий Вам необходимо авторизироваться

Рейтинги

Рейтинг доступен только для авторизованых пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.

Другие новости